Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
15 июля 2022 г. канал имени Москвы празднует свой 85-й юбилейный день рождения.
На протяжении долгих лет канал имени Москвы снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы, обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области, создаёт кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой и Единой глубоководной системой. Благодаря каналу за столицей закрепилось название «Порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.
Строительство канала Москва-Волга длилось 4 года и 8 месяцев. Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 г. создано управление эксплуатации канала. В постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 г. В 1945 году в состав предприятия вошёл Вышневолоцкий техучасток.
Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России. В честь 800-летия столицы, которое отмечалось 7 сентября 1947 г., канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы. Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с Угличским и Рыбинским шлюзами переданы в ведение предприятия в 1950 году.
Передача предприятию водных путей и гидросооружений на реке Оке в 1958 году завершила формирование зоны деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы».
Оглядываясь на прошедшие годы эксплуатации, можно сказать, что технические решения инженеров-проектировщиков канала имени Москвы по габаритам искусственного водного пути, по конструктиву сооружений, по механическому оборудованию судоходных шлюзов, по агрегатам насосных станций и ГЭС прошли проверку временем.
3 октября 1977 г. Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100-летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве Управление канала имени Москвы награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Архитектура канала Москва-Волга строилась в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу, а его гидротехнические сооружения были оформлены очень красиво. Результат достигнут благодаря огромному таланту авторов. Старший архитектор А.М.Рухлядев спроектировал и построил Московский (Химкинский) речной вокзал, 9-й шлюз, Карамышевскую железобетонную плотину и электростанцию. Для большинства сооружений, таких как ансамбль Яхромского шлюза № 3 (В.Я.Мовчан), Икшанского шлюза № 5 (Д.Б.Савицкий), ансамбль шлюзов № 7 и 8 (В.Ф.Кринский), авторы нашли тактичную меру применения пластических форм, сообщавших гидротехническим комплексам разнообразие архитектурного облика.
В 1941 году канал Москва-Волга сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков. Группой специалистов канала Москва-Волга (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу с использованием гидротехнических сооружений. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь
от г. Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин–Рогачево–Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 г. был осуществлен сброс воды из канала Москва-Волга в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. Через водосброс № 51 вода из канала имени Москвы сбрасывалась в реку Яхрому. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен непроходимый водный заслон.
Канал Москва-Волга выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников канала Москва-Волга превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.
В годы Великой Отечественной войны канал Москва-Волга ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции канала Москва-Волга составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По каналу Москва-Волга перевозились военные грузы.
В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении канала Москва-Волга и его пуске к навигации 1942 года.
19 мая 1942 г. было открыто сквозное движение по каналу Москва-Волга.
Жук Сергей Яковлевич (1892-1957). Академик, Герой Социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал-майор инженерно-технической службы.С 1932 по 1937 год в должности главного инженера руководил проектированием и строительством канала Москва-Волга. Возглавлял созданный им на базе проектного управления строительства канала всесоюзный ордена Ленина проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт “Гидропроект”, которому было присвоено его имя. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
Рухлядев Алексей Михайлович (1882–1946). Русский и советский архитектор, педагог; один из основателей советской архитектурной школы. В 1920-х годах представитель рационализма – авангардистского течения в скульптуре. Занимался проектированием административных и жилых зданий, промышленных предприятий. В 1936 году был назначен старшим архитектором Волгостроя. За проектные работы по каналу Москва-Волга награжден орденом Ленина, за проект Химкинского речного вокзала на Парижской Международной выставке искусств и техники был награжден дипломом «Grand Prix».
Вихляев Иван Иванович (1896-1965). Профессор. Почвовед. Основатель Центральной торфяной станции (ЦТБОС) в Дмитрове. Преподаватель ТСХА. Специалист по торфу на строительстве канала Москва-Волга.
Агафонов Дмитрий Филиппович (1897-1970). Инженер-путеец, генерал-директор речного флота 3 ранга. С 1939-1951 – начальник Управления канала Москва-Волга (С 1947 – канала имени Москвы). В годы ВОВ в период оборонительных боев при его участии был разработан план использования сооружений канала как оборонительного рубежа Москвы. За эти операции в составе группы работников канала отмечен правительственной наградой.
На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов Российской Федерации (г.Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области).
В учреждении 10 филиалов по территориальному принципу: семь районов гидротехнических сооружений: Московский, Рыбинский, Рязанский, Тверской, Тушинский, Яхромский, Волжский; два района водных путей Серпуховский, Муромский и одно специфическое подразделение - Дмитровские электросети.
Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.
Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей (ВВП), из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационного оборудования (СНО) – 1726 км.
Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от Твери до населенного пункта Хопылево, каналу имени Москвы, Москве-реке и реке Оке от Калуги до входа в канал Сейма.
Технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.
Основными функциями ФГБУ «Канал имени Москвы» являются:
- обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и других водоемов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности учреждения;
- водоснабжение города Москвы;
- содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;
- обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений;
- государственный портовый контроль, диспетчерское регулирование движения судов в территориальных границах деятельности учреждения;
- выработка и передача электроэнергии.
Дополнительной и весьма существенной функцией является обеспечение условий для рекреационного использования водохранилищ канала. Все перечисленные функции, с соблюдением установленных приоритетов, выполняются на протяжении 85 лет работы канала имени Москвы.
Внутренний и речной туризм развивается с каждым годом. В навигацию 2021 года через шлюзы Учреждения прошло 17 863 пассажирских судна. По внутренним водным путям Московского бассейна в навигацию 2021 года перевезено 1 678 801 пассажиров.
Ввод в эксплуатацию гидроузла Белоомут в навигацию 2021 года улучшил ситуацию в устье реки Москвы, где увеличилась гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м на участке общей протяженностью 15 км. Кроме того, была увеличена гарантированная глубина на участке реки Оки от населенного пункта Щурово до гидроузла Белоомут общей протяженностью 50 км с 2,0 м до 2,2 м, а также на участке реки Оки от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск с 1,8 м до 2,0 м.
В 2021 году повысилась категория содержания ВВП на участке от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск со 2-й светоотражающей на 1-ю освещаемую. А также улучшена навигационная обстановка на участке реки Волги от населенного пункта Мигалово до города Тверь протяжённостью 10 км с 3-й неосвещаемой на 1-ю освещаемую.
Для обеспечения безопасного судоходства на ВВП Московского бассейна было задействовано 3487 знаков навигационного ограждения, в том числе 2098 плавучих навигационных знаков и 1389 береговых.
В навигацию 2022 года произошло улучшение качественных параметров участков ВВП (повышение категорий средств навигационного оборудования) с гарантированными габаритами и СНО на 3-х участках общей протяженностью 13 км с 7-й категории на 1-ю и 2-ю категории (канал Липня протяженностью 8 км, подход к грузовым причалам порта г. Углича протяженностью 3 км, река Трубеж протяженностью 2 км). Рассматривается обращение Правительства Тверской области об изменении категории ВВП на реке Шоша протяженностью 2,5 км с 7- категории на 1 категорию для обеспечения движения пассажирских судов в порт Завидово. Планируется обслуживание 2-х участков ВВП регионального значения, расположенных в г. Москва (водоотводной канал протяженностью 4,55 км и участок Кунцевской луки - 2,2 км).
Кроме того, на участке реки Москва от гидроузла Софьино до гидроузла Северка протяженностью 69 км увеличена гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м.
Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна задействовано - 3501 знака навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных знаков - 2098 единиц и 1403 единицы береговых навигационных знаков.