Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов)»
Опубликовано 26 Октября 2016
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности перевозчиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов)».
В представленном проекте федерального закона выявлен коррупциогенный фактор.
Проектом федерального закона, предлагается увеличить размеры административных штрафов за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, а также предлагается ввести административную ответственность (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц организаций) за нарушение режима труда и отдыха водителей при осуществлении перевозок пассажиров и грузов), предусмотрев в качестве санкции административный штраф на:
водителя транспортного средства в размере пяти тысяч рублей;
должностных лиц в размере десять тысяч рублей;
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
При этом не ясно, в связи с чем проектом федерального закона предполагается установить в качестве санкции за несоблюдение законодательства Российской Федерации о режиме труда и отдыха административный штраф для индивидуальных предпринимателей и юридических лип в размере 100 тыс. рублей, а для должностных лиц 10 тыс. рублей.
Как следствие полагаем, что установление размера штрафа за административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 11.23 КоАП в редакции проекта федерального закона представляется несоразмерным административному правонарушению.
Вместе с тем как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
В свою очередь, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора предлагается:
- установить административный штраф за несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха:
на водителя транспортного средства - 3 тыс. рублей;
на должностное лицо - 5 тыс. рублей;
на юридическое лицо - 30 тыс. рублей;
на индивидуального предпринимателя - 30 тыс. рублей.
Файлы для скачивания