Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. 12 августа 2015 г. Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в составе Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС урегулированы в следующих разделах и приложениях:
Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;
Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;
Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».
Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийского экономического союза.
Постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК). Основное назначение ЕЭК - обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.
ЕЭК имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.
Совет ЕЭК осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. Коллегия ЕЭК является исполнительным органом, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 10 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.
Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, в рамках которого обеспечивается экспертная проработка вопросов в сфере транспорта и подготовка предложений по их реализации.
В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта.
В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК действуют следующие подкомитеты по:
- железнодорожному транспорту;
- автомобильному транспорту и дорожному хозяйству;
- гражданской авиации;
- водному транспорту;
- инфраструктуре и логистике.
В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.
Решением Высшего Евразийского экономического совета № 13 от 14 мая 2018 г. создан Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Евразийского экономического союза.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 утверждены Основные направления транспортной политики (далее – Основные направления), что позволило объединить усилия и приступить к системной работе, направленной на достижение задачи, поставленной Президентами – снятие имеющихся ограничений на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года.
Основной задачами, стоящей перед государствами-членами ЕАЭС на ближайшее будущее, остается реализация действующего Плана мероприятий «дорожной карты» на 2021-2023 годы, предусматривающего конкретные мероприятия, нацеленные на создание общего рынка транспортных услуг и снятие всех имеющихся ограничений.
Распоряжением Коллегии ЕЭК от 26.10.2021 г. № 175 утвержден перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов.
Ключевым направлением взаимодействия является внедрение современных цифровых технологий: интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики; систем электронного обмена информацией и документооборота; внедрение электронной накладной; онлайн-сервисов, основанных на принципе «единого окна». И в этом контексте следует отметить ряд проектов, реализуемых в рамках ЕАЭС. Так, решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 г. № 87 одобрен проект по созданию информационно-коммуникационной «витрины» национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Проект является первым шагом на пути формирования цифровой экосистемы для развития логистических цепочек и минимизации простоев в ходе перевозки на всём пространстве ЕАЭС.
10 декабря 2021 г. в рамках Высшего Евразийского экономического совета руководителями государств-членов ЕАЭС одобрено Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок.
Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 20 августа 2021 г. № 17 одобрен «План первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны».
Функционирует Рабочая группа по выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сторонами одобрен перечень проектов, наиболее интересных для каждой из сторон.
Реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта ЕАЭС.
В сфере автомобильного транспорта двусторонние перевозки, а также перевозки грузов в/из третьих стран между странами ЕАЭС осуществляются на безразрешительной основе.
Распоряжением Коллегии ЕЭК от 11 января 2022 г. № 3 одобрен и отправлен на процедуру внутригосударственного согласования проект Соглашения «О допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включенным в перечень евразийских транспортных коридоров».
Наряду с этим проводится работа по:
- снятию барьеров и ограничений по доступу на внутренний рынок государств-членов ЕАЭС;
- совершенствованию положений Договора о ЕАЭС;
- внедрению технических регламентов ЕАЭС;
- по подготовке проектов соглашений между ЕАЭС и третьими странами в части, касающейся вопросов транспорта.