Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, при осуществлении международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации, а также порядка выдачи (сдачи) учетных талонов»
Опубликовано 8 Апреля 2016
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам независимой антикоррупционной экспертизы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков аккредитованного(ой) распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2010 г. № 306-р в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г, № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, при осуществлении международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации, а также порядка выдачи (сдачи) учетных талонов».
В представленном проекте постановления выявлен коррупциогенный фактор.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от I января 2016 г. № 1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено установить требования к средствам идентификации (пломбам), в том числе функционирующим на основе технологии ГЛОНАСС, порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении автомобильных и железнодорожных перевозок, а также порядок выдачи (сдачи) учетных талонов.
При этом проектом постановления предполагается к утверждению Порядок наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, при осуществлении международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации (пункт 1 проекта постановления).
Таким образом, наименование и содержание проекта постановления не соответствует пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 января 2016 г. №1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации».
В свою очередь, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
Пунктом 4 проекта постановления определено, что Федеральной службе по надзору в сфере транспорта совместно с Федеральной таможенной службой определить порядок взаимодействия при наложении (снятии) средств идентификации (пломб) в случае проведения таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, осуществляющих международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации, а также в случае железнодорожного транспортного происшествия, дорожно-транспортного происшествия или возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Однако, положения Указа Президента Российской Федерации от 1 января 2016 г. № 1 не регламентирует правоотношения, возникшие в случае наступления железнодорожного транспортного происшествия, дорожно-транспортного происшествия или возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Вместе с тем принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96.
Термин «железнодорожное транспортное происшествие» упомянутый в пункте 4 проекта постановления законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Пунктом 2 проекта Порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб) (далее - пломбы), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, при осуществлении международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации, предполагаемого к утверждению пунктом 1 проекта постановления (далее - проект Порядка) определено понятие «железнодорожный перевозчик», которое используется в значении, предусмотренном Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Однако, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» термин «железнодорожный перевозчик» не предусмотрен.
При этом употребление неустоявшихся терминов является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
Пунктом 4 проекта Порядка установлено, что наложение (снятие) пломб производится за счет грузоотправителя или грузополучателя при осуществлении автомобильных перевозок автомобильным перевозчиком или его представителем, в том числе водителем транспортного средства, в присутствии должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
При этом перевозку товаров осуществляют непосредственно автомобильные перевозчики и представители грузоотправителя или грузополучателя физически не могут находиться в стационарных или передвижных контрольных пунктах. Таким образом, наложение (снятие) пломб фактически будет осуществляться за счет перевозчика.
Ввиду возникновения дополнительной финансовой нагрузки на перевозчика полагаем, что наложение (снятие) пломб должно осуществляться на безвозмездной основе для всех участников перевозочного процесса (отправитель, перевозчик, получатель и т.д.).
Вместе с тем вызывает сомнение правомерность возложения обязанности по опломбированию транспортного средства на водителя, особенно с применением пломб, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.
В свою очередь, установление трудновыполнимых и обременительных требований к организациям, является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
Пунктом 15 проекта Порядка предусматривается, что с 1 апреля 2016 года является обязательным наложение (снятие) и применение пломб, функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.
При этом указанная норма может вызвать значительные затруднения при ее реализации, так как изготовление средств идентификации (пломб), в том числе функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также установление системы контроля за осуществлением международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС потребует значительного количества времени.
В то время как установление трудновыполнимых и обременительных требований к организациям является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96.
В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается:
- наименование и содержание проекта постановления привести в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 января 2016 г. № 1 «О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации»;
- исключить из проекта постановления положения, регламентирующие правоотношения, возникшие в случае наступления железнодорожного транспортного происшествия, дорожно-транспортного происшествия или возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
- исключить из текста проекта постановления термин «железнодорожное транспортное происшествие»;
- привести терминологию проекта Порядка в соответствие с положениями Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
- установить, что наложение (снятие) пломб осуществляется должностным лицом на безвозмездной основе;
- установить более длительный срок возможности наложения (снятия) и применения пломб, функционирующих без технологии ГЛОНАСС нежели установленный пунктом 15 проекта Порядка.
Файлы для скачивания