12 декабря в РИА «Новости» состоялся круглый стол «Текущие итоги реализации комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. 2011 год»
Опубликовано 13 Декабря 2011В его работе приняли участие заместитель начальника отдела мониторинга и анализа реализации государственной политики в области транспортной безопасности Минтранса РФ Андрей Горшунов, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток, заместитель руководителя Росавиации Николай Захряпин, заместитель начальника Управления транспортной безопасности Росморречфлота Валерий Капралов, заместитель генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Елена Толгская, заместитель начальника главного управления на транспорте МВД Дмитрий Кондратьев, первый заместитель начальника службы контроля ГУП «Московский метрополитен» Виктор Зуихин, заместитель начальника Отдела технических средств охраны Департамента безопасности ОАО «РЖД» Сергей Полисмаков, заместитель начальника отдела транспортно-экономической безопасности службы безопасности Дирекции железнодорожных вокзалов Павел Шмелев.
А. Горшунов в своем выступлении напомнил, что Комплексная программа представляет собой перечень мероприятий, которые необходимо выполнить на наименее защищенных объектах транспорта для защиты населения как от террористических актов, так и от актов незаконного вмешательства в работу транспорта. На сегодняшний день Комплексная программа была уже трижды скорректирована по итогам оценки работы пилотных зон. «Промежуточные результаты по итогам реализации программы в 2011 году позволяют надеяться, что цели программы будут достигнуты», - отметил А. Горшунов.
В. Черток сообщил о том, что главной задачей Комплексной программы является разработка системы предупредительных мероприятий. «Программа является результатом огромной работы, и она вобрала в себя все: начиная от обучения людей и заканчивая оснащением объектов средствами защиты» - заметил В.Черток. К моменту создания программы на некоторых видах транспорта – авиации, морском и речном – уже действовала система безопасности, соответствующие международным стандартам. А автомобильный транспорт и железнодорожный, включая метро – оказались в более уязвимой позиции. В первую очередь, по мнению В.Чертока, необходимо совершенствовать нормативную базу, регламентирующую ответственность собственников объектов.
Д. Кондратьев рассказал, как реализует мероприятия Комплексной программы Министерство внутренних дел. Особое внимание было уделено развитию кинологической и патрульно-постовой служб. «Можно отметить эффективность использования досмотровой техники: в 2011 году это позволило задержать 734 лица, находящихся в розыске», - сообщил Д. Кондратьев. Кроме того, были переоборудованы экспертные подразделения, занимающиеся расследований происшествий, в том числе на транспорте. Также были выделены средства на развитие спецсвязи в метрополитене.
Н. Захряпин отметил, что в авиации уже существует система мер безопасности, которая базируется на международных стандартах. Но их необходимо совершенствовать, разрабатывая современные средства досмотра в аэропортах. В этих условиях достаточно эффективным представляется набор мер, предусмотренных программой. Росавиация провела категорирование 283 аэропортов, первой категории соответствуют 32 аэропорта, второй - 28, третьей - 52, четвертой – 171. Для каждой категории разработаны определенные требования по обеспечению безопасности. В настоящее время проводится оценка уязвимости большинства аэропортов в России.
П. Шмелев сообщил об итогах оснащения объектов железнодорожного транспорта в 2011 году. На оснащение 29 вокзалов досмотровой аппаратурой выделено 1,153 млрд. рублей. Планируется проведение стопроцентного досмотра пассажиров поездов «Сапсан» и «Аллегро». На вокзалах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов планируется проведение выборочных досмотровых мероприятий. Предусмотрено оснащение Казанского вокзала Москвы интеллектуальной системой видеонаблюдения (КАРС).
В апреле 2011 года Дирекцией железнодорожных вокзалов были организованы досмотровые участки пассажиров на высокоскоростном сообщении Москва – Санкт- Петербург (Ленинградский вокзал г. Москвы и Московский вокзал г. Санкт Петербурга).
За второй-третий кварталы 2011 года через павильоны досмотровых зон, оборудованные техническими средствами досмотра, при посадке на ВСП "Сапсан" прошло свыше 1 млн. 530 тысяч пассажиров и сопровождающих их лиц. В ходе досмотра было выявлено более 200 единиц огнестрельного оружия, 1000 единиц травматического и пневматического оружия, 100 единиц холодного оружия. Максимальная загруженность пропускного пункта составляла 1400 чел /ч (при одновременной посадке на два поезда). При работе опытных операторов на двух линях досмотра количество ожидающих досмотра пассажиров составляло не более 6-8 чел. Среднее время досмотра одного пассажира с двумя местами ручной клади составляло 10-13 секунд.
В. Зуихин представил результаты работы по оснащению метрополитена средствами безопасности. Основные направления деятельности – предупредительные мероприятия, подготовка персонала и техническое оснащение. На 185 станциях и 152 подуличных переходах установлено 5070 видеокамер, на 185 станциях установлено 458 колонн экстренной связи. Средствами радиосвязи (1525 носимых радиостанций) обеспечены дежурный станционный персонал метрополитена и Управления милиции на Московском метрополитене. Кроме того, системой видеонаблюдения оснащены 3 линии, 65 составов и установлено 2368 видеокамер в вагонах.
В. Капралов отметил, что на морском и речном транспорте работы по обеспечению мер безопасности ведутся по международным стандартам с 2002 года.. Система работы по охране на море предполагает разработку планов охраны, оснащение инженерно-техническими средствами охраны и подготовку специалистов. На сегодняшний день такая работа практически завершена на 1657 судах, системой защиты оснащены 14 объектов госсобственности.