Малая авиация большого значения. 65 лет аэропорту Саскылах
Край морозного солнца
Открытие якутского неба.
История якутской авиации насчитывает без малого сто лет. За это время пройден уникальный путь от первого экспериментального полёта биплана до создания одной из самых развитых сетей малой авиации.
Якутия – самый большой регион России, занимающий пятую часть страны. Её обширные земли издавна таили в себе огромные богатства месторождений алмазов, каменного угля, нефти, золота и драгоценных металлов. Освоению этих недр, однако, долгое время препятствовали территориальная отдаленность региона и отсутствие транспортного сообщения. Особенности северного климата и горного рельефа затрудняли строительство транспортной сети. До сегодняшнего дня добраться до многих поселений республики наземным путем представляется крайне сложным из-за отсутствия наземного сообщения.
Прорвать транспортную изоляцию региона, которая долгое время сдерживала его развитие, удалось благодаря появлению авиации.
Особую роль в истории якутской авиации сыграло строительство воздушной перегоночной трассы Аляска-Сибирь в годы Великой Отечественной войны.
Открытие в Якутии в конце 1940-х – начале 50-х годов алмазных месторождений, залежей золота и минералов предоставило республике не только статус всесоюзной «кладовой», но и новые возможности для развития воздушной транспортной системы. Для геологических экспедиций, к которым практически невозможно было добраться наземным путем, авиация стала единственным средством связи с большой землёй, возможностью получать оборудование и технику, продукты, медикаменты, письма.
Строительство в 1950-60-е годы аэродромов в Якутии позволило соединить региональный центр и труднодоступные районы республики. Сеть малых аэропортов постепенно разрасталась.
Малая авиация большого значения.
Аэропорт Саскылах – первый помощник оленеводов и геологов.
Днём образования аэропорта Саскылах считается 10 мая 1958 года, когда на ледовую площадку впервые совершил посадку самолёт Ан-2.
Из-за большой удалённости Анабарского района от центра Республики Саха и отсутствия финансовых средств взлётно-посадочная полоса аэропорта Саскылах не предназначалась для круглогодичного приёма больших самолетов. Для посадки воздушных судов Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ан-12 в зимнее время разворачивали ледовую взлёто-посадочную полосу на реке Анабар, которая эксплуатировалась с ноября по май. Экипажи самолётов, которые базировались в аэропорту Саскылах, обслуживали оленеводческие бригады и геологов, осуществляли дежурство по санитарным заданиям, аварийно-спасательным работам и были готовы в любой момент вылететь на помощь.
В 1984 году была сдана в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса, что открыло возможность круглогодичного приёма самолётов. С 1988 года аэропорт Саскылах, ранее входивший в состав Жиганского объединённого авиаотряда, был передан в подчинение Мирнинского авиапредприятия.
В 2000 году аэропорт принял активное участие в программе по строительству новой школы в посёлке Юрюнг-Хая – самой северной школы Якутии. Коллектив аэропорта провёл большую работу по подготовке взлётно-посадочной полосы для приёма большегрузного самолёта Ил-76. Необходимые для строительства материалы и оборудование доставлялись из Москвы, Красноярска, Новосибирска, Усть-Кута. Всего с февраля по апрель 2000 года в аэропорту Саскылах было принято 67 рейсов ВС Ил-76. Программа по доставке грузов в отдалённый посёлок Юрюнг-Хая была успешно выполнена.
В январе 2016 года аэропорт Саскылах вошёл в состав Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера». В настоящее время аэропорт осуществляет круглогодичное обслуживание пассажирских и грузовых авиаперевозок в Якутск, Мирный, Полярный, Оленёк, Юрюнг-Хая.
Труд авиаработников в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера вдвойне сложней, чем в центральных районах республики. Условия эксплуатации авиационной техники при особо низких температурах таковы, что не выдерживает и металл.
Аэропорт Саскылах - первый помощник оленеводов и геологов, жизненно важный объект всей арктической погранзоны России.
Но все же настоящим его украшением являются люди, трудолюбивые и скромные. Они не привыкли к славе, но их жизнь, их ежедневный труд - это источник человеческой мудрости и самоотверженности.
В мае 2023 году аэропорту Саскылах исполнилось 65 лет!
Будущее создаётся сегодня.
Поддержка и развитие аэропортов – сложная и интересная задача. Эффективная работа сети воздушных портов достигается благодаря коллективной вовлеченности, где каждый сотрудник несет ответственность за свой участок и при этом вносит вклад в развитие не только отдельно взятого аэропорта, но и всей авиационной отрасли Якутии. И хотя во многих аэропортах интенсивность полетов невысокая, специалисты филиалов не теряют квалификации и готовы включиться в работу в любое время суток.
Помимо подготовки аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, у всех работников ФКП «Аэропорты Севера» есть миссия куда более масштабная – социальная поддержка населения региона, ведь на Севере авиация остаётся единственным доступным транспортом для многих районов. Невзирая на специфические географические и погодные условия, исторические перипетии и наследие прошлых лет, филиалы ФКП «Аэропорты Севера» идут дорогой уверенного развития.