Вопрос - ответ
Опубликовано 17 Июля 20071. Какие перспективы несет в себе создание кольцевой Черноморской автострады для стран региона?
Прежде всего следует сказать о том, что кольцевая Черноморская автомагистраль будет являться автомагистралью с высокой пропускной способностью и будет обеспечивать необходимое качество услуг для движения транспортных средств по автомагистрали с гарантией безопасности, скорости и удобства.
Кольцевая Черноморская автомагистраль должна обеспечить надежную автотранспортную связь между морскими, речными и воздушными портами в зоне транспортного коридора ЧЭС, а также обеспечить выходы в рекреационные зоны и другие районы государств Черноморского бассейна.
Развитие автомагистрали приведет к усовершенствованию и строительству новых объектов дорожной инфраструктуры, создаст дополнительные условия для улучшения инвестиционного климата Черноморского региона.
Все это будет способствовать не только экономическому и социальному развитию региона, но и экономическому и социальному развитию Европейского континента.
2. Насколько экономически оправдано создание транспортных связей между транспортной инфраструктурой стран Черноморского региона и Азией?
По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в начале XXI века наиболее интенсивное развитие торговли ожидается между рынками Юго-Восточной Азии и Европы. Освоение столь мощного грузопотока требует дальнейшего развития существующих и создание новых международных транспортных связей, обеспечения сообщения с трансъевропейской, панъевропейской и евроазиатской транспортными связями.
В настоящее время Минтрансом России разработана подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг». Речь идет о реализации комплексных инфраструктурных проектов, направленных на повышение привлекательности российских транспортных коридоров за счет ускорения доставки, развития логистических и информационных технологий, комплексной модернизации и обустройства железнодорожных и автомобильных, морских и речных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
19 апреля 2007 г. государствами-членами ЧЭС были подписаны меморандумы о взаимопонимании по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря, а также по развитию морских магистралей в регионе ЧЭС. Это событие имеет большое значение в развитии сотрудничества в Причерноморье, обозначает переход к реализации крупных экономических проектов на одном из приоритетных направлений развития организации ЧЭС.
3. Дальнейшие шаги по интеграции транспортных систем стран Черноморского региона.
Историческая и географическая близость стран – основателей организации ЧЭС дала им возможность перейти к формированию сходных подходов в оценке ситуации в Черноморском регионе и перспективам регионального сотрудничества.
Основными направлениями развития транспортной инфраструктуры международного значения являются:
развитие железных и автомобильных дорог;
морских портов и паромных сообщений;
внутренних водных путей, обеспечивающих связи регионов Кавказа и центральной Азии с Европейским Союзом;
аэропортов и категорированных аэродромов.
Перспективным направлениям регионального сотрудничества является совместное совершенствование транспортной инфраструктуры в регионе и ее состыковка с европейскими и азиатскими транспортными магистралями.
Развитие автодорог и автомобильных перевозок грузов в регионе ЧЭС, а также упрощение процедур пересечения границ являются приоритетом Российской Федерации.
Для обеспечения и развития связей между государствами – членами Европейского союза, государствами Черноморского региона и Азии необходимы скоординированные усилия по строительству и реконструкции дорог, удовлетворяющие требованиям международного сообщения. Решение общих проблем развития дорожной инфраструктуры требует новых подходов в рамках регионального сотрудничества.
Представляет интерес совместная работа над проектом создания нового незамерзающего водного пути из Каспийского моря в Черное с целью бесперевалочной доставки грузов из региона Каспия в водную транспортную систему Центральной и Западной Европы.
4. Как должно осуществляться финансирование проекта кольцевой автострады?
Финансирование строительства, эксплуатации и реконструкции автомагистрали будет осуществляться непосредственно государствами-членами ЧЭС за счет государственных средств и средств частного характера. Кроме того, финансирование может осуществляться через фонды ЕС и займы Европейского инвестиционного Банка, Европейского банка реконструкции и развития, Мирового банка и других банков и фондов. Таким образом, имеется возможность в расширении финансирования проекта.
Принимая во внимание разное экономическое положение государств-участников ЧЭС, через которые и должна проходить данная магистраль, Меморандум о взаимопонимании по скоординированному развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря содержит механизм, позволяющий:
оказывать помощь участвующим в нем Сторонам в ускорении строительства HWBSR путем выявления инвестиционных потребностей и приоритетов, изыскания финансовых ресурсов, необходимых для строительства, и создания соответствующих систем окупаемости затрат, связанных с использованием HWBSR;
оказывать помощь в проектировании, строительстве, техническом обслуживании, эксплуатации HWBSR и управлении на территории Сторон в рамках комплексной европейской транспортной инфраструктуры, что позволит, создать недостающие элементы в существующей сети автомагистралей Черноморского региона.
Кроме того, одной из функций учрежденного сторонами Постоянного объединенного технического секретариата является проведение в рамках своей компетенции необходимых исследований и выработка предложений по вопросу определения источников финансирования проекта кольцевой автомагистрали.
5. Какую инициативу взяла на себя Российская Федерация в рамках подготовки к следующей встрече рабочей группы по кольцевой Черноморской автостраде?
2 июля 2007 г. в г.Стамбуле, Турецкая Республика, состоялось Первое заседание Руководящего комитета кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря. Председателем Руководящего комитета на период 2007-2009 гг. был избран представитель Российской Федерации.
Председательство Российской Федерации в Руководящем комитете, особенно в начальный период реализации проекта КАЧМ, накладывает на нее и определенную ответственность за разработку политики в отношении развития автомагистрали, включая общие принципы, организационные, правовые и экономические механизмы ее реализации и контроль их выполнения.
В связи с этим российской Стороной были подготовлены и представлены к рассмотрению государств-участников ЧЭС эскизные проекты документов, регламентирующие деятельность самого Руководящего комитета по развитию автомагистрали и позволяющие решать административные, организационные и технические вопросы:
Положение о круге ведения Руководящего комитета по развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря;
Регламент Руководящего комитета по развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря;
Положение о Постоянном объединенном техническом секретариате кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря;
Договор о создании межгосударственного фонда сотрудничества в области развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря;
Устав межгосударственного фонда сотрудничества в области развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря.
С 1 мая 2007 г. Россия является также координатором Рабочей группы ЧЭС по транспорту. В целях дальнейшего расширения регионального взаимодействия в области транспорта, обмена опытом и распространением передовых технологий был подготовлен проект Плана действий рабочей группы на ближайшие два года, в котором были определены приоритетные направлениями деятельности:
гармонизация законодательства в области транспорта;
планомерность развития транспортной инфраструктуры, в соответствии со стандартами защиты окружающей среды;
усовершенствование услуг и инфраструктуры в пунктах перехода границы;
обучение экспертов в области транспорта и др.