Стенограмма выступления Министра транспорта Российской Федерации М. Соколова на совещании об итогах реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году
Опубликовано 6 Декабря 2017М. Соколов: Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам были определены две основные цели проекта «Безопасные и качественные дороги»: приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети в крупнейших городских агломерациях и устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Действительно, в проекте участвуют крупнейшие города нашей страны, 39 городов, объединённые в 38 агломераций (Самаро-Тольяттинская представляет собой одну агломерацию). Эти города расположены в 36 субъектах Федерации, и уличная сеть этих агломераций составляет почти 50 тыс. км. К началу 2017 года на протяжённости этих километров было 2830 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий. Паспортом изначально было предусмотрено приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети – с 38 до 44%, соответственно, сокращение на 27% количества мест концентрации ДТП.
Основным инструментом реализации приоритетного проекта являются программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Они включают в себя пообъектные перечни планируемых к выполнению ремонтно-восстановительных и иных работ. По результатам общественных слушаний и полученных рекомендаций представителей общественности и граждан, что было очень важно на начальном этапе, а также экономии по торгам с учётом соответствующих решений проектного комитета в ходе реализации программ были включены новые территории и дополнительные мероприятия.
В результате уличная протяжённость сети агломераций, вовлечённых в этот проект, увеличилась на 2%, примерно на 100 км, а планируемая протяжённость дорожной сети, которая должна быть в нормативном состоянии по итогам 2017 года, стала даже более 50%, точно – 52,5% от общей протяжённости дорожной сети агломераций. Количество ликвидированных мест концентрации дорожно-транспортных происшествий также увеличилось на 303 единицы, то есть на 30%, и составило 1313 мест ликвидации концентрации ДТП. То есть практически в два раза, на 46,5%, за один год нам удалось сократить эти непростые места на улично-дорожной сети.
Совокупный бюджет составляет 65 млрд рублей, из них 31 млрд 250 млн были выделены из федерального бюджета. И сегодня, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, я хочу доложить, что работы по объектам дорог, улично-дорожной сети и ликвидации концентрации дорожно-транспортных происшествий в соответствии с нашими планами выполнены в полном объёме.
Добиться таких убедительных результатов позволило использование командной работы в рамках проектного управления (в первую очередь работа с региональными, муниципальными командами на местах) и необходимой методической поддержки, проведение регулярных селекторных, выездных совещаний с участием руководителей Федерального дорожного агентства, Минтранса. Я как министр практически во всех регионах за эти два года – на подготовительном этапе и в рамках 2017 года – побывал и провёл совещания на местах. Селекторные совещания из Белого дома мы с вами проводили регулярно. Общее число человек, вовлечённых в нашу командную работу, составило более тысячи. При этом мы использовали современные технологии, общую электронную систему, базу – «Эталон».
Хотел бы поблагодарить федеральный проектный офис за постоянную административную, методическую поддержку Минтранса России. Совместно с проектными офисами был организован мониторинг работы в субъектах Российской Федерации, систематизация опыта, обмен, обобщение и доведение до команд лучших практик по всем направлениям этого проекта.
По результатам анализа работы команд можно констатировать, что высокие результаты были обеспечены за счёт следующих факторов.
Первое – и это очень важно – правильное формирование команды проекта. Далее – организация системы коммуникаций в проекте, адекватная оценка своих возможностей, установка и соблюдение сроков исполнения отдельных контрольных точек, по которым мы отчитывались в Правительстве. А также выстраивание системы обратной связи с конкретными пользователями дорог, информирование граждан о проводимых работах и оперативное доведение проблем до конкретных исполнителей на местах.
Хочу выразить отдельную признательность тем главам субъектов (многие из них сейчас участвуют в совещании), кто лично возглавил проектные команды. Это всегда положительно сказывается на работе по проекту.
По результатам реализации проекта в 2017 году сформирован рейтинг субъектов Российской Федерации, которые участвовали в приоритетном проекте. Трём субъектам – Саратовской, Пензенской и Астраханской областям, занявшим первые места в рейтинге, сегодня здесь, на площадке «Транспортной недели», вручены памятные награды.
Несмотря на достижение всеми субъектами заявленных значений, по ряду регионов у нас были серьёзные опасения. В этой связи в целях обеспечения максимально эффективного использования выделенных ресурсов я хотел бы попросить в рамках сегодняшнего совещания рассмотреть возможность предоставления проектному комитету в следующем году права осуществлять в течение года перераспределение средств федеральной поддержки на проект между субъектами Российской Федерации.
Также хотел бы заострить внимание на таком важном вопросе, как синхронизация мероприятий в рамках другого приоритетного проекта – «Формирование комфортной городской среды». Этот проект координируется Минстроем России. Здесь, с одной стороны, нам необходимо было исключить ситуации, когда сначала ремонтируется дорога, а потом приходят коммунальные службы и раскапывают её, чтобы провести ремонт коммуникаций. С другой стороны, если мы ремонтируем дорожное полотно на какой-то отдельно взятой улице, было бы очень правильно одновременно выполнить благоустройство прилегающей территории. Этот процесс синхронизации должен происходить на уровне субъектов, муниципалитетов. Об этом мы всегда говорили в рамках наших селекторных и личных совещаний с главами регионов. С коллегами из Минстроя мы тоже работы по организации этого процесса проводили в этом году.
С учётом того, что перечень объектов на 2018 год в целом уже определён, хотел бы попросить глав субъектов уделить указанному вопросу дополнительное внимание и обеспечить, чтобы в следующем году при координации Минстроя и региональных проектных команд была проведена сверка дорожных работ и работ по линии жилищно-коммунального хозяйства.
Перечень объектов в рамках ПКРТИ уже в целом определён. Сейчас будет проводиться актуализация этих перечней по итогам 2017 года, рассматриваться предложения по внесению корректировок. Программы на 2018 год будут уточнены с учётом достигнутых результатов. При этом, если в текущем году, исходя из поставленных задач по приведению дорожной сети, мы смотрели первоочередные мероприятия как быстрореализуемые и некапиталоёмкие, то начиная с 2018 года мы переходим к инвестиционным проектам, более капиталоёмким мероприятиям. Включение в наши программы таких мероприятий, конечно, будет происходить по инициативе самих субъектов Федерации, о чём они будут докладывать в Минтранс и федеральный проектный офис.
Конечной точкой нашего проекта обозначен 2025 год. В период до 2025 года мы предусматриваем в том числе мероприятия по качественному изменению состояния транспортной инфраструктуры городских агломераций, оптимизацию транспортных потоков и синхронизацию всех видов транспорта с учётом решения задач по переориентации на пассажирские перевозки общественным транспортом. Согласно паспорту проекта эти мероприятия должны быть учтены. Предложения, которые будут даны субъектами Федерации, мы поддержим в первую очередь. Поэтому хотели бы попросить, уважаемый Дмитрий Анатольевич, одобрить направление средств федерального бюджета на указанные цели, на разработку таких программ – в размере до 570 млн в рамках общего бюджетного планирования (эти деньги в целом есть), чтобы субъекты уже начали планировать мероприятия по развитию общественного транспорта и организации дорожного движения начиная с 2018 года.
Также просили бы дополнительного поручения Минфину совместно с Минтрансом в рамках бюджетного планирования 2019–2020 годов предусмотреть в проектах бюджета на соответствующие годы средства на дальнейшую поддержку из федерального бюджета проекта «Безопасные и качественные дороги».
Буквально два слова о создании в рамках приоритетного проекта информационных систем – систем учёта общественного мнения, контроля расходования дорожных средств, систем оперативного управления. Они были представлены Вам на стенде. Также запущена система контроля мониторинга формирования и расходования средств дорожных фондов. Это уже за рамками проекта, на всю страну, на все субъекты Федерации, но это тоже очень важно, поскольку позволяет получать информацию об объёмах дорожных фондов во всех субъектах.
В заключение хотел бы сказать о двух важных вопросах законодательного регулирования. Первый касается переустройства инженерных систем и систем инженерно-технического обеспечения при проведении работ. Второй – вопросов разработки документов транспортного планирования. По этим вопросам мы вместе с депутатами Государственной Думы, с федеральным проектным офисом подготовили ряд предложений. Прошу также Вашего поручения рассмотреть эти предложения в рамках законопроектной работы на 2018 год.
Д. Медведев: Какие законы надо менять?
М. Соколов: По переустройству инженерных систем в рамках проведения дорожных работ. Это связано с тем, чтобы учитывать затраты на перекладку инженерных коммуникаций в том объёме, в котором они были на период до начала работ, потому что зачастую наши инженерные компании дают более большие и дорогостоящие технические условия, которые приходится учитывать дорожникам, закладывая эти средства…
Д. Медведев: То есть ограничить аппетиты, другими словами.
М. Соколов: Говоря простым языком, именно так. Второй касается разработки документов транспортного планирования. Эти документы уже рассматриваются на площадке Государственной Думы.
Д. Медведев: Хорошо, работайте над этой темой.