100 лет филиалу ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Орле
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г. Орле – одно из старейших образовательных учреждений Орловской области, имеющее богатую историю и профессиональные традиции.
В начале 20-х годов для обеспечения железнодорожного транспорта средним техническим персоналом и квалифицированными рабочими открывались специальные учебные заведения. В их числе в декабре 1922 года был создан Орловский путейский техникум и размещен в здании бывшей мужской гимназии по адресу пер. Воскресенский, д. 1. В 1924 году техникум был преобразован в эксплуатационный и переведен в здание бывшей Орловской Духовной семинарии по адресу 2-ая Новосильская, 52 (ныне ул. Студенческая, 2).
Первый выпуск специалистов-движенцев состоялся в 1926 году.
С 1930 года во главе техникума был поставлен Киселев Николай Георгиевич, по профессии слесарь. Техникум готовил дежурных по станции и телеграфистов.В 1934 году Киселев Н.Г. был направлен на должность директора Московского паровозостроительного завода, и в 1935 г. директором техникума был назначен инженер Кисель Александр Герасимович. Под его руководством техникум готовил кадры движенцев, которые успешно решали задачи выполнения первого и второго пятилетних планов. С 1930 года открыто тяговое отделение.
Самые тяжелые испытания выпали на долю техникума в годы Великой Отечественной войны. В ночь с 28 на 29 сентября 1941 г. был получен приказ начальника дороги об эвакуации техникума на Восток в г. Актюбинск. В декабре 1942 года Орловский, Одесский, Воронежский и Харьковский техникумы железнодорожного транспорта влились в один на базе Актюбинского. Подготовка специалистов не прекращалась, многие выпускники техникума ушли на фронт. Героем Советского Союза стал Виктор Булычев, выпускник тягового отделения, погибший на подступах к Берлину в 1945 году. Директор Орловского техникума Кисель А.Г. был назначен старшим инспектором по техникумам всей сети железных дорог от Волги до Сибири. Здание железнодорожного техникума в Орле в годы оккупации фашисты использовали для военного госпиталя. В 1943 году, отступая из Орла, фашистам лишь с третьей попытки удалось частично разрушить здание техникума. Полностью было разрушено правое крыло здания, а левое - выгорело дотла, остались только стены.
Как только стало известно об освобождении Орла, бывший завуч техникума Яцевич Л.Д. и завхоз Воскресенский А.П. выехали из Актюбинска для подготовки помещения и нового приема учащихся. В октябре 1944 года новый прием составил 200 человек. Начали приезжать из эвакуации и после демобилизации из армии преподаватели, увеличился контингент учащихся. Учебные занятия проходили в сохранившихся зданиях города, а после занятий студенты совместно с преподавателями работали на восстановлении разрушенного здания техникума.
С 1944 года по 1951 год проводились сложные работы по восстановлению и реконструкции здания учебного корпуса, созданию материально-технической базы для осуществления учебного процесса. Руководил этими работами начальник техникума Яцевич Л.Д.
1947 год
Здание было перестроено и в центре фасада построен большой шестиколонный коринфский портик (архитектор С. А. Мхитарян). Проектные и восстановительные работы финансировались и контролировались Министерством путей сообщения СССР.
В 1951 году было полностью закончено восстановление здания техникума и начальником был назначен Воронин Иван Иванович. С учетом роста потребности транспорта в высококвалифицированных специалистах особое внимание Воронин И.И. уделял созданию учебно-производственной базы, отвечающей современным требованиям технического прогресса на железнодорожном транспорте.
1951 год
С 1977 года директором техникума становится Шекшуев Николай Петрович, выпускник техникума, прошедший путь от мастера производственного обучения до директора техникума. Был взят курс на дальнейшее расширение учебно-материальной базы, оснащение лабораторий и кабинетов современным оборудованием, улучшением эстетического оформления учебного корпуса и общежития.
С 1998 года директором техникума назначается Шекшуев Сергей Николаевич. Он продолжает взятый администрацией техникума курс на компьютеризацию учебного процесса, внедрение новых педагогических технологий.
С учетом потребности железнодорожного транспорта в высококвалифицированных специалистах, открылись новые специальности:
в 1956 году - «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»;
в 1963 году - «Районная электрическая связь и радиофикация»;
в 1966 году – «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте»;
в 1989 году - «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
В 1967 году на территории техникума построено благоустроенное пятиэтажное здание общежития на 440 мест для студентов и сотрудников.
В 2002 году был проведен капитальный ремонт учебного корпуса, на который Министерством путей сообщения Российской Федерации было выделено более 80 миллионов рублей.
В 2002 году для проведения практических занятий на территории техникума оборудован учебный полигон на средства управления Московской железной дороги и Орловско-Курского отделения МЖД.
В 2003 году рядом с учебным корпусом построен физкультурно-оздоровительный комплекс и приобретено спортивное оборудование.
В 2006 году проведен капитальный ремонт здания общежития и работы по благоустройству территории, установлена система видеонаблюдения, проведена внутренняя телефонная связь с телефонизацией кабинетов и лабораторий.
В 2009 году Орловский техникум железнодорожного транспорта стал филиалом Московского государственного университета путей сообщения.
1 сентября 2003 г. директором техникума назначен Матвеев Валерий Николаевич.
4 февраля 2005 г. директором техникума назначен Рюмшин Владимир Егорович.
1 февраля 2011 г. директором техникума назначена Сучкова Елена Евгеньевна.
1 января 2012 г. в соответствии с приказом руководителя Росжелдора Г.П.Петракова от 10.11.2011 № 556, приказом ректора МИИТа Б.А.Лёвина от 14.11.2011 №616/а в г.Орел образован Орловский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ), осуществляющий подготовку специалистов железнодорожного транспорта по программам высшего профессионального образования (заочная форма обучения) и среднего профессионального образования (очно-заочная форма обучения).
1 июля 2017 года в соответствии с приказом и.о. руководителя Росжелдора В.Ю.Чепца от 25.05.2016 № 246 образован филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» в г.Орле, осуществляющий подготовку специалистов железнодорожного транспорта по программам среднего профессионального образования (очная и заочная форма обучения).
Сегодня это современное учебное заведение России, осуществляющее подготовку специалистов железнодорожного транспорта конкурентоспособных и востребованных на рынке труда по программам СПО:
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам);
27.02.03Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте);
11.02.06 Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования (по видам транспорта);
09.02.02 Компьютерные сети;
09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
В филиале работает высококвалифицированный педагогический коллектив.
Трудоустройство выпускников является одним из важных показателей востребованности подготовленных кадров, удовлетворенности работодателей качеством образования и составляет 97%.
За годы своего существования филиал подготовил более 30 тысяч квалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта.
В числе выдающихся выпускников - Матюхин Л.И.- Министр путей сообщения (выпуск 1956 г.), Будовский В.Г. - начальник инспекции при президенте ОАО «РЖД» (выпуск 1969 г.), Дьяконов Ю.М. - заместитель Министра путей сообщения (выпуск 1982 г.), Новиков В.Н.- зам. начальника Департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» (выпуск 1970 г); Одинцов В.А.- заместитель начальника управления АТМ ЦД инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (выпуск 1975 г), Королёв А.М. - заместитель начальника ЦД ДУД (выпуск 1978 г.), Козлов П. А. - начальник КБ ЦШ (выпуск 1958 г.); Басов А.Ф.- начальник Горьковской железной дороги (выпуск 1949 г.).
Орловский филиал ПГУПС проводит большую учебно-просветительскую работу, на его базе проходят научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, культурно-массовая и спортивная работа.
За успехи в деле подготовки специалистов для железнодорожного транспорта России филиал отмечен следующими наградами: Почетная грамота Министерства путей сообщения Российской Федерации, Почетная грамота Губернатора Орловской области, Почетная грамота Орловского областного совета народных депутатов, Почетная грамота Администрации г. Орла. Многие преподаватели имеют награды и почетные звания.
В 2022 году Орловский филиал ПГУПС отмечает свой 100-летний юбилей. Филиал сегодня - это гармонично развивающееся и постоянно обновляющееся учебное заведение железнодорожного профиля.