Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»
Опубликовано 19 Января 2017
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
В представленном проекте постановления выявлены коррупциогенные факторы.
Проектом постановления предполагается утвердить изменения, вносимые в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее соответственно - проект изменений, Правила).
Пунктом 2 Порядка возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета (приложение № 2 к Правилам) (далее - Порядок возврата денежных средств) предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства, зарегистрированный в реестре, вправе осуществить возврат денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных оператором в доход федерального бюджета, возврат собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и перечисленных в федеральный бюджет, осуществляется на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
Согласно статье 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетам и в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на соответствующий счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно приложению № 5 к Федеральному закону от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» главным администратором доходов федерального бюджета в отношении поступлений сумм в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, является Федеральное дорожное агентство.
В этой связи полномочиями по принятию решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей обладает Федеральное дорожное агентство.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 31.1 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена частью 9, вступающей в силу с 15 ноября 2016 г., устанавливающей, что порядок перечисления в доход федерального бюджета платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, не перечисленных либо излишне перечисленных в доход федерального бюджета в целях исполнения положений настоящей статьи, порядок информационного взаимодействия собственника (владельца) транспортного средства, в том числе зарегистрированного на территории иностранного государства, и оператора системы взимания такой платы, а также правила пользования технически и технологически связанными объектами, обеспечивающими взимание платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время подпунктом «д» пункта 6 Правил предусмотрено, что оператор осуществляет возврат собственнику (владельцу) транспортного средства не перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных им в качестве платы, в течение 3 рабочих дней со дня получения оператором соответствующего заявления от собственника (владельца) транспортного средства, возврат излишне уплаченных денежных средств, перечисленных в доход федерального бюджета, осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
В свою очередь наличие нормативных коллизий является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее - Методика).
Порядком возврата денежных средств предусмотрено, что в целях возврата денежных средств, не перечисленных в доход федерального бюджета, собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей системы взимания платы с представлением заявления о возврате денежных средств и таких документов, как:
- в случае если собственником (владельцем) транспортного средства является физическое лицо, представляется документ, удостоверяющий личность собственника (владельца» транспортного средства (копия и подлинник для сверки);
- в случае если собственником (владельцем) транспортного средства является индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Российской Федерации, представляются:
а) свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (с обязательным распознаванием ОГРНИП);
б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (с обязательным распознаванием ИНН);
- в случае если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации:
а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (с обязательным распознаванием ОГРН);
б) свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (с обязательным распознаванием ИНН);
- в случае если собственником (владельцем) транспортного средства является юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством другого государства, предоставляется выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации;
- в случае обращения собственника (владельца) транспортного средства через уполномоченного представителя оператору также представляются:
а) оригинал документа, подтверждающего полномочия представителя собственника (владельца) транспортного средства и действительного на дату обращения;
б) документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя собственника (владельца) транспортного средства.
В то время как в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В этой связи полагаем достаточным для осуществления возврата денежных средств представлять заявление и документ, удостоверяющий личность и полномочия заявителя.
В свою очередь, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
- привести в соответствие подпункт «д» пункта 6 Правил с частью 9 статьи 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» слова «Возврат излишне уплаченных таких денежных средств, перечисленных в доход федерального бюджета, осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации» заменив словами «Возврат излишне уплаченных таких денежных средств, перечисленных в доход федерального бюджета, осуществляется Федеральным дорожным агентством в течение месяца со дня получения соответствующего заявления».
А также, вместо положения о том, что возврат собственнику (владельцу) транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и перечисленных в федеральный бюджет, осуществляется на основании судебного акта, вступившего в законную силу, установить в Порядке возврата денежных средств нормы, предусматривающие, порядок возврата собственнику (владельцу) транспортного средства излишне перечисленных в доход федерального бюджета денежных средств Федеральным дорожным агентством, включающий в себя процедуру подачи заявления и оформления возврата указанных денежных средств через центры информационной поддержки пользователей системы взимания платы;
- исключить требование о необходимости представления документов (за исключением заявления и документа, удостоверяющего личность и полномочия заявителя), предусмотренных Порядком возврата денежных средств, поскольку они находятся в распоряжении оператора (после регистрации собственника (владельца) транспортного средства/в реестре).
Файлы для скачивания