Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект федерального закона «О внесения изменений в Кодекс Российской Федерация об административных правонарушениях» (о перевозке скоропортящихся пищевых продуктов)
Опубликовано 25 Апреля 2016
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и пpoeктов нормативных правовых актов и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февралю 2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта федерального закона «О внесения изменений в Кодекс Российской Федерация об административных правонарушениях» (далее - проект Федерального закона)
В представленном проекте приказа выявлены коррупциогенные факторы.
Проектом федерального закона предполагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) статьей 12.21.4, устанавливающей административную ответственность за нарушение правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов.
Так, согласно предлагаемой редакции части 1 статьи 12.21.4 КоАП административная ответственность за перевозку скоропортящихся пищевых продуктов транспортным средством, не имеющим свидетельства СПС выданного в соответствии Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), либо несоблюдение температурного режима, определенного условиями перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, обеспечивающими сохранность их потребительских свойств влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указанные размеры штрафа представляются неадекватными административному правонарушению, поскольку не соответствуют опасности рассматриваемого административного правонарушения.
Вместе е тем, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для липа, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
В свою очередь, установление трудновыполняемых и обременительных требований к гражданам и организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее - Методика).
Для получения свидетельства СПС или его дубликата юридические лица или индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с СПС возложена обязанность по соблюдению норм СПС, направляют заявление о получении свидетельства СПС с приложением необходимых документов (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в Женеве I сентября 1970 г., для изотермических транспортных средств, транспортных средств - ледников, транспортных средств - рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 30 июля 2014 г. № 211).
На основании изложенного полагаем, что получение свидетельства СПС на транспортное средство не относятся к компетенции водителя и не зависят от него.
При этом наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является коррупциогепным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики.
В целях устранения выявленных корругашогенпых факторов предлагается:
- снизить максимальный размер штрафа по составу, предусмотренному предлагаемой редакцией части 1 статьи 12.21.4 КоАП, для должностных лиц, ответственных за перевозку до десяти тысяч рублей, для юридических лиц до ста тысяч рублей.
Одновременно полагали бы целесообразным скорректировать в сторону уменьшения размеры штрафа, предусмотренные предлагаемой редакцией части 2 статьи 12.21.4 КоАП;
- исключить водителя из перечня субъектов, привлекаемых к административной ответственности, предусмотренной предлагаемой редакцией статьи 12.21.4 КоАП.
Файлы для скачивания