Протокол заседания Координационного совета по законотворческой деятельности Министерства транспорта Российской Федерации от 23 сентября 2021 года № ДЗ-24
Опубликовано 23 Сентября 2021ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Статс-секретарь - заместитель Министра транспорта Российской Федерации
Д.С. Зверев
Присутствовали: |
|
Члены Координационного совета: |
С.Н.Агеев, А.В.Аксенов, А.Н.Гнедашев, А.И.Зябкина, А.М.Зайцев, А.Б.Кисько, А.Ю.Клявин, Т.И.Кравченко, С.Ю.Никотин, А.В.Малышева, О.В.Мельникова, Ю.Ю.Свешников, С.А.Соболев, О.И.Старовойтов, И.И.Старыгин, Е.В.Фанаева, О.В.Федоткина, С.Н.Брокар, С.Д.Жусупов, А.И.Кукушкин, С.Л.Мазуркевич |
Директора департаментов:
|
А.С.Бакирей, В.В.Клюев, М.А.Кокаев, |
Заместители директоров департамента:
|
Б.Д.Вартанян, М.Н.Кашина, А.С.Пятигорский, |
Ответственные работники Минтранса России:
|
М.И.Журо, Р.Л.Кильдюшкин, О.В.Попова, |
Приглашенные от транспортного сообщества:
|
В.Г.Авдеев, А.И.Алексеенко, А.А.Глазунов, |
О рассмотрении предложений Союза транспортников России в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год (далее - проект плана)
(Зверев, Малышева, Свешников, Алексеенко, Бакирей, Клюев, Зайцев, Кашина, Клявин, Кокаев, Кисько, Маняхин, Мельникова, Старыгин, Аксенов, Фанаева, Федорчук, Зрилова)
В ходе заседания рассмотрены предложения Союза транспортников России в области автомобильного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, а также в сфере обустройства пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, экспедирования и логистики.
По итогам заседания приняты следующие решения:
1. В области автомобильного транспорта.
1.1. О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из видов лицензируемой деятельности перевозки пассажиров и иных лиц автобусами в международном сообщении.
Согласиться с позицией Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (А.С. Бакирей) о нецелесообразности включения предложенного законопроекта в проект плана (как отдельного законопроекта). Необходимо урегулирование проблемных отношений в связи с наличием двух разрешительных режимов в указанной сфере деятельности в рамках работы над законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с принятием Федерального закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте») (срок внесения в Правительство Российской Федерации в соответствии с Планом законопроектной деятельности Минтранса России на 2021 год - ноябрь 2021 г.).
Принять во внимание согласие АСМАП (Е.А. Зрилова) как инициатора предложения с изложенным решением.
1.2. О внесении изменений в статьи 16.1 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части неоднозначной практики применения таможенными органами положений части 3 статьи 16.1 Кодекса при привлечении перевозчиков к административной ответственности за сообщение таможенному органу при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза недостоверных сведений о весе брутто товаров.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (А.С. Бакирей) о том, что данный вопрос ранее был рассмотрен совместно с ФТС России в связи с обращением Губернатора Калининградской области. ФТС России не поддержало указанные предложения и представило позицию, в соответствии с которой необходимо внесение изменений в право ЕАЭС, а не в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях
Инициировать рассмотрение указанного законопроекта на заседании Правительственной комиссии по транспорту, на котором предусматривается рассмотрение вопросов развития грузового автомобильного транспорта, планируемом к проведению в IV квартале 2021 года.
Принять во внимание согласие АСМАП (Е.А. Зрилова) как инициатора предложения с тем, что решение в отношении подготовки законопроекта целесообразно принять по итогам указанного заседания.
1.3. О внесении изменения в статью 241 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части стимулирования поэтапного обновления парка подвижного состава международных автоперевозчиков, а также освобождения от уплаты утилизационного сбора грузовых транспортных средств экологического класса 6, приобретаемых у дилеров иностранных производителей.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (А.С. Бакирей) о том, что в рамках подготовки к заседанию Правительственной комиссии по транспорту, на котором предусматривается рассмотрение вопросов развития грузового автомобильного транспорта, Минпромторгом России высказана позиция о нецелесообразности отмены утилизационного сбора грузовых транспортных средств экологического класса 6.
Инициировать рассмотрение указанного законопроекта на заседании Правительственной комиссии по транспорту, на котором предусматривается рассмотрение вопросов развития грузового автомобильного транспорта, планируемом к проведению в IV квартале 2021 года.
Принять во внимание согласие АСМАП (Е.А. Зрилова) как инициатора предложения с тем, что решение в отношении подготовки законопроекта целесообразно принять по итогам указанного заседания.
1.4. О внесении изменений в статью 346.16 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части расширения перечня расходов, которые могут учитываться налогоплательщиками, применяющими упрошенную систему с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (А.С. Бакирей) о том, что целесообразно инициировать рассмотрение указанного законопроекта на заседании Правительственной комиссии по транспорту, на котором предусматривается рассмотрение вопросов развития грузового автомобильного транспорта, планируемом к проведению в IV квартале 2021 года.
Принять во внимание согласие АСМАП (Е.А. Зрилова) как инициатора предложения с тем, что решение в отношении подготовки законопроекта целесообразно принять по итогам указанного заседания.
Департаменту государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (А.С. Бакирей) до рассмотрения инициативы на заседании Правительственной комиссии по транспорту обеспечить ее проработку с Минфином России.
2. В области морского и внутреннего водного транспорта.
2.1. О внесении изменений в статью 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в части исключения двоякого толкования положений указанной статьи.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) о поддержке законопроекта «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в части исключения двоякого толкования положений указанной статьи.
Отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере государственного экологического надзора и государственной экологической экспертизы.
В этой связи Департаменту государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) направить обращение в Минприроды России с изложением необходимости внесения предлагаемых Союзом транспортников России предложений.
Срок - 04.10.2021
2.2. О внесении изменений в главы 25 и 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части отнесения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, фактически произведенных частными инвесторами затрат по строительству (реконструкции) объектов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации при их безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации, а также расходов по их содержанию за счет инвестора.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) о том, что работа по законопроекту велась Минтрансом России с 2014 года, но не была консолидировано поддержана со стороны бизнес-сообщества.
Принять к сведению информацию АСОП (А.И. Алексеенко) о том, что Ассоциация, представляющая интересы бизнесс-ообщества портовой отрасли, не заявляла об отказе от разработки и принятия данного законопроекта и актуальности вопроса компенсации затрат инвестора на проектирование, строительство и содержание пунктов пропуска в настоящее время.
Поручить Департаменту государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) совместно с АСОП рассмотреть вопрос о целесообразности включения законопроекта в план законопроектной деятельности Минтранса России на 2022 год.
2.3. О внесении изменений в часть 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения ответственности грузовладельца за превышение весогабаритных параметров груза.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) о том, что контейнеры не формируются в порту, а прибывают автомобильным или железнодорожным транспортом уже с грузовыми документами.
Учитывая изложенное, компетентные органы в области морского транспорта не могут отслеживать путь от загрузки до доставки в порт, а следовательно, реагировать на превышение весогабаритных параметров грузов.
Поручить Департаменту государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) совместно с Департаментом государственной политики в области дорожного хозяйства (А.В. Шилов), Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта (А.С. Бакирей) и Ространснадзором рассмотреть возможные направления решения проблемы снятия административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с операторов морских терминалов, осуществляющих погрузку груза в транспортное средство, за превышение его весогабаритных параметров.
2.4. О внесении изменений в статьи 164 и 165 главы 21 Федерального закона «Налоговый кодекс Российской Федерации» в части установления нулевой ставки НДС на услуги по перевозке пассажиров речным транспортом на межрегиональных и на социально значимых маршрутах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним маршрутах.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) о том, что в целях поддержки судоходных компаний для организации транспортного обслуживания населения и увеличения перевозок пассажиров Минтрансом России перспективным является использование иного правового инструмента, а именно субсидирования пассажирских перевозок из федерального бюджета, в том числе в районах Крайнего Севера на межсубъектовых маршрутах, что отражено в проекте Концепции развития внутренних водных путей до 2030 года и прорабатывается в настоящее время.
Кроме того, законодательно определены меры социальной поддержки для жителей Крайнего Севера, в том числе компенсация расходов на проезд.
В этой связи включение законопроекта в проект плана не поддерживается.
2.5. О внесении изменений в Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» в части исключения пункта 8 части 15 статьи 65. предусматривающего запрет в границах водоохранных зон производить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта (В.В. Клюев) о том, что данный вопрос не относится к компетенции Минтранса России.
В этой связи включение законопроекта в проект плана не поддерживается.
Союзу транспортников России предлагается обратиться в Минприроды России в связи с необходимостью оценки влияния деятельности по разведке и добычи общераспространенных полезных ископаемых на состояние водоохранных зон.
3. В области железнодорожного транспорта:
3.1. О внесении изменений в статью 100 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части установления ответственности перевозчика перед владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта (А.А. Федорчук) о том, что в целях решения обозначенной Союзом транспортников России проблематики в настоящее время проводится совместная (с участием, в том числе Ассоциации «Промжелдортранс») проработка существующей проблематики в целях определения способов её решения, по результатам проведенной работы в настоящее время однозначный вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации является неочевидным.
В этой связи включение законопроекта в проект плана не поддерживается.
Департаменту государственной политики в области железнодорожного транспорта (А.А. Федорчук) продолжить работу над решением обозначенной Союзом транспортников России проблематики и о результатах проинформировать на очередном заседании Координационного совета.
3.2. О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части разграничения ответственности по содержанию конкретных мест проезжих частей железнодорожных переездов.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта (А.А. Федорчук) о том, что законопроект «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с аналогичным предметом правового регулирования внесен в Правительство Российской Федерации письмом Минтранса России от 3 марта 2020 г. № АК-Д2-11/3461.
В этой связи Департаменту государственной политики в области дорожного хозяйства (А.В. Шилов) совместно с Департаментом государственной политики в области железнодорожного транспорта (А.А. Федорчук) и Ассоциацией «Промжелдортранс» обеспечить проработку законопроекта и принятие решения о целесообразности включения законопроекта в проект плана и проинформировать Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности (А.В. Малышева).
Срок - 04.10.2021.
Департаменту государственной политики в области дорожного хозяйства (А.В. Шилов) направить законопроект на рассмотрение рабочих групп в сфере транспорта при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
4. В сфере обустройства пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
4.1. О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Принять к сведению информацию Департамента государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через Государственную границу (М.А. Кокаев) о том, что Минтрансом России разработана Концепция, предусматривающая определение основной идеи, цели и предмета законопроекта «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», и направлена на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
При согласовании Концепции с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ФСБ России высказала существенные замечания относительно нецелесообразности разработки отдельного федерального закона «О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
ФСБ России сообщила о том, что проблемы правового регулирования правоотношений в сфере функционирования пунктов пропуска не обосновывают необходимости издания отдельного правового акта посредством кодификации существующих законодательных и подзаконных актов и могут быть урегулированы в рамках внесения изменений в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и подзаконные акты, изданные в целях его исполнения.
В этой связи Департаменту государственной политики в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу (М.А. Кокаев) проработать с Минфином России и ФНС России вопрос статуса объектов, находящихся в частной собственности и переданных в безвозмездное пользование государственным контрольным органам, а также возможность освобождения таких объектов от налогообложения путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (при необходимости).
5. В сфере экспедирования и логистики.
О внесении изменений в Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Принять к сведению информацию Департамента цифрового развития (М.Н. Кашина) о том, что предлагаемый законопроект не относится к компетенции Департамента.
В этой связи Минтрансу России определить структурное подразделение, ответственное за выработку государственной политики в сфере транспортно¬экспедиционной деятельности, и проинформировать Союз транспортников России.
6. Отметить позицию Союза транспортников России (А.Ю. Клявин) о необходимости возобновления работы по рассмотрению вопроса о декриминализации части 1 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации в части исключения «причинения крупного ущерба» как основания для привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена.
В этой связи Департаменту правового обеспечения и законопроектной деятельности (А.В. Малышева) направить в Минюст России предложение о рассмотрении возможности разработки и внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующего законопроекта.
Срок - 30.10.2021
7. Отметить позицию Союза транспортников России (Ю.Ю. Свешников) о необходимости проведения заседаний Координационного совета раз в квартал при наличии предложений для включения в повестку.
8. Департаменту государственной политики в области дорожного хозяйства (А.В. Шилов) и АСМАП представить предложения в Департамент правового обеспечения и Союз транспортников России, соответственно, по включению новых членов в состав Координационного совета вместо А.В. Проходцева (Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства) и А.Ю. Шерстнева (АСМАП) в связи с их увольнением.
Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта
Д.С. Зверев
Файлы для скачивания