Протокол заседания Комиссии по вопросам защиты прав потребителей транспортных услуг Общественного совета при Министерстве транспорта России от 28 февраля 2017 года № 1/17
Опубликовано 3 Апреля 2017Присутствовали: Янков К.В., Недзвецкий А.Е., Попов С.А., Шелищ П.Б., Овсянников В.А.
Вопросы:
Рассмотрение проекта поправок Правительства Российской Федерации к законопроекту № 472515-6 «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Решили: Одобрить экспертное заключение (прилагается).
Председатель комиссии
К.В.Янков
Заключение
О предлагаемых поправках в законодательство о легковых такси в части полномочий субъектов федерации
Устанавливая объём полномочий субъектов федерации в части регулирования легковых таксомоторных перевозок, в частности полномочия по квотированию (п.3.1 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства А.В. Дворковича от 19 декабря 2016 г. № АД-П9-177пр), необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Перевозки легковыми такси в крупных агломерациях между разными субъектами федерации весьма значительны. При существующей и предлагаемой к сохранению схеме регулирования таких перевозок такси, имеющее разрешение, выданное в одном субъекте федерации, может перевозить пассажиров в другой субъект, но не вправе брать новых пассажиров там. Такая правовая конструкция имеет определённые негативные последствия:
а) значительно увеличивается вынужденных порожних рейсов легковых такси, что ведёт к дополнительной загрузке автомобильных дорог, что особенно недопустимо в московской агломерации;
б) возможно удорожание межсубъектных таксомоторных перевозок, поскольку перевозчик будет закладывать в тариф перевозки в другой субъект федерации обратный порожний рейс.
Данная проблема будет характерна не только для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и прилегающих к ним субъектов федерации, но и для других территорий на границах разных субъектов. Например, к городу Краснодар Краснодарского края с юга непосредственно примыкает территория Республики Адыгея. А аэропорт Магнитогорск расположен не в Челябинской обл., как город Магнитогорск, на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Возможны разные подходы к решению возникающей проблемы:
- исключение для городов федерального значения аналогично тому, как оно предусмотрено в Федеральном законе № 220-фз «Об организации регулярных перевозок…», предусматривающем понятие «смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок» (ст.3) с правом посадки пассажиров в смежном субъекте федерации (Москва – Московская обл., Санкт-Петербург – Ленинградская обл., Севастополь – Республика Крым). Такое решение, однако, не будет касаться «малых» межсубъектных агломераций (напр., Краснодарский край – Респ.Адыгея);
- предоставление права получения разрешения на таксомоторные перевозки одновременно в нескольких (вариант – одновременно в двух граничащих между собой) субъектах федерации.
Любое из таких решений сделает невозможным квотирование количества разрешений, квотирование в отношении всех такси представляется избыточным и не соответствует Протоколу № АД-П9-177пр. Однако, аргументы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в пользу квотирования представляются значимыми, поскольку речь идёт о тех элементах улично-дорожной сети, которые имеют ограниченную пропускную способность: выделенных полосах для движения общественного транспорта, стоянках такси (особенно на вокзалах и в аэропортах). Вместо квотирования можно использовать другие механизмы, например, стоимостной. Например, использовать правовую конструкцию, предусматривающую возможность решением субъекта федерации разделения машин такси на 2 категории:
Категория 1 – с более высокой стоимостью выдаваемых разрешений, с правом езды по выделенным полосам для ОТ и правом находиться на стоянках такси в аэропортах, вокзалах и иных организованных стоянках; для таких такси может устанавливаться обязательная цветовая гамма.
Категория 2 – с менее высокой стоимостью выдаваемых разрешений, но без права езды по выделенным полосам для ОТ и права находиться на стоянках такси в аэропортах, вокзалах и иных организованных стоянках; такие такси могут работать по вызову, в том числе по вызову забирать пассажиров в аэропортах и на вокзалах.
Файлы для скачивания