Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта федерального закона «О навигационной деятельности» и некоторые законодательные акты Российской Федерации
Опубликовано 19 Января 2017
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона «О навигационной деятельности» и некоторые законодательные акты Российской Федерации.
В представленном проекте федерального закона выявлены коррупциогенные факторы.
Частью 2 статьи 1 проекта федерального закона предусматривается необходимость оснащения навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛOHACC/GPS, в том числе транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В случае принятия данной нормы потребуется оборудование аппаратурой ГЛОНАСС порядка 1,5 миллионов транспортных средств, при этом в настоящее время не создана в полной мере федеральная навигационно-информационная система и фактически отсутствуют региональные системы, предусмотренные проектом федерального закона. В данных условиях, существует опасение, что даже в случае установки навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС или ГЛOHACC/GPS на указанное количество транспортных средств, реального контроля за их движением осуществляться не будет. Более того, возникает опасность повторения ситуации с внедрением тахографа российского образца, когда в условиях отсутствия утвержденного перечня одобренных типов (моделей) и методики их одобрения, хозяйствующие субъекты оборудовали транспортные средства тахографами, а затем были вынуждены осуществлять за свой счет их замену на тахографы утвержденных типов. Аналогичное положение наблюдается и с навигационно-связным оборудованием ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS - отсутствуют перечень одобренных, моделей и методики их одобрения.
В этих случаях установка аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS потребуется на стандартные транспортные средства, которые могут осуществлять разовую перевозку негабаритного груза (возможно один раз за весь срок эксплуатации), с минимальными превышениями только одного из недопустимых параметров.
В зимний период происходит налипание снега на ходовую часть транспортного средства, кроме того, в процессе перевозки может произойти смещение груза, что также может привести к увеличению нагрузок на оси и превышения допустимых параметров, в результате чего транспортное средство также будет считаться тяжеловесным.
Принятие указанной нормы приведет к возникновению конфликтных ситуации при осуществлении перевозок, когда и результате неправильной загрузки транспортного средства или неравномерного распределения груза по вине грузоотправителя весогабаритные параметры транспортного средства незначительно превышают установленные нормативы, что не оказывает влияния на безопасность дорожного движения, вместе с тем, транспортное средство считается тяжеловесным или крупногабаритным.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в весенний период вводятся временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, что приводит к тому, что транспортное средство не превышающее установленные весовые нормативы, становится тяжеловесным.
Это повлечет за собой неоправданные затраты перевозчиков и не решит основной проблемы - осуществление контроля за движением транспортных средств, потенциально создающих угрозу безопасности дорожного движения. Фактически это будет формальное требование, реализация которого не приведет к каким-либо значимым результатам.
В указанных случаях к стандартному транспортному средству будут предъявлены требования по установке навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS. В результате перевозчики будут подвергаться за одно нарушение двойному наказанию: за нарушение порядка перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов и на нарушение законодательства в сфере применения навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS.
Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требовании к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
- внести соответствующие изменения в абзац пятый пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона, предусматривающие исключение обязанности по установке навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на транспортные средства, осуществляющие перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Файлы для скачивания