Опубликовано 21 Декабря 2017
Госдума приняла закон об исключительном праве судов под флагом РФ на перевозку углеводородов по Севморпути
Госдума РФ на заседании в среду приняла в окончательном, третьем чтении законопроект об исключительном праве судов под российским флагом на перевозку углеводородов по Северному морскому пути (СМП).
Правительство внесло в Госдуму данный документ в августе 2016 года, в первом чтении он был принят в январе 2017 года. Тогда он касался только расширения понятия «каботаж» и закрепления за судами, плавающими под флагом РФ, преимущественного права на осуществление перевозок и буксировки не только между морскими портами, но и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки (искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе).
Ко второму чтению законопроект был дополнен нормой, согласно которой суда под российским флагом получили исключительное право на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути.
В законопроект также было внесено положение, согласно которому по решению правительства норма об исключительном праве может быть распространена на иные грузы в иных акваториях, если это не противоречит общепризнанным конвенциям и нормам международного права, а также международным договорам РФ.
В конце ноября президент РФ Владимир Путин заявил, что суда под российским флагом могут получить исключительное право на перевозку углеводородов по Северному морскому пути. «Вопрос, который я хотел бы поднять – о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути», – заявил В.Путин на совещании по вопросам развития дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда».
«Этот шаг позволит нарастить объемы морских перевозок, будет укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота», – отметил он.
Объем перевозки грузов по Севморпути в 2016 году превысил максимальные показатели советских времен и достиг рекордных 7,5 млн тонн. По экспертным оценкам Росморречфлота, объем перевозок грузов по Северному морскому пути к 2020 году составит 44 млн тонн, к 2030 году возрастет до 70 млн тонн. Ожидается, что основной объем грузов будет связан с перевозкой энергоресурсов – сжиженного природного газа, нефти, угля, металлов. Маршрут по СМП из Юго-Восточной Азии в Европу позволяет в два раза сократить время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы.
Источник: Интерфакс