30 лет ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта»
Приказом Минтранса России от 31 марта 1994 года № 29 о создании государственного учреждения «Генеральная дирекция государственного заказчика по реализации Программы возрождения торгового флота России» создан исполнительный орган, наделенный функциями государственного заказчика для программы возрождения флота, который относился к морскому транспорту (далее – Дирекция).
По первоначальному замыслу Дирекция должна была заниматься исключительно вопросами строительства и реконструкции береговой инфраструктуры. Однако структура Дирекция была скорректирована - в ее штат ввели специалистов, которые занимались строительством флота.
Основной задачей Дирекции являлось обеспечение реализации мероприятий, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией гидротехнических сооружений, таких как причалы, порты, морские вокзалы, а также с проектированием и строительством морских судов различного назначения.
Кроме того, деятельность Дирекции заключалась в следующем:
– текущее управление реализацией инвестиционных проектов, подготовка предложений по привлечению организаций для реализации инвестиционных и других проектов на основе государственно-частного партнерства;
– анализ количественных и качественных параметров состояния и развития отрасли водного транспорта и подготовка предложений по развитию отрасли;
– анализ, организация и контроль процесса реализации инвестиционных проектов, выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
– организация разработки проектов реконструкции, модернизации объектов, экономический анализ эффективности этих проектов, подготовка проектов соответствующих государственных контрактов;
- подготовка заключений по текущему состоянию и планам развития морских портов;
- участие в подготовке проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
- оценка предпроектной документации;
- оценка эффективности работы стивидорных компаний.
Специалистами Дирекции производилось прогнозирование грузооборота по бассейнам и по отдельным номенклатурам груза.
Дирекция с 2018 года продолжает заниматься реализацией программных мероприятий, основным направлением которых является судостроение.
За последние пять лет Дирекцией введено в эксплуатацию 13 единиц судов. Наряду с этим, Дирекция заключила 12 новых государственных контрактов на строительство 18 единиц судов различного класса, на общую сумму 47,2 млрд. рублей.
Среди важных перспективных направлений до 2035 года можно отметить участие Дирекции в развитии Арктической зоны. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2022 № 2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 года» предусмотрено строительство 30 судов аварийно-спасательного флота.
Другим перспективным направлением является расширение участия в судостроении в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 № 63.
Кроме строительства служебно-вспомогательного флота важным также является участие учреждения в развитии грузопассажирского флота. Дирекция продолжит строительство данных судов, которые позволяют обеспечить транспортной доступностью население Дальневосточного федерального округа, являются импульсом для социально-экономического развития регионов, а также повышают инвестиционную привлекательность.
В настоящее время Дирекция выполняет и иные функции, в частности по поручению Росморречфлота рассматривает инвестиционные декларации о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на предмет их соответствия утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 798 «Правилам разработки, утверждения и согласования инвестиционной декларации».
Дополнительно, Дирекция по поручению Росморречфлота, проводит экспертную оценку предоставляемых материалов о наличии или отсутствии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту.
На сегодняшний день, Дирекцией обозначены планы расширения деятельности в части осуществления технического наблюдения за строительством судов сторонних заказчиков, оказание проектно-конструкторских услуг широкого спектра при проектировании судов различного назначения.
Также прорабатывается вопрос о возможности и целесообразности восстановления экспертной деятельности, путем создания центра компетенции в области судостроения, экспертизы и аналитики развития портов и терминалов с последующим изменением организационно-правовой формы собственности.