Стенограмма выступления Министра транспорта РФ Максима Соколова на заседании Правительства РФ 16 ноября 2017 года
Опубликовано 16 Ноября 2017Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Доклад о параметрах финансового плана и инвестпрограммы «РЖД» начну с показателей работы в текущем году. По сравнению с 2016 годом в этом году увеличатся показатели погрузки на 2,6%, общего грузооборота – на 5,2%. Положительная динамика связана как с возрастающим спросом внутри страны, так и с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках. Основной прирост обеспечен за счёт погрузки каменного угля (почти 8%), хлебных грузов (более чем на 10% – за счёт рекордного урожая 2017 года), а также удобрений (плюс 7,2%).
Вместе с тем ожидается снижение по минерально-строительным грузам в пределах 3% и по нефтяным грузам по причине сокращения спроса со стороны стран-потребителей из-за продолжающегося перехода перевозок нефти на трубопроводный транспорт. В целом, несмотря на указанные ожидания по снижению показателей по отдельным видам грузов, по итогам года компания «РЖД» сможет получить более 50 млрд рублей доходов дополнительно к установленному плану.
Важно при этом отметить, что в течение года руководство компании уделяло особое внимание росту внутренней эффективности. Программа оптимизационных мер на 2017 год составила 65 млрд рублей. Реализация этих оптимизационных мер позволила сформировать дополнительные источники по увеличению программ капитального ремонта на 26 млрд рублей, в том числе путей – на 8,5 и локомотивов – на 14,8 млрд рублей. В результате общее снижение количества километров путей с просроченным ремонтом составит более 1 тыс., а число локомотивов с просроченным ремонтом снизится на 1 тыс. единиц. При этом, несмотря на дополнительные расходы на ремонт, рост себестоимости не превысит 2,4% при прогнозируемых ранее 4,8%. Это свидетельствует в первую очередь о повышении эффективности структуры затрат компании. Темп роста производительности труда оценивается на уровне 7,6%.
Хочу особо отметить, что в течение года Министерством транспорта совместно с компанией проведена работа в части ускорения реализации приоритетных проектов развития железнодорожной инфраструктуры.
В соответствии с планом строительных работ были перераспределены средства федерального бюджета с проекта Междуреченск – Тайшет на строительство железнодорожного обхода Краснодара, что позволит ввести этот объект уже в конце 2018 года.
По проекту строительства новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово средства федерального бюджета, запланированные в 2018 году, были задействованы уже в текущем году. Эта мера позволила уже в сентябре текущего года завершить строительные работы и открыть движение грузовых поездов.
До конца 2017 года будет реконструировано 2800 км железнодорожных путей, построено более 170 км вторых путей, закуплено почти 460 локомотивов и 150 вагонов моторвагонного состава «Ласточка». С учётом запланированного в ближайшие три года приобретения подвижного состава «РЖД» (порядка 450 вагонов) необходимо актуализировать бизнес-план приобретения и эксплуатации с определением оптимальной маршрутной сети с последующим его утверждением на совете директоров компании. Объём инвестиционной программы оценивается примерно в 1,5 трлн рублей.
В текущем году прогнозируется исполнение в полном объёме бюджетной поддержки пригородного сообщения (на эти цели, напомню, было выделено более 35 млрд рублей).
В 2017 году проведены совместные мероприятия по повышению эффективности работы Московского центрального кольца, и за девять месяцев текущего года пассажиропоток на МЦК превысил 100 миллионов человек, а суточная перевозка увеличилась с расчётных 300 тысяч до 400 тысяч человек. Также за счёт инвестиционных мероприятий межпоездные интервалы сократились на 1–2 минуты.
Переходя к параметрам 2018–2020 годов, отмечу, что за три года объём инвестиций составит 1,8 трлн рублей. Около трети этих средств (640 млрд) планируется направить на проекты, связанные с поручениями государственного значения. Эти проекты являются необходимым условием экономического развития страны, создания инфраструктурных условий для новых производств, реализации промышленного потенциала и расширения внешнеэкономических связей, а также обеспечения социальной стабильности и стратегической безопасности государства.
В 2018–2020 годах будет продолжено развитие железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока, северо-запада, юга России, а также развитие Московского транспортного узла. Инвестиционные средства, запланированные на обновление железнодорожной инфраструктуры, позволят провести в период ближайших трёх лет реконструкцию свыше 9600 км пути, порядка 700 км контактной сети, внедрить около 530 км автоблокировки.
Предусматривается приобретение 2077 единиц новых локомотивов, а на закупку электричек различных моделей, помимо «Ласточек», проектом инвестиционной программы предусмотрено в 2018 году 5 млрд рублей (и закупка 90 вагонов моторвагонного подвижного состава).
При этом как в 2018 году, так и в последующие годы, исходя из наличия у «РЖД» накопленной амортизации, Минтранс предлагает предусмотреть в 2019–2020 годах выделение порядка 5 млрд рублей ежегодно на закупку электропоездов.
Важно отметить, что по проекту развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна с учётом необходимости его завершения в 2019 году пока сохраняется дефицит средств в 2018–2019 годах в размере 13 млрд рублей. В целях выполнения поручения Президента по этому проекту для окончания его реализации в 2019 году предлагается рассмотреть вопрос о переносе средств федерального бюджета, которые стоят в бюджете 2020 и 2021 годов, на 2019 год. Такие решения мы должны найти в рамках следующего года.
Также существенный объём инвестиций должен быть обеспечен соответствующими операционными и тарифными источниками.
Прогнозируемый среднегодовой прирост погрузки на период до 2020 года составит 1,9%, прирост грузооборота – 2,4%.
В 2018 году с учётом заявок грузоотправителей и динамики макропоказателей прогнозируется увеличение погрузки к текущему году на 1,8%, грузооборота – на 2,2%, и это в целом коррелирует с динамикой роста ВВП (2,1) и промышленного производства – на 2,5%.
Компания «РЖД» продолжит работу по привлечению высокомаржинальных грузов.
Также необходимо отметить, что объём средств, направляемых на капитальные ремонты и развитие, непосредственно будет связан с гарантией объёмов перевозок со стороны грузоотправителей.
В 2017 году объём капитального ремонта будет увеличен в финансовом плане в 1,4 раза по отношению к 2016 году, в 2018 году планируется увеличить его ещё на 12,5%.
Увеличение затрат на реконструкцию пути в 2018 году по отношению к 2017 году составит около 21 млрд рублей, и это позволит оздоровить более 6,5 тыс. км пути.
Капитальные и средние ремонты будут на уровне максимальных возможностей ремонтных заводов – около 6,5 тыс. единиц локомотивов, и к 2021 году компания планирует ликвидировать просрочку по ранее накопленным неотремонтированным локомотивам.
При этом деятельность компании «РЖД» продолжает оказывать влияние на ситуацию с ценами, увеличение налоговой нагрузки. В связи с ростом цен на топливно-энергетические ресурсы дополнительные затраты составят, к сожалению, 13 млрд рублей, рост ставки по налогу на имущество на 0,3 процентного пункта также увеличит расходы – порядка 8 млрд рублей, а рост акцизов приведёт к росту расходов в сумме 4 млрд рублей. В целях формирования прибыльного бюджета разработана в связи с этим дополнительная программа оптимизации на 15 млрд рублей.
С учётом изложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности прибыль от продаж запланирована в 2018 году в размере 154 млрд рублей (с ростом почти в 1,5 раза к прошлому году), EBITDA возрастёт почти на 7% – до уровня 377 млрд рублей. Чистая прибыль в 2018 году прогнозируется в размере 15 млрд рублей, а к 2020 году предполагается довести этот показатель до 70 млрд рублей.
Объём бюджетного финансирования компании в 2018 году составит 63 млрд рублей, отдельно предусматривается взнос в уставный капитал в 2018–2019 годах в размере 50 млрд рублей ежегодно за счёт средств ФНБ в целях развития БАМа и Транссиба. Государственная поддержка предоставляется для реализации проектов, имеющих значимый мультипликативный эффект. Считаем, что такой принцип должен сохраниться в отношении части перспективных проектов. Это в том числе, второй этап Восточного полигона, мост на Сахалин, ВСМ Москва – Казань.
Конкретные параметры государственной поддержки, включая сбалансированные тарифные решения, должны определяться по итогам разработки соответствующих технико-экономических обоснований.
Необходимо также отметить, что параметрами прогнозов социально-экономического развития предусмотрена индексация тарифов на 4% с учётом отмены целевой надбавки в 2%. По данным компании «РЖД», при такой индексации доходы по перевозкам снизятся на 56 млрд рублей, что негативно отразится на ремонте путей и не позволит выполнить программу инвестиций на 68 млрд рублей.
В связи с этим предлагается принять решение об установлении долгосрочных тарифов до 2025 года с ежегодной их индексацией по принципу «инфляция минус», сохранив действие установленной в 2017 году тарифной надбавки в размере 2%.
Вопрос по дополнительной тарифной надбавке предлагается проработать в течение следующего года и оценить дополнительно. Такие решения обеспечат сбалансированность финансового плана «РЖД».
Данные предложения учтены в проекте протокольного решения заседания Правительства. Прошу поддержать.
И в завершение доклада ещё один вопрос: о необходимости компенсации потерь доходов перевозчиков – пригородных компаний по льготным категориям пассажиров. Этот вопрос тоже требует решения в рамках текущего и следующего годов.