Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»
Опубликовано 1 Июня 2016
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и пpoeктов нормативных правовых актов и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февралю 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»
В представленном проекте приказа выявлены коррупциогенные факторы.
Пунктом 4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, предусмотренного к утверждению проектом приказа (далее - проект Порядка) предполагается, что весогабаритный контроль осуществляется Государственной инспекцией безопасности движения МВД России (далее - Госавтоинспекцией, контрольно-надзорный орган), службой па надзору в сфере транспорта (далее – Ространснадзором, контрольно-надзорный орган) и владельцем автомобильной дороги или уполномоченным им лицом (далее - оператор СПВК ПИВК) в рамках предоставленных полномочий.
При этом вызывает сомнение правомерность наделения владельцев автомобильной дороги или уполномоченных ими лиц полномочиями по осуществлению весогабаритного контроля, поскольку согласно статье 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установление порядка осуществлении весового и габаритного контроля (и том числе организации пунктов весового и габаритного контроля) отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожкой деятельности.
При этом установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
Согласно пункту 5.2.9 проекта Порядка должностное лицо контрольно-надзорного органа в отношении водителя и транспортного средства осуществляет проверку наличия и временное изъятие документов. При этом не ясно в соответствии с какими актами законодательства Российской Федерации должностное лицо контрольно-надзорного органа наделено полномочиями по временному изъятию документов, упомянутых в пункте 5.2.9 проекта Порядка.
В свою очередь, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
В абзаце четвергом примечания к подпункту 1 пункта 5.2.12 проекта Порядка предусмотрено, что в специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам Российской Федерации тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее специальное разрешение на движение ГКТС) внесены изменения, оформленные не в установленном порядке, при том, что не ясно какими актами Правительства Российской Федерации установлен порядок, регламентирующий внесение изменений в специальные разрешения.
В абзаце восьмом примечания к подпункту 1 пункта 5.2.12 проекта Порядка определено, что характеристики груза (делимый/неделимый), зафиксированные в результате документального и визуального контроля, не соответствуют характеристикам груза (делимый/неделимый), указанным в специальном разрешении на движение ГКТС, в то время как отсутствуют критерии определения «делимости» груза и конечный перечень категории грузов, являющих неделимыми. Вместе с тем в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям должностного лица контрольно-надзорного органа не отнесены полномочия по определению характеристик груза (делимый/неделимый).
При этом принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, предусмотрен подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
- исключить владельцев автомобильных дорог или уполномоченных им лиц на осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств;
- исключить положения регламентирующие полномочия должностного липа контрольно-надзорного органа по временному изъятию документов;
- исключить положения регламентирующие полномочия должностного лица контрольно-надзорного органа по определению характеристик груза (делимый/неделимый).
Файлы для скачивания