Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
В условиях продолжающейся урбанизации и автомобилизации общества и увеличения нагрузки на транспортную инфраструктуру и улично-дорожную сеть в удовлетворении транспортных потребностей населения все большую роль играют городские транспортные системы.
Решением транспортных и экологических проблем крупнейших городов может стать последовательная реализация принципов устойчивой городской транспортной политики, увязывающей развитие и функционирование городских транспортных систем с градостроительным планированием, вопросами охраны окружающей среды и здоровья населения.
В Российской Федерации создана необходимая правовая система, предусматривающая инструменты для обеспечения устойчивого развития городских транспортных систем.
Принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым распределены полномочия в области организации дорожного движения, установлены требования к данной сфере деятельности и определены показатели эффективности. В развитие указанного федерального закона утверждены соответствующие подзаконные акты, детализирующие положения федерального закона.
Основой эффективной организации дорожного движения, которая является неотъемлемой частью устойчивого развития городских транспортных систем, выступает транспортное планирование.
В Российской Федерации регламентирована разработка Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) и документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа (ДПП).
Подготовка этих программ и схем – реальных рабочих документов для устойчивого развития – позволяет в балансе транспортных и градостроительных решений улучшать транспортную доступность, обеспечивать скорость и комфорт общественного транспорта, повысить безопасность дорожного движения и снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду.
Особое внимание при разработке мероприятий по устойчивому развитию городских транспортных систем уделяется снижению негативного влияния на окружающую среду.
Для создания необходимого инструментария в правилах дорожного движения введены соответствующие дорожные знаки, в том числе «экологические дорожные знаки», предусматривающие возможность въезда на территорию транспортных средств, соответствующих определенному экологическому классу. Регламентировано движение велосипедистов. Ведется работа по установлению требований к движению лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, в том числе гироскутеры, электросамокаты и т.д.
При этом основой транспортной системы городов является общественный транспорт.
В паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», разработанный в 2017 году, с 2020 года были дополнительно внесены расходные обязательства на обновление подвижного состава не менее чем в 20 городских агломерациях, выбор которых осуществляется на конкурсной основе.
Министерством транспорта Российской Федерации и Программой развития Организации Объединенных Наций при содействии Глобального экологического фонда в 2012-2017 гг. реализован проект «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», направленный на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов посредством улучшения планирования и управления городским транспортом путем создания эффективных систем мониторинга и продвижения экологически чистых видов транспорта.
По инициативе Минтранса России реализуется эстафета Общеевропейской Программы Европейской экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (Эстафета ОПТОСОЗ), объединяющая заинтересованные в развитии устойчивого транспорта города России и зарубежных стран. Образовано международное Партнерство ОПТОСОЗ по интеграции вопросов транспорта, охраны здоровья населения и окружающей среды в городское и пространственное планирование
В соответствии с решением третьей встречи Министров транспорта государств-членов ЭСКАТО (г. Москва, 5-9 декабря 2016 г.) 4-5 сентября 2017 г. в Хабаровске проведена международная конференция «Город и транспорт: безопасность, эффективность, устойчивость».
Для распространения передовых практик в сфере устойчивого городского транспорта, а также взаимной увязки решений в сфере градостроительного и транспортного планирования под эгидой Рабочей группы по тенденциям и экономике транспорта ЕЭК ООН и Руководящего комитета Общеевропейской программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья по инициативе Минтранса и при поддержке МИД России российскими и зарубежными экспертами в сентябре 2020 года подготовлено Руководство по устойчивой городской мобильности и территориальному планированию.
Документ содержит принципы и методологию создания экологически чистых, безопасных и современных городских транспортных систем и ориентирован на широкий круг руководителей и специалистов. Руководство также содержит примеры осуществления в различных городах региона ЕЭК ООН, в том числе в России, практических мер по реализации транспортных проектов на муниципальном и региональном уровнях с учетом особенностей пространственного развития.
Резолюцией конференции «Повышение безопасности и эффективности городских транспортных систем в контексте развития цифровизации и информатизации общества» рекомендовано обратить внимание администраций городов на возможность внедрения в транспортную политику положений этого документа.