Отчеты
Первый лучший ударник железнодорожной отрасли
Более восьмидесяти лет существует высшая награда отрасли – знак «Почетный железнодорожник». 24 ноября 1932 года газета «Гудок» опубликовала выступление председателя ЦК профсоюза железнодорожной отрасли. Он сказал: «В качестве наибольшего поощрения ЦК союза железнодорожников намерен создать Значок Почетного железнодорожника, который должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта. Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет, на каком либо участке заслужит представления профорганизацией на получение значка».
В мае 1933 года вопрос о такой награде рассматривался в ЦИК СССР, который дал соответствующие поручения. В апреле 1934 года комиссия Президиума ЦИК утвердила образец знака, а в мае того же года один из руководителей правительства, народный комиссар путей сообщения А.А. Андреев – Положение о знаке, чем фактически положил начало существованию награды. Получивший такой значок получал не только огромную моральную награду, но и пользовался некоторыми льготами материального плана.
За эти годы неоднократно менялся его внешний вид, обновлялось Положение о нем. Но награда эта была и остаётся самым престижным знаком отличия железнодорожника.
В настоящее время приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 18 октября 2005 г. № 130 «О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня 2007 г. и
23 сентября 2013 г.) утвержден нагрудный знак «Почетный железнодорожник». Основаниями для награждения являются наивысшие результаты в труде и другие особые заслуги перед железнодорожным транспортом.
Первым кавалером этой награды стал Семён Васильевич Кутафин.
Семен Кутафин родился 15 ноября 1902 года в станице Ладожской ныне Усть-Лабинского района Краснодарского края в семье станционного плотника. После окончания церковно-приходской школы и городского реального училища в 15 лет пошел работать на железную дорогу. Сначала учеником телеграфиста, затем – телеграфистом на станции Песчанокопская, что между Кавказской и Сальском. Три года работал в своей станице. Службу в Красной Армии проходил в Тбилиси.
В 1927 году Кутафин окончил Ростовские железнодорожные курсы, после окончания которых работал заместителем начальника станции Георгиевск. В 1930 году, после окончания Владикавказских курсов диспетчеров, был направлен диспетчером на станцию Грозный.
В отличие от коллег-диспетчеров, нередко предпочитавших руководить участками, не выходя из кабинетов, он рано понял, как важно знать конкретные условия работы на подопечных станциях и возможности людей, призванных выполнять его указания. В свободное от дежурств время молодой диспетчер стал выезжать на перегоны. Смотрел, вникал в дела станционников, локомотивных и поездных бригад, все чаще давал им толковые советы, а потом и обстоятельные указания.
В период 30-х годов особенно медленно продвигались сборные поезда: их могли долго и безнаказанно держать на любой станции, ломая график движения других составов, работа с ними поручалась провинившимся в чем-либо машинистам и кондукторам. Выезжая на участки со сборными поездами, Семён Васильевич интересовался всеми мелочами их приема и обработки, доходя до действий главных и старших кондукторов, поездных вагонных мастеров, смазчиков, сцепщиков, раздатчиков и других работников, проверял поездные документы, выяснял, где и какая предстоит отцепка и прицепка вагонов, составлял план работы с поездом, согласовывал его с дежурным диспетчером, копии плана давал машинисту и главному кондуктору, объясняя бригадам последовательность действий на каждой станции. Постепенно эти и другие приемы работы складывались в стройную систему, в только ему присущий метод работы.
Сутью своего метода, его главными составными частями он считал, во-первых, систематические рейсы со сборными поездами, что позволяло руководить движением не вслепую, а со знанием людей и обстоятельств; во-вторых, обучение главных кондукторов рациональному приему поездов на распорядительных станциях с нанесением на вагоны меловой разметки согласно документам; в-третьих, слаженную, по заранее намеченному плану работу паровозной и поездной бригад; в-четвертых, повышение ответственности железнодорожников за сборные поезда и тесную увязку их движения с другими поездами и, наконец, знание диспетчером профиля участка и возможностей локомотива, чтобы давать машинистам реальные задания по продвижению поездов. Остается добавить, что на каждый сборный поезд он составлял оперативный план и расписание движения.
При первой поездке со сборным поездом на участке Гудермес – Прохладная Кутафин ускорил его прибытие на конечную станцию на 4 ч 15 мин против установленного времени. Со вторым поездом сэкономил в пути 5 ч 25 мин. Обычное время хода на участке протяженностью 182 км было сокращено более чем в два раза.
Таким образом, С.В. Кутафин впервые разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов, позволившую в реальных условиях вдвое ускорить их продвижение. В историю вошло и то, что в дни работы XVII съезда партии в порядке эксперимента и передачи своего опыта новатор провел угольный маршрут из Донбасса в Ленинград за 5 дней и 10 часов, тогда как другие подобные составы находились в пути не менее 8-10 суток.
После этого события Кутафин был награжден знаком «Почётному железнодорожнику», причем оформлено это было документом не совсем наградного характера. В приказе № 34Ц от 21 февраля 1934 года «О методе работы Грозненского диспетчера С. Кутафина», подписанном наркомом и начальником Политуправления НКПС и состоящем из четырех пунктов, первый и третий пункты предписывали широко распространить метод по всей сети железных дорог и издать о нем брошюру, второй говорил о награждении инициатора, а последний – о выдаче ему комплекта форменного обмундирования и премии в сумме 600 рублей.
Так Семён Васильевич Кутафин стал первым почётным железнодорожником в стране. Интересно, что в то время, когда был подписан этот приказ, формально положения о знаке еще не было, хотя к тому моменту вопрос об учреждении награды был принципиально решен. Официально «рождение» главной профессиональной награды состоялось только спустя 3 месяца. Это, видимо, и стало причиной того, что первая публикация о награждении появилась в «Гудке» лишь 1 июня, а само вручение оттянулось до октября. Именно тогда награжденный увидел свой знак за номером 1 и удостоверение к нему с таким же номером и необычной припиской: «За кутафинский метод».
На реверсе значка на пластине надпись: «Тов. Кутафину С. В. за социалистическое отношение к труду 1Д.Н.К. Н.К.П.С.» и дата награждения. Значок «малого» размера (22 х 33 мм), выполнен из серебра 916 пробы. Накладные части – паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка – золотые. Лишь с 1964 года он стал именоваться не значком, а знаком и был изготовлен уже из другого металла. Бронзовый желтый, бронзовый посеребренный, бронзовый никелированный, оксидированный, крашеный, из латуни, встречаются даже медные образцы. И только в первом варианте значка накладные части изготовлены из золота (серп и молот из серебра), а пластинка крепления с именной надписью – серебряная. На гайке видна надпись изготовителя значка «Всекохудож, Москва, №11, Кузнецк. мост». Значок «Почетному железнодорожнику» №1 и удостоверение к нему, подписанное лично наркомом А. А. Андреевым, хранились в Центральном музее революции СССР в Москве.
Первая командировка Кутафина в роли уже инспектора НКПС была на Донбасс. Там наиболее густая железнодорожная сеть и более многочисленный коллектив паровозников и движенцев. Следующим был Грозненский железнодорожный район, потом – Сибирь. Из Кузнецка в Магнитогорск он провёл угольный маршрут. Затем распространял свой опыт в Самарканде. В 1935 — 1937 годах работал старшим ревизором-диспетчером при наркомате.
Затем началась его деятельность на руководящих должностях. В мае 1937 года Кутафин назначен заместителем начальника Орджоникидзевской железной дороги и в том же году переведен на ту же должность в Ростов. В августе 1938 года Семён Васильевич возглавил Южную железную дорогу. Здесь он активно пропагандировал свой прогрессивный метод и способствовал его внедрению. Диспетчеры-кутафинцы с каждым днем добивались все новых успехов в скоростном продвижении не только сборных, но и транзитных поездов. Это привело к заметному улучшению всей поездной работы на дороге. Именно в этой должности он встретил Великую Отечественную войну. Будучи начальником магистрали и впоследствии в качестве руководителя оперативных железнодорожных групп, создававшихся для ускорения продвижения воинских грузов в районы Сталинграда, Курской дуги и других крупных сражений. Кутафин попадал под бомбежки и обстрелы, работал бесстрашно и напряженно, много сделал для того, чтобы быстрее восстановить все, что разрушила война. На Курской дуге им предстояло ответственное задание – восстановление и эксплуатация освобожденных участков фронтовых дорог. В частности, было организовано движение поездов на участках Курск — Льгов, Льгов – Дмитровск, Курск – Поныри, Курск – Косторная, Курск – Ржава, Льгов – Готня. Причем почти вся поездная работа в районе Курской дуги осуществлялась силами работников Южной магистрали. К началу наступления противника в этом направлении было доставлено более 468-ми тысяч вагонов. В некоторые дни прибывало до 120-ти поездов, или 6 тысяч вагонов. Общий объем воинских перевозок для обеспечения Курской операции составил около 340 тысяч вагонов, что намного превышало перевозки в период битвы под Москвой и битвы на Волге.
Когда был освобождён Харьков, Кутафин вместе с инженерами железнодорожных войск организовал восстановление разрушенных коммуникаций, уже спустя неделю после освобождения, открыв сквозное движение через харьковский железнодорожный узел, считавшийся одним из самых сложных в СССР по причине большого количества мостов, путепроводов и пересечений.
За заслуги в обеспечении перевозок для фронта и в восстановлении железнодорожного хозяйства ему в ноябре 1943 года вместе с другими работниками транспорта было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
1 марта 1944 года Кутафина утвердили начальником Московско-Курской магистрали, присвоили звание генерал-директора движения 2-го ранга. Позже в связи с образованием округов железных дорог С.В. Кутафин был переведен в аппарат Министерства путей сообщения и курировал службу движения по дорогам Средней Азии. В 1949 году его назначили главным ревизором-диспетчером по Донецкому округу железных дорог, а в 1951 году, после упразднения округов, он стал начальником отдела дорог Юго-Запада.
Полстолетия автор «кутафинского метода» делился с людьми приемами своей работы, объяснял в печати тонкости диспетчерского труда, не уставал пропагандировать прогрессивную технологию.
За самоотверженный труд Семён Васильевич был награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, рядом медалей.