Публичная Декларация ключевых целей и приоритетных задач Министерства транспорта Российской Федерации
Ключевыми целями Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, которая является клиентоцентричной и предусматривает формирование Единой опорной транспортной сети Российской Федерации, определены:
• повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
• повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;
• увеличение объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, и развитие мультимодальных логистических технологий;
• цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.
Кроме того, в сложившихся экономических условиях одним из основных приоритетов деятельности Министерства транспорта Российской Федерации является принятие мер, направленных на обеспечение устойчивости транспортной системы и ее комплексной безопасности.
В рамках плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления осуществлены:
• оказание финансовых мер поддержки организациям транспортного комплекса, включая субсидирование российских пассажирских и грузовых авиакомпаний и аэропортов, докапитализацию ОАО «РЖД» для поддержки реализации инвестиционной программы за счет средств Фонда национального благосостояния, субсидирование российских кредитных организаций в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям транспортного комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации транспортного комплекса;
• совершенствование законодательной базы в сфере транспортного комплекса, направленное на обеспечение транспортной доступности населения и поддержку транспортных организаций;
• сокращение регуляторных издержек в транспортной отрасли;
• решение логистических проблем, поступающих в том числе в виде обращений в оперативный штаб Министерства транспорта Российской Федерации по обеспечению устойчивой логистики пассажиров и грузов.
ЦЕЛЬ 1. ПОВЫШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СВЯЗАННОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ
Приоритетные задачи:
- развитие сети автомобильных дорог федерального значения;
- развитие железнодорожных линий;
- увеличение мощностей морских портов Российской Федерации;
- увеличение пропускной способности внутренних водных путей;
- развитие аэропортовой сети;
- повышение качества автомобильных дорог федерального значения;
- повышение качества автомобильных дорог регионального значения в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»;
- повышение качества дорожной сети городских агломераций в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги»;
- сохранение качественных характеристик внутренних водных путей;
- развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте.
Результаты решения задач в 2022 году:
- завершение строительства и реконструкции 228 км автомобильных дорог федерального значения;
- ввод в эксплуатацию 177,9 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий;
- обеспечение суммарной провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в объеме 158 млн. тонн;
- обеспечение суммарной провозной способности участков на подходах к морским портам Северо-Западного бассейна в объеме 145,6 млн. тонн, на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна в объеме 125,1 млн. тонн;
- прирост производственной мощности российских морских портов в объеме 53,19 млн. тонн;
- прирост пропускной способности внутренних водных путей в объеме 1,5 млн. тонн;
- ввод в эксплуатацию после реконструкции (строительства) 4 взлетно-посадочных полос и 3 вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры;
- обеспечение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, на уровне 77 % от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения с учетом плана приема-передачи автомобильных дорог из одной формы собственности в другую;
- обеспечение в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» доли автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, на уровне 48 % от общей протяженности;
- обеспечение в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» доли протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, на уровне 77 % от общей протяженности;
- обеспечение доли эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой на уровне 39,3 %;
- снижение количества смертельных случаев и случаев травматизма относительно уровня 2017 года на 35 %;
- уровень оснащенности Ространснадзора техническими средствами − 93 %;
- оснащение Ространснадзора 4 патрульными судами (катерами);
- прирост количества приобретенных передвижных контрольных пунктов транспортного контроля Ространснадзора в отчетном периоде относительно уровня 2017 года на 20 %.
ЦЕЛЬ 2. ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Приоритетные задачи:
- обеспечение потребности в перевозках пассажиров на железнодорожном транспорте;
- расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя г. Москву;
- обеспечение возможности перевозки пассажиров в прямом смешанном (комбинированном), в том числе мультимодальном, сообщении на территориях субъектов Российской Федерации;
- обновление парка транспортных средств на железнодорожном транспорте;
- обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в городских агломерациях в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Результаты решения задач в 2022 году:
- транспортная подвижность населения на железнодорожном транспорте в объеме 931 пасс.-км на 1 человека в год;
- пассажиропоток в железнодорожном сообщении для ключевых направлений Центрального транспортного узла – 783,1 млн. человек;
- количество отправленных пассажиров в дальнем следовании в регулируемом государственном секторе – 55,7 млн. человек;
- 54 319 субсидированных региональных регулярных авиационных рейсов (выполняемых не менее чем по 175 маршрутам внутренних воздушных линий);
- 1,4 млн. пассажиров из числа льготных категорий населения;
- 250 тыс. пассажиров, перевезенных Дальневосточной региональной авиакомпанией по субсидируемым маршрутам;
- объем внутренних региональных авиаперевозок, за исключением маршрутов, пунктом назначения или отправки которых является г. Москва, – 21,4 млн. пассажиров в год;
- количество самолето-вылетов из аэропортов, функционирующих в составе федеральных казенных предприятий воздушного транспорта, – не менее 33,3 тыс. единиц;
- количество функционирующих в составе федеральных казенных предприятий воздушного транспорта аэродромов и посадочных площадок – 81 единица;
- количество функционирующих аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не включенных в состав федеральных казенных предприятий, получающих субсидию, – 1 единица;
- 15 маршрутов прямых смешанных (комбинированных), в том числе мультимодальных, перевозок пассажиров на территориях субъектов Российской Федерации;
- обновление парка пассажирских вагонов для перевозок в дальнем следовании, парка моторвагонного подвижного состава для пригородного сообщения;
- обновление не менее 350 приведенных единиц транспортных средств в городских агломерациях, отобранных на конкурсной основе.
ЦЕЛЬ 3. УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА И СКОРОСТИ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРАНЗИТНЫХ, И РАЗВИТИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Приоритетные задачи:
• обеспечение функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
• обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
• увеличение грузопотока по Северному морскому пути;
• расширение интеграционного взаимодействия по линии отраслевых органов сотрудничества международных объединений и организаций – Союзного государства, Евразийского экономического союза, Содружества Независимых Государств;
• развитие и повышение эффективности использования транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации;
• повышение эффективности деятельности национальных экспортеров, увеличение экспорта транспортных услуг, расширение коммерческого присутствия российских предприятий транспортно-логистического сектора за рубежом;
• продвижение в повестку отраслевых рабочих органов международных организаций и форумов, а также межправительственных комиссий и рабочих групп по транспорту приоритетов транспортного комплекса Российской Федерации, в том числе проектов и инициатив, направленных на расширение торгово-экономического и логистического сотрудничества с рядом зарубежных стран в целях обеспечения потребностей экономики в транспортных услугах;
• увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом.
Результаты решения задач в 2022 году:
• функционирование 314 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
• завершение мероприятий по модернизации 16 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
• объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути на уровне 32 млн. тонн;
• реализация мероприятий плана Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка государств – участников Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.;
• выполнение плана мероприятий по реализации первого этапа (2021−2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года и Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере транспорта на период до 2030 года;
• выполнение плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2021−2023 годы;
• реализация перечня совместных мер реагирования на возникающие проблемы, созданного в рамках Рабочей группы для мониторинга экономической ситуации в государствах-участниках СНГ и подготовки конкретных предложений по возможным мерам реагирования на возникающие проблемы;
• реализация системы принятия скоординированных управленческих решений по развитию и повышению эффективности использования транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации;
• продвижение на международной арене проектов и инициатив в области строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры, создание условий для наращивания экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации;
• обеспечение учета интересов отечественного транспортного комплекса при формировании международных стандартов, рекомендуемых практик, а также при разработке стратегических документов в области транспорта;
• обеспечение транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в объеме 1 114 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте;
• обеспечение доставки транзитных контейнеров на направлении «Север – Юг» в срок до 2,5 суток;
• обеспечение доставки транзитных контейнеров на направлении «Запад – Восток» в срок до 8 суток.
ЦЕЛЬ 4. ЦИФРОВАЯ И НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТРАСЛИ И УСКОРЕННОЕ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Приоритетные задачи:
• реализация мероприятий ведомственной программы цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
• функционирование системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
• совершенствование функционирования Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;
• реализация мер по декарбонизации и повышению энергоэффективности транспортного комплекса;
• обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса и смягчение последствий изменения климата для объектов транспортной инфраструктуры;
• обеспечение модернизации системы подготовки кадров для транспортного комплекса.
Результаты решения задач в 2022 году:
• обеспечение функционирования государственной информационной системы электронных перевозочных документов и единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, включая автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств;
• обеспечение применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении транзитных перевозок отдельных видов грузов через территорию Российской Федерации;
• реализация Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;
• обеспечение прогнозирования выбросов парниковых газов и определение целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов от транспортного комплекса Российской Федерации (по видам транспорта);
• реализация мероприятий Плана адаптации к изменениям климата в области транспорта;
• разработка и внедрение новых образовательных программ в целях кадрового обеспечения реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.