30 лет ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива»
В феврале 2024 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» отмечает свой юбилей – 30-летие со дня образования. Государственное учреждение «Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань» (далее - МАП) было зарегистрировано в администрации Ванинского района Хабаровского края 25 февраля 1994 года. В состав МАП входили филиалы, расположенные в морских портах Николаевск-на-Амуре и Де-Кастри.
Первым начальником был Анатолий Георгиевич Климов (06.03.1944 – 20.11.2014) - почетный работник морского флота, ветеран труда, почётный гражданин Ванинского муниципального района Хабаровского края.
При нем были построены административные здания, расположенные в порту Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.
Свидетельство о регистрации Климов А.Г. Здание АМП
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2004 № 1748-р организация внесена в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росморречфлота.
С декабря 2004 года и по настоящее время учреждением руководит Николай Петрович Татаринов.
Татаринов Николай Петрович
В 2005 году, распоряжением руководителя Росморречфлота государственное учреждение «Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань» было переименовано в федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Ванино» (далее - ФГУ «АМП Ванино»).
В мае 2009 года к ФГУ «АМП Ванино» постановлением Правительства РФ от 16.12.2006 г. № 773 присоединили ФГУ «Государственная администрация морского рыбного порта Совгавань».
Распоряжением руководителя ФГУ «АМП Ванино» от 20.03.2009 №60/А был создан филиал в морском порту Охотск. До первой половины XIX века Охотск оставался основным портом России на востоке страны. Это первый военно-морской порт России на Тихом океане, колыбель Тихоокеанского флота, так как на Охотском побережье построены первые суда Охотской военной морской флотилии. Руководителем филиала в морском порту является капитан морского порта Охотск – Водянов Александр Борисович.
В 2015 году приказом Минтранса РФ от 27.06.2014 № 169 к ФГУ «АМП Ванино» было присоединено федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Магадан» и организация была переименована в федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» (далее – АМП). После присоединения был образован филиал в морском порту Магадан. Руководителем филиала является исполняющий обязанности капитана морского порта Магадан - Меньших Василий Александрович. Сегодня через морской порт осуществляется основная транспортная связь Магадана и центральных районов Колымы с морскими портами Дальнего Востока и соседних государств Тихоокеанского региона.
Морской порт Охотск
Морской порт Магадан
В результате всех реорганизаций в состав ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» входят пять филиалов, расположенных в морских портах Хабаровского края и Магаданской области: Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Советская Гавань и Магадан.
Де-Кастри - крупнейший морской порт по отгрузке сырой нефти в Хабаровском крае. Расположен в заливе Чихачева, границы акватории морского порта включают участок водной поверхности северо-западного побережья Татарского пролива. Для безопасной отгрузки танкеров используется выносной одноточечный причал «Сокол». Сырая нефть отгружается круглогодично. Филиалом в морском порту Де-Кастри руководит капитан морского порта – Зимин Виктор Леонидович.
Морской порт Де-Кастри
Схема расположения морских портов АМП
Морской порт Николаевск-на-Амуре является устьевым портом, расположен в устье реки Амур, имеет сезонный характер работы, доступен для захода морских и речных судов, что дает преимущество в доставке грузов без перевалки в конечные пункты назначения, а также в порты, находящиеся на внутренних водных путях реки Амур. Филиалом в морском порту Николаевск-на-Амуре руководит капитан морского порта – Астафьев Дмитрий Иванович.
Морской порт Николаевск-на-Амуреи
Целью деятельности АМП является оказание услуг в морских портах Ванино, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Советская Гавань и Магадан по обеспечению безопасности мореплавания в акватории морских портов и на подходах к ним, по обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ и связанных с проведением в морских портах спасательных операций.
В службах капитана морских портов оказываются государственные услуги.
В портах Ванино и Магадан есть группы государственной регистрации судов и оформления УЛМ. Работа их заключается в регистрации судов в государственных судовых реестрах. Специалисты оформляют судовые свидетельства о праве плавания и о праве собственности, документы о минимальном составе экипажа судна, страховые свидетельства, судовые билеты. Кроме того, оказывают услуги по оформлению и выдачи удостоверений личности моряка и мореходных книжек.
Инспектора государственного портового контроля во всех морских портах ведут учет судовых и машинных журналов.
Дипломный отдел службы капитана порта Ванино оказывает государственные услуги по выдаче квалификационных документов: дипломы командного состава морских судов, свидетельства рядового состава, лоцмана первой и второй категории, операторов СУДС (система управления движения судов).
Самый крупный морской порт, находящийся в зоне ответственности АМП – морской порт Ванино. Капитан морского порта – Шатько Андрей Владимирович.
Морской порт Ванино Схема акватории морского порта Ванино
На этот порт приходится 83% общего грузооборота. В порту расположены крупные терминалы – АО «Дальтрансуголь», АО «ВаниноТрансУголь», АО «Ванинский морской торговый порт», ООО «Трансбункер». В 2023 году в границы морского порта распоряжением Правительства РФ от 10.10.2023 №2773-р включен морской терминал «Порт Эльга». Строительство терминала на мысе Манорский юго-западной части Охотского моря в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края осуществляется с целью перевалки угля, доставляемого Тихоокеанской железной дорогой с Эльгинского каменноугольного месторождения в Якутии с последующей отгрузкой на морские суда. Мощность терминала составит 30 млн тонн в год. Первый балкер угольный морской терминал «Порт Эльга» планирует принять в начале 2025 года. Впереди нас ждет работа, требующая применения богатейшего опыта и знаний работников учреждения и службы капитана морского порта в частности.
Терминал Порт Эльга
Особенностью ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», в отличие от остальных администраций морских портов Дальнего Востока, является организация работы ледокольных проводок. Все порты АМП замерзающие. Два морских порта - Охотск и Николаевск-на-Амуре зимой полностью прекращают навигацию, в остальных она осуществляется путем проведения судов ледоколами. Организация обеспечения ледокольных проводок осуществляется под руководством Бассейновых Комиссий, председателем которых является руководитель АМП.
Продолжается работа по выполнению Плана мероприятий «дорожной карты» по изменению границ территорий морских портов Российской Федерации.
На сегодняшний день ведутся активные работы по изменению границ территории морского порта Ванино, предусматривающие включение территории и акватории морского порта Советская Гавань. В 2023 году по распоряжению Правительства Российской Федерации к морскому порту Де-Кастри присоединены участок акватории и участок территории бывшего морского порта Мыс Лазарева. Впереди предстоят еще работы по изменению границ территории морского порта Николаевск-на-Амуре предусматривающие включение территории и акватории морского порта Охотск.