16 июня 2022 года авиакомпания «Полярные авиалинии» отмечает 25-летие
Как все начиналось
16 июня 1997 г. на базе Батагайского, Чокурдахского, Тиксинского и Колымо-Индигирского авиапредприятий и НАК «СахаАвиа» было создано ГУП «Полярные авиалинии».
В состав предприятия вошли аэропорты Батагая, Верхоянска, Тикси, Черского, Чокурдаха, Белой Горы, Кулара, Куйги, Нижнеянска, Депутатского и Саккырыра (выведены из состава в 2000 году). Начали выполняться полеты в семь арктических районов: Верхоянский, Усть-Янский, Булунский, Эвено-Бытантайский, Абыйский, Аллаиховский и Нижнеколымский.
Первый регулярный рейс «полярников» был открыт 9 июня 1998 г. по маршруту Тикси – Москва на самолете ТУ-154 (1 раз в неделю). Именно на его фюзеляже впервые появилась эмблема предприятия – белый медведь. Помимо этого на балансе ГУП «Полярные авиалинии» имелось всего 4 единицы исправных воздушных средства – один Ан-24, два Ан-2 и один Ми-8.
В 2003 году была начата работа по восстановлению производственной базы аэропорта «Маган», через некоторое время сюда прибыла первая бригада техников, один самолет АН-2 и один вертолет МИ-8. За год был выполнен 301 самолетный вылет.
Авиакомпания сквозь годы
В 2005 году на базе авиакомпании была создана сеть авиакасс – Агентство воздушных сообщений. В этом же году коллектив переехал в собственное двухэтажное здание, в котором размещается до сих пор. 18 июня 2010 г. ГУП Авиакомпания «Полярные авиалинии» была преобразована в ОАО «Авиакомпания «Полярные авиалинии». В 2015 году ОАО «Авиакомпания «Полярные
авиалинии» преобразована в АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии».
Рос спрос на пассажирские перевозки, поэтому поэтапно происходило приобретение воздушных судов: в октябре 2001 года был принят первый самолет АН-3Т, в 2005-м была восстановлена летная годность двух Ан-26, в 2006-м приобретены 2 самолета Ан-24 РВ, с 2005 по 2007 год – 3 самолета Ан-3Т, в 2009-м парк пополнился 4 самолетами Л-410.
Параллельно совершенствовалась инфраструктура: в 2005 году были проведены капитальный ремонт и реконструкция баз в Батагае и Зырянке, в 2006 году введено новое здание АТБ в Нюрбе, в 2008-м был заново выстроен цех в Магане, в 2011-м проведена реконструкция АТБ в Тикси, в 2018-м открыт новый просторный ангар в Магане для круглогодичного ремонта.
В перид с 2016 по 2019 год флот авиакомпании пополнился 5 новыми вертолетами Ми-8МТВ-1 в медкомплектации (в рамках федеральной программы развития санавиации в труднодоступных регионах Российской Федерации) и 6 самолетами Ан-24 (переданы авиакомпанией «Якутия»).
Компанией в разные годы руководили Саникидзе З.О. (1997-1998 годы), Горбунов Г.М. (1998-2001 гг.), Терехов С.И. (2001-2004 гг.), Корякин А.В. (2004-2014), Тарасов А.Е. (2014 - 2018), с июля 2018 года АК «Полярные авиалинии» возглавляет Винокуров С.В. Неоценимый вклад в выведение компании из кризиса внесли все руководители авиакомпании, проводилась целенаправленная и усердная работа, восстанавливалась производственная база, усиливались меры по безопасности полетов, принимались взвешенные организационно-управленческие решения.
Наши дни
Сейчас «Полярные авиалинии» – крупнейший по объему работ и маршрутной сети внутрирегиональный авиаперевозчик России. География полетов охватывает все территорию Республики Саха (Якутия) – региона, занимающего 1/6 территории Российской Федерации, рейсы выполняются по 192 направлениям (24 регулярных межрайонных и 168 внутрирайонных). Сегодня на балансе предприятия числится 65 воздушных судов.
Несмотря на свой молодой возраст, авиакомпания славится своей историей. Из небольшой компании, созданной в непростые 1990-е годы и пережившей острый дефицит летных кадров и техники, угрозу банкротства и потери сертификата эксплуатанта, «Полярные авиалинии» превратились в крупное акционерное общество, системообразующую организацию российской экономики и стратегическое предприятие республики. Сейчас авиапредприятие выполняет пассажирские и грузовые перевозки, санитарные, групповые и обзорные рейсы, авиамониторинг лесных пожаров и магистралей нефте-, газопроводов, дежурство на случай стихийных бедствий и поисково-спасательных операций, перевозку людей и спасателей во время паводков и пожаров, авиаработы для нужд промышленных предприятий.
За 25 лет авиакомпанией было перевезено 2,5 млн. человек, что в 2,5 раза превышает численность населения региона. Более 60 тонн жизнеобеспечивающих грузов было доставлено в северные и арктические районы республики, для обеспечения нужд промышленных предприятий и ЖКХ.
Рыночная доля авиакомпании в обеспечении полетов санитарной авиации в Республике составляет 95 %. С момента создания предприятия экипажи совместно с медицинскими работниками перевезли более 15 тыс. человек: людей с различными травмами и пациентов с аппендицитом, беременных женщин, младенцев с врожденными пороками, лиц с болезнями органов пищеварения и дыхания из труднодоступных сел, куда не добраться наземным транспортом. Наибольший вклад в спасение жизней жителей Республики был внесен в период распространения новой коронавирусной инфекции Covid-19.
В зоне круглосуточного обслуживания по поисково и аварийно-спасательному обеспечению полетов находится три четверти площади Республики, в том числе ее центральная, восточная и северная части. Ежегодно более 1500 часов проводят в небе пилоты авиакомпании с целью мониторинга паводковой обстановки, облетов охраняемых от пожаров лесов и природных заповедников площадью более 100 млн. гектаров, спасения людей и вывоза детей из отдаленных оленьих стойбищ.
Золотой состав
Основная сила и мотор развития авиакомпании – это, конечно, сотрудники –преданные своему делу профессионалы, которые управляют самолетами и вертолетами, координируют и обслуживают авиапарк компании, а также многие другие специалисты, вовлеченные в процесс авиаперевозок.
На сегодняшний день в авиакомпании трудятся 197 ветеранов авиации Республики Саха (Якутия), 92 почетных работника воздушного транспорта Республики Саха (Якутия), 6 заслуженных работников транспорта Республики Саха (Якутия). 11 работников награждены ведомственной наградой Минтранса России – нагрудным знаком «Отличник воздушного транспорта».
Поистине уникален опыт летного состава авиакомпании по владению технологией тушения пожаров при помощи водосливного устройства. Один из опытнейших летчиков – заслуженный пилот России Т.А.Бесаев, мастерски владеет сложной технологией тушения пожаров на внешней подвеске при помощи 40-метрового троса. Тимур Арчилович имеет все виды допусков к работам на вертолетах Ми-8, Ми-8 МТВ, в 2016 году его летный стаж превысил 22 тысячи часов налета.
За работу в самых сложных условиях орденом «За заслуги перед Отечеством II степени» награжден первый заместитель летного директора АО «Полярные авиалинии» С.Н.Семенов – пилот высшего класса.
"Полярные авиалинии" сегодня
На текущий момент, в соответствии с ключевыми направлениями Минпромторга России по разработке самолетов для местных и региональных воздушных линий, АК «Полярные авиалинии» проводит активную работу по согласованию технических обликов новых воздушных судов российского производства Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал», ТВРС-44, Ми-8МТВ-1, Ми-171-А3 с учетом особенностей условий эксплуатации на Крайнем Севере и необходимости проведения летных испытаний на посадочных площадках Якутии. Ожидается, что новые самолеты и вертолеты начнут поступать с 2023 года.
Несмотря на трудные условия работы и финансовые сложности, за последние 11 лет авиакомпания «Полярные авиалинии» уверенно демонстрирует положительную динамику чистой прибыли, связанную с ростом коммерческой загрузки и занятости кресел, производительности труда и стоимости чистых активов организации. Обновляется флот, субсидируются программы воздушных перевозок пассажиров по социально-значимым внутрирайонным маршрутам Республики Саха (Якутия), а также из арктических районов до узловых аэропортов Якутск и Полярный и в обратном направлении.
Улучшению имиджа авиакомпании как надежного перевозчика способствуют улучшение регулярности полетов и комплексного интегрального показателя безопасности полетов. Несмотря на возрастной парк воздушных судов авиакомпании, безопасность полетов находится на хорошем уровне, что неоднократно подтверждалось данными Росавиации, а регулярность полетов – на уровне не ниже 65 %.
«Полярные авиалинии» продолжают славные традиции полярной авиации Якутии, которой в этом году исполняется 97 лет. Летные и наземные службы авиакомпании выполняют крайне важную, но сложную работу на бескрайних просторах Крайнего Севера – обеспечивают транспортную доступность населенных пунктов, где авиация остается единственным средством перемещения и способом связи с внешним миром.