Отчет об участии делегации Минтранса России в дискуссионном форуме в рамках шестой сессии Многопрофильной группы экспертов по безопасности на внутреннем транспорте Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, состоявшемся в период с 28 по 29 января 2010 года в г.Женева (Швейцария).
Опубликовано 28 Января 2010Отчет об участии делегации Минтранса России в дискуссионном форуме в рамках шестой сессии Многопрофильной группы экспертов по безопасности на внутреннем транспорте Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций
Делегация Минтранса России во главе с Директором Департамента транспортной безопасности и специальных программ Г.А. Денисюка приняла участие в работе дискуссионного форума в рамках шестой сессии Многопрофильной группы экспертов по безопасности на внутреннем транспорте Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (далее – МГЭ/БВТ ЕЭК ООН), которая состоялась в период с 28 по 29 января 2010 года в г.Женева (Швейцария).
Работа данной дискуссионной площадки была построена по принципу обмена опытом между представителями европейских государств, неправительственных организаций и бизнеса в отношении основных подходов к организации системы обеспечения безопасности железнодорожного, автомобильного транспорта, а также интермодальных перевозок.
Значительный вес форуму придало участие в нем экспертов в области транспортной безопасности Европейского союза, Всемирной таможенной организации, Международного союза автомобильного транспорта, Международного союза железнодорожного транспорта, Ассоциации по защите перевозки грузов.
В ходе мероприятия представилось возможным определить наиболее актуальные вопросы, имеющие общеевропейское значение и практические инструменты, используемые в настоящее время для обеспечения безопасности внутреннего транспорта.
В частности, участники форума выразили единогласное мнение по следующим вопросам:
-
о наличии насущной потребности в рамках Европейского союза по усилению мер в области обеспечения безопасности внутреннего транспорта и формированию единого механизма по координации принимаемых мер;
-
об отсутствии, в настоящее время, единого понимания по разделению сфер ответственности в области обеспечения транспортной безопасности между государственными структурами и бизнесом, а также о недостаточном использовании потенциала механизма государственно-частного партнерства в данной сфере;
-
о недостаточном понимании общественностью вопроса о соотношении затрат и выгод в связи с применением норм, стандартов и процедур в области обеспечения транспортной безопасности;
-
об отсутствии системного подхода к оценке и применению превентивных мер по снижению рисков (угроз) в области обеспечения транспортной безопасности.
В связи с озвученными проблемами представители российской делегации проинформировали участников шестой сессии МГЭ/БВТ ЕЭК ООН о результатах и наиболее актуальных организационно-правовых аспектах формирования единой системы транспортной безопасности в Российской Федерации.
В информационном сообщении акцент был сделан на использовании в Российской Федерации системного подхода в области обеспечения транспортной безопасности, в рамках которого формируется перечень мер (требований), определен перечень потенциальных угроз, от которых необходимо защищать транспортный комплекс, распределены функции государственных органов ответственных за реализацию указанных мер, что позволит обеспечить непрерывный процесс защиты транспортной инфраструктуры.
Данная информация воспринята участниками со значительным интересом.
Большой интерес участников вызвало выступление руководства немецкой железнодорожной компании «Дойче Бан» по защите от актов незаконного вмешательства и организации работы в случае чрезвычайной ситуации. В выступлении акцент был сделан на организационных мерах, предпринимаемых компанией в рамках обеспечения транспортной безопасности, раскрыт механизм взаимодействия с правоохранительными органами Германии.
Основной принцип, по которому построена система безопасности «Дойче Бан» - недопустимость наложения ограничений специальными мерами на достижение главной цели общественного транспорта – обеспечение доступной и открытой системы перевозок.
Деятельность в сфере транспортной безопасности компании контролируется Департаментом корпоративной безопасности являющимся структурным подразделением головного офиса «Дойче Бан» и координирующим работу компаний реализующих практические меры по обеспечению безопасности в 6 регионах Германии.
В структуре Департамента корпоративной безопасности функционирует объединенный центр по обеспечению безопасности железнодорожного транспорта, поддерживающий связь с региональными оперативными центрами. Данный центр назван объединенным поскольку он обеспечивает совместную работу специалистов ситуационного центра «Дойче Бан» и Железнодорожного информационного центра Федеральной полиции Германии, что позволяет оперативно решать возникающие проблемы, в т.ч. во взаимодействии с Ситуационным центром МВД Германии, Ситуационным центром штаб-квартиры Федеральной полиции, Федеральной криминальной полицией и другими национальными и международными структурами участвующими в разрешении кризисных ситуаций.
В ходе форума также были сделаны презентации делегатами Министерства транспорта Великобритании, Ассоциации европейской железнодорожной полиции, в которых основная роль отводилась принимаемым мерам по предотвращению краж и защите от хулиганских действий.
Представитель Управления транспортной безопасности Министерства транспорта Великобритании сделал акцент на экономическом аспекте (оценке эффективности затрат) антитеррористической защиты железнодорожного транспорта. В своем выступлении он сообщил о позиции министерства, согласно которой все последствия актов терроризма должны иметь вполне конкретную экономическую оценку (от стоимости человеческой жизни оцениваемой англичанами в 1,3 млн. евро, до затрат на восстановление и упущенной выгоды). Данный подход представляется британцам чрезвычайно важным, поскольку все затраты на антитеррористическую защищенность должны, по их мнению, обосновываться понятным для налогоплательщиков и собственников объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств экономическим эффектом.
Значительный интерес представила презентация Национального железнодорожного агентства Норвегии, раскрывающая вопросы формирования системы превентивных мер защиты от актов незаконного вмешательства (т.н. архитектуры безопасности).
Оператором железнодорожной инфраструктуры разработана соответствующая программа, предусматривающая меры организационного характера, обмен опытом и образовательные мероприятия, основанные на системе анализа и управления рисками.
На основе идентифицированных угроз норвежские железнодорожные власти при строительстве и оборудовании объектов транспортной инфраструктуры особое внимание уделяют следующим аспектам:
-
проактивным архитектурным решениям, материалам и дизайну объектов, направленным на снижение риска и минимизацию ущерба от противоправных действий, а также предусматривающим возможность эффективного визуального контроля объекта;
-
организации контроля доступа на объект с использованием физических и электронных средств;
-
организации видеоконтроля наиболее уязвимых мест с использованием удаленного доступа;
-
организации системы позволяющей информировать пассажиров при возникновении экстренных ситуаций;
-
организации системы круглосуточного освещения, включая возможность использования альтернативного источника электроэнергии;
-
размещению знаков и указателей, позволяющих оперативно ориентироваться в экстренной ситуации;
-
материалам, используемым при изготовлении мусорных корзин и местам их размещения, в целях минимизации ущерба людям и несущим конструкциям здания в случае террористического акта;
-
размещению мест хранения багажа на удалении от мест потенциального скопления людей, уязвимых элементов зданий и центров управления оборудованием;
-
дизайну и размещению электронных автоматов, скамей для пассажиров и другой мебели, исключающему возможность тайно заложить взрывное устройство;
-
организации доступа к средствам и оборудованию, используемому в экстренной ситуации.
Результаты работы форума свидетельствуют о целесообразности дальнейшего присутствия Минтранса России на площадке МГЭ/БВТ ЕЭК ООН в целях получения «из первых рук» сведений о позиции основных участников по оценке состояния и перспективам развития системы обеспечения транспортной безопасности в Европейском Союзе, а также инструментах повышения уровня общеевропейской координации в данном вопросе.
С материалами о результатах конференции можно также ознакомиться на сайте ЕЭК ООН по ссылке:
http://www.unece.org/trans/events/2010/inlandsecurity_forum10.html