24 июня 2022 года аэропорт Пулково отмечает 90-летие
В апреле 1930 года было принято решение об организации в Ленинграде Института гражданского воздушного флота. С самого начала при Институте планировалось оборудовать учебный аэродром, чтобы превратить его в городской аэропорт. Место для строительства Авиагородка (такое название получил строящийся институтский комплекс) было выбрано в южной части города недалеко от Пулковских высот. Через полтора года был сдан в эксплуатацию первый объект комплекса – аэродром.
24 июня 1932 г. Ленинградский аэропорт начал работу.
Газета «Известия» писала об этом событии: «24 июня на посадочную площадку Ленинградского аэропорта спустились первые два самолета из
Москвы».
С 1935 года Ленинградский аэропорт перешел на круглогодичную работу. Постепенно рядом с летным полем выросли ангары для самолетов, служебное здание с комнатами для летного состава и пассажиров, учебными классами и авиаметеостанцией, ремонтные мастерские, различные вспомогательные сооружения.
В 1936 году по проекту архитектора Г. Майзеля было заложено здание аэровокзала.
В 1941 году линия Москва – Ленинград стала регулярно-пассажирской (до этого она была почтово-пассажирской).
Сразу же после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года началось восстановление закрытого в военные годы Ленинградского аэропорта. Летчики транспортной авиации приступили к мирным перевозкам. И уже к 1945 году авиаторы северного управления перевезли 12 000 пассажиров и сотни тонн грузов.
В 1951 году было сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала. Его реконструкцией занимался А.Гегелло. Сейчас оно является частью аэровокзального комплекса «Пулково-2» и охраняется государством как памятник архитектуры.
В 1965 году аэропорт Ленинграда стал вторым в стране по числу обслуженных пассажиров. С учетом возрастающего объема авиаперевозок было принято решение о строительстве дополнительного аэровокзального комплекса.
Вид на перрон, 1965–1967 годы
В ночь с 24 на 25 апреля 1973 г. открылся новый аэровокзал. Этот терминал аэропорта по сей день является визитной карточкой Петербурга благодаря уникальному архитектурному решению А. Жука. Одновременно с открытием нового аэровокзала аэропорт получил новое название – Пулково. В этом же году была построена вторая взлетно-посадочная полоса.
Здание аэровокзала Ленинградского аэропорта. Вид со стороны привокзальной площади. Фото 1960-х годов.
Фотограф Т.Б. Бакман. Источник: Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге.
11 апреля 1986 г. экипаж авиалайнера Ту-154 первым открыл обновленный аэровокзальный комплекс «Пулково-2», приняв на борт пассажиров, вылетающих в Берлин.
Стойки регистрации пассажиров. 1980-е годы.
Аэровокзальный комплекс Пулково-1. Зал регистрации пассажиров аэропорта, 1970–1980-е годы. Источник: Объединенный музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге.
В 1990 году в аэропорту Пулково было обслужено около 10 миллионов пассажиров. Этот показатель стал рекордным за весь период деятельности аэропорта.
Здание Пулково. 1990 год.
В апреле 2008 года правительством Санкт-Петербурга был объявлен международный конкурс по выбору инвестора для осуществления развития аэропорта Пулково. По итогам открытого конкурса, завершившегося в 2009 году,победителем был признан международный консорциум ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», который заключил соглашение о государственно-частном партнерстве сроком на 30 лет. Консорциум приступил к управлению аэропортом 29 апреля 2010 г.
24 ноября 2010 г. в Пулково состоялась торжественная церемония закладки первой сваи нового аэровокзального комплекса при участии Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина.
В 2015 году консорциум завершил первую очередь проекта реконструкции и развития аэропорта Пулково. Был построен новый международный
пассажирский терминал, реконструировано здание АВК «Пулково-1», модернизирована аэродромная инфраструктура аэропорта, на привокзальной площади были построены бизнес-центр и гостиница.
В 2016 году Международный совет аэропортов (ACI) признал Пулково лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров в категории «Аэропорты с пассажиропотоком от 5 млн до 15 млн человек в год».
В 2018 году аэропорт Пулково в третий раз подряд стал победителем национальной премии «Воздушные ворота России» .
В здании нового терминала, 2015 год.
На перроне аэропорта Пулково, 2019 год.
В 2019 году Международный совет аэропортов (ACI) признал аэропорт Пулково лучшим аэропортом в Европе по качеству обслуживания среди авиагаваней с пассажиропотоком от 15 млн до 25 млн человек в год. По итогам года аэропорт Санкт-Петербурга в пятый раз подряд стал победителем престижной отраслевой премии «Воздушные ворота России».
В 2020 году, несмотря на пандемию COVID-19, и, как следствие, снижение пассажиропотока, аэропорт Пулково сохранил 100 %
персонала. По итогам года воздушная гавань в очередной раз была признана лучшей в Европе по качеству обслуживания пассажиров в своей категории. Впервые инновационные проекты аэропорта Пулково стали лучшими в отрасли в рамках национальной премии «Воздушные ворота России».
В 2021 году аэропорт Пулково обслужил 18,1 млн пассажиров на внутренних и международных направлениях. По итогам года аэропорт вошел в список лучших аэропортов Европы по качеству сервиса и в категории «Меры в области здравоохранения». Активный рост пассажиропотока наблюдается на региональных направлениях. Среди российских направлений лидируют Москва, Сочи, Калининград, Симферополь, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Архангельск, Казань и Мурманск. По состоянию на июнь 2022 года аэропорт занимает четвертое место по
объему пассажиропотока в России.