Заключение Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» № 95/02 от 14 февраля 2017 г.
Опубликовано 21 Февраля 2017На заочное обсуждение на Общественном совете Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Общественный совет) в целях прохождения процедуры общественного обсуждения представлен проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросу внесения изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (далее - государственная программа).
Общественный совет отмечает, что представленная редакция государственной программы разработана на основе уточненных макроэкономических параметров социально-экономического развития, Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов», с учетом поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также требований основных документов по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Государственная программа является основным инструментом реализации государственной транспортной политики и направлена на обеспечение устойчивого функционирования транспортного комплекса на период до 2020 года, эффективную адаптацию его к изменяющимся политическим, социальным и экономическим условиям.
Цели государственной программы направлены на решение задач социально-экономического развития и включают:
ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности транспортных услуг для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Для достижения целей в программе реализуются комплекс мероприятий, который включает инвестиционные мероприятия, мероприятия текущего характера и меры государственного регулирования.
Общественный совет особо подчеркивает, что новая редакция государственной программы, представленная проектом постановления, предусматривает комплекс изменений и дополнений как технического, так и смыслового характера.
1. В государственную программу включена новая задача и соответственно подпрограмма «Перевод автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта на использование газомоторного топлива», которая предусматривает перевод всех видов транспорта на использование газомоторного топлива, что позволит снизить негативное влияние транспорта на окружающую среду и уменьшить транспортные издержки в экономики.
С 2016 года исключена подпрограмма «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства». Мероприятия подпрограммы сгруппированы в основное мероприятие «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства» в составе подпрограммы «Дорожное хозяйство», цели, задачи и мероприятия которой в связи с этим откорректированы.
В новой редакции исключена федеральная целевая программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 -2020 годы)», мероприятия которой включены в подпрограмму «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».
2. В государственную программу в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации включены дополнительные разделы, касающиеся региональных аспектов развития транспортной системы:
«Основные направления развития транспортного комплекса Московского региона»;
«Основные направления развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».
При этом в состав дополнительных и обосновывающих материалов включены разделы, предусматривающие основные направления реализации мероприятий государственной программы на территориях Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Республики Крым и г. Севастополя, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации.
В государственную программу включены новые основные мероприятия (мероприятия):
«Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения», предусматривающее предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение дорожной деятельности и на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства;
«Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» и др.
3. Государственная программа существенно дополнена новыми показателями:
в состав показателей включен показатель «Динамика производительности труда в транспорте (в процентах к предыдущему году)» (без учета трубопроводного транспорта), который отражает рост производительности труда по всем видам транспорта, включены показатели «Средний удельный расход топлива на один приведенный т-км (по отношению к 2015 году)», «Доля работающих в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности работников транспортного комплекса», «Среднегодовая численность занятых в транспортом комплексе (по отношению к 2015 году)», «Доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям», «Строительство и реконструкции автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения», «Внутренние затраты на научные исследования и разработки в транспортном комплексе (в процентах от валового внутреннего продукта)», доля закупок у субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок всех агентств и службы,
По рекомендациям Счетной палаты Российской Федерации о приведении наименований показателей в соответствие с показателями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года формулировка показателя «Число происшествий на транспорте (по отношению к 2011 году) заменена на «Число происшествий на транспорте на единицу транспортных средств (по отношению к 2011 году)».
В новой редакции государственной программы предлагается исключить показатель «Прирост высокопроизводительных рабочих мест (к предыдущему году)», что обусловлено отрицательными значениями показателя в отчетном году, а также в прогнозном среднесрочном периоде в соответствии с макроэкономическими параметрами социально-экономического развития на 2017-2019 годы. По данным Росстата в 2015 году количество высокопроизводительных рабочих мест по виду деятельности «Транспорт», рассчитанное на основании методики Росстата, составило 1539,0 тысяч (87,9% к 2014 г.). Данный показатель предлагается включить после доработки Росстатом действующей Методики, предложения по совершенствованию методики расчета показателя «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году» были направлены в Росстат.
4. В проекты паспортов государственной программы и подпрограмм внесены изменения, связанные с уточнением структуры, задач, показателей и объемов финансирования.
В текстовой части Программы уточнены приоритеты государственной политики на современном этапе, включена общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы.
Дополнительные и обосновывающие материалы дополнены следующими разделами и приложениями:
раздел «Описание рисков реализации государственной программы, в том числе недостижения целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации»;
раздел «Основные параметры потребности в трудовых ресурсах для реализации государственной программы, включая потребность в инженерно-технических кадрах и прогноз объемов их подготовки за счет бюджетных средств (в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588, с изменениями и дополнениями, с 1 января 2017 года».
В ходе состоявшегося обсуждения отмечено следующее.
Параметры государственной программы согласно требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации приведены в соответствие с параметрами Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
Общий объем финансирования государственной программы за 2017-2020 годы предусматривается в размере 11 211,2 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета 3 155,2 млрд. рублей.
Цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия, сроки их реализации и источники финансирования уточнены в соответствии с приоритетами и основными направлениями реализации государственной транспортной политики на период до 2020 года.
Заключение: проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы» прошел в установленном порядке заочное обсуждение на Общественном совете Министерства транспорта Российской Федерации и одобрен по его результатам.
Председатель Общественного совета
М.Я. Блинкин
Файлы для скачивания