Опубликовано 31 Мая 2011
30 мая Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Твери совещание по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог. С докладом на совещании выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин
Министр сообщил, что с 2000 г. количество автомобилей в России выросло на 70% - с 25 млн до 43 млн. К 2020 г., по экспертным оценкам, количество автомобилей в стране достигнет 60 млн, притом что 80% перевозки грузов обеспечивается автомобильным транспортом. Дорожная сеть страны составляет примерно 1 млн км автомобильных дорог, из них 6% – федеральные дороги, которые имеют практически по всей своей длине по одной полосе в каждую сторону, т.е. 90% федеральных трасс имеет по одной полосе в каждую сторону, 10% дорог – двухполосные.
Почти 50% всех грузов в РФ перевозится по федеральным дорогам, но только 38% из них соответствуют предъявленным требованиям. В связи с изменением структуры транспортного потока, за последние 10 лет доля тяжеловесных автомобилей увеличилась в 5 раз. Например, на автодороге М-10 в Тверской области тяжёлые грузовики составляют примерно 60–70%, потому что из морских портов Санкт-Петербурга, из Прибалтики автомобильный поток идёт в Москву. Наиболее опасная ситуация сложилась на тех федеральных трассах, которые проходят по территории населённых пунктов.
И. Левитин поблагодарил Председателя Правительства РФ за решение о создании координационных советов по развитию Московского и Санкт-Петербургского транспортных узлов, подчеркнув, что только во взаимодействии субъектов федерации можно решить проблемы мегаполисов.
Министр отметил, что до 20% из общего объема средств, выделенных на дороги за последние годы, используются для подготовки территорий - на вынос коммуникаций и переселение жителей. По словам И. Левитина, необходимо разделить затраты на подготовку строительства и самого строительства, что сделает более прозрачной процедуру выкупа земли.
За последние годы в дорожном строительстве было задействовано около 100 тыс. единиц техники. Государственная транспортная лизинговая компания оказывает всемерную поддержку отечественным производителям. Министр обратился с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных средств - до 8 млрд рублей в течение трёх лет - государственной транспортной лизинговой компании для обеспечения отечественной дорожной техникой.
Доля продукции, которая связана со строительством и услугами, с дорожным хозяйством, составляет 15,5% ВВП, и это важный стимул для развития экономики. И. Левитин призвал участников совещания обратить самое серьезное внимание на стоимость материалов для дорожного строительства. За последние 10 лет в дорожном хозяйстве было использовано 34 млн т битума, 245 млн куб. м щебня и более 500 млн куб. м песка. Министр отметил важность внедрения новых разработок, технологий и материалов, и необходимость оказания поддержки тем предприятиям, которые используют инновационные решения при разработке новых технологий и материалов.
И. Левитин особое внимание обратил на вопрос качества битума. Он высказал мнение о целесообразности строительства цементобетонных дорог.
Министр также подчеркнул важность перехода на контракты жизненного цикла, что позволит одному исполнителя и строить, и эксплуатировать дороги.
И. Левитин остановился на вопросе полномочий по разработке и изменению строительных нормативов. Он напомнил, что в Положении о Министерстве транспорта в 2000 г. были записаны полномочия по разработке, согласованию и утверждению технических нормативов, а у Росавтодора была своя экспертиза, которая рассматривала все новые решения в строительстве автомобильных дорог. Поскольку в настоящее этих компетенций нет ни у Министерства транспорта, ни у Федерального дорожного агентства, Министр предложил наделить полномочиями отраслевые агентства Министерства транспорта, которые занимаются строительством инфраструктуры, функциями разработки необходимых технических норм и правил, закрепив за ними возможность финансирования этих работ. «Утверждать их будет Министерство регионального развития, и экспертиза будет тоже в Министерстве регионального развития, но подготовка новых стандартов могла бы осуществляться нашими агентствами, и мы бы оперативнее реагировали на изменения всех новых норм и правил в дорожном строительстве», - сказал И. Левитин.
Коснувшись вопроса об изъятии земель для нужд дорожного строительства, Министр поддержал предложение о сокращении этой процедуры с 1 года до трех месяцев. Он также с сожалением констатировал, что в настоящее время отсутствует возможность привлечения независимого технического контроля, эту функцию выполняет заказчик.
Особое внимание Министр уделил вопросу организации весового контроля на автомобильных дорогах. Он информировал, что примерно 14% автомобильных дорог в России выдерживают нагрузку 6 т, 57% – от 6 до 10 т и только 29% – 10–11 т. В соответствии с действующей нормативной базой, ответственность за превышение разрешённой массы лежит на перевозчике. Министр сообщил, что в Госдуму уже внесен проект закона, в соответствии с которым грузоотправитель должен нести ответственность за превышение нормативов. Он также предложил закрепить полномочия по остановке автомобиля, его проверке по весовому контролю и проведению всех юридических и судебных процедур за Ространснадзором. По мнению Министра, использование не только постоянных, но и передвижных пунктов весового контроля, а также фотофиксация позволят более четко отслеживать соблюдение необходимых нормативов.