Авиакомпания прошла путь от летного отряда на линии Ленинград – Москва до крупнейшего эксплуатанта самолетов отечественного производства, выросла в одного из ведущих российских авиаперевозчиков. В основе юбилейного логотипа «России» – символ бесконечности как олицетворение динамики развития авиакомпании.
В профессиональной команде «России» – пилоты воздушных судов и специалисты технического блока, бортпроводники и работники по наземному обслуживанию, представители других подразделений, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия. Все они на ежедневной основе трудятся, развивая безопасные и комфортные воздушные перевозки для жителей большой страны, накапливают ценный опыт и передают традиции будущим поколениям авиаторов.
История «России» началась 7 мая 1934 года с самостоятельного отряда управления и руководства воздушной линией Ленинград – Москва. Тогда открылось почтово-грузовое авиасообщение между городами. Главной задачей пилотов была оперативная доставка специальных форм – матриц для печати свежих газет «Правда». Отряд стали называть «матричным». Пилоты в любых погодных условиях качественно выполняли свою работу, становились примером в гражданской авиации.
С самого начала Великой Отечественной войны летчики вносили огромный вклад в достижение Победы – передавали срочные послания, доставляли продукты, медикаменты и боеприпасы, забирали раненых, продолжали самоотверженно трудиться и в условиях блокады Ленинграда.
После Победы удалось вернуться к работе в мирном режиме. Гражданская авиация стала динамично развиваться. В маршрутной сети появились рейсы из Ленинграда не только в соседние города, но и по всему Советскому Союзу, а также за рубеж.
В начале 1960-х был достигнут показатель в 1 млн пассажиров год, открыта самая протяженная в мире внутренняя воздушная линия Ленинград – Петропавловск-Камчатский с несколькими промежуточным посадками, а в 1990 году состоялся первый рейс через океан.
В 1992 Ленинградский авиаотряд был преобразован в «Авиационное предприятие «Пулково». Компания получила международные код и знак, стала полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. В период с 2006 по 2011 год авиакомпания «Россия» была объединена с Государственной транспортной компанией «Россия», перевозившей первых лиц государства, а аэропорт был выделен из состава предприятия по Указу Президента. С 2011 года ФГУП «ГТК «Россия» было преобразовано в ОАО «Авиакомпания «Россия», началось развитие в рамках Группы Аэрофлот.
Ребрендинг авиакомпании прошел в 2017 году. «Россия» получила фирменный стиль – узнаваемые ливреи воздушных судов. В это же время была заложена традиция присвоения самолетам имен городов Российской Федерации. На носовой части фюзеляжа под кабиной пилотов стали наноситься названия населенных пунктов и их гербы. Это важная часть программы перевозчика по развитию туризма, популяризации истории и географии России. В рамках уникальных проектов в парке авиакомпании появились и самолеты в специальных ливреях – «Тигролет» и «Леолет», «Спортолет» и «Зенитолет», «Тройка» и «Эрмитаж».
В настоящее время в «России» второй по величине флот среди отечественных авиаперевозчиков. Авиакомпания является эксплуатантом крупнейшего парка российских самолетов – 78 Суперджет 100.
Собственный технический блок авиакомпании «Россия» – один из ведущих центров по обслуживанию воздушных судов на территории страны, способный выполнять полный цикл на всех типах самолетов из парка, в том числе «тяжелые» формы. В департаменте технического обеспечения полетов работают специалисты с высочайшей квалификацией, а база оснащена самым современным оборудованием.
Первые C-Check иностранных лайнеров прошли в 2015 году, а масштабные периодические 6Y-Check и 12Y-Check проводятся с 2018 года. Несмотря на ограничения в отношении отечественной авиаотрасли, все самолеты, как российские, так и зарубежного производства, проходят своевременное и качественное обслуживание. В начале 2023 года стратегически важным этапом развития технической базы «России» стал первый C-Check отечественного Суперджет 100.
«Россия» идет по большому пути импортозамещения, цифровизации и автоматизации производственных процессов. Авиакомпания последовательно внедряет новейшие отечественные разработки, реализует концепцию «безбумажной кабины».
Авиакомпания предлагает пассажирам рейсы по внутрироссийским и международным направлениям, социально значимым и популярным туристическим маршрутам. Важную роль в развитии воздушных линий «России» традиционно играет межрегиональное авиасообщение, повышение транспортной доступности субъектов Российской Федерации и мобильности местных жителей.
«Россия» является базовым перевозчиком аэропорта Санкт-Петербурга и занимает первое место по объему авиаперевозок из Пулково на российских направлениях. Авиакомпания выполняет рейсы из трех крупных аэропортов Московского авиационного узла – Шереметьево, Внуково и Домодедово. География полетов активно развивается не только из Санкт-Петербурга и Москвы. В 2022 году открылись авиатранспортные узлы перевозчика в Сибири и на юге России. С каждым новым сезоном в расписании «России» появляется все больше востребованных и интересных новых рейсов из аэропортов Красноярска и Сочи. По итогам 2023 года авиакомпания «Россия» выполнила более 80 тыс. рейсов и перевезла более 9 млн пассажиров.
В рамках социально ориентированных программ наращивается активность профориентационной работы – «Россия» инициирует проекты и привлекает другие авиационные предприятия для организации мероприятий с участием молодежи с целью расширения их знаний об отрасли и богатстве авиационных специальностей, формируя тем самым кадровый потенциал отечественной гражданской авиации.