В феврале 1931 года на небольшом обском полуострове, известном сейчас как «Нулевой причал», на расчищенную от снега площадку приземлился первый самолет У-2. Это стало грандиозным событием для всех сургутян.
Спустя четыре года, в марте 1935 года, был совершен первый авиарейс по маршруту «Сургут – Самарово» (Ханты-Мансийск). И в период до 1938 года было выполнено 109 вылетов, перевезено 125 пассажиров, 115 кг багажа и 210 кг почты.
В годы Великой Отечественной войны развитие гражданской авиации прекратилось – Родине нужны были военные самолеты. Дальнейший толчок на пути своего развития югорская авиация получила только в начале 1950-х годов, когда начался период нефтегазового освоения территории Сургутского района, и авиация стала его связующим мостом с «большой землей».
В течение десятилетнего периода с 1955 года территорию аэродрома переносили трижды. Сначала на нем базировались два самолета По-2, которые проводили гравиметрические съемки по разведыванию нефти и доставляли с озер свежую рыбу для местного рыбоконсервного комбината. Вскоре на сургутскую землю совершил посадку Ан-2, который постепенно стал базироваться в Сургуте. А в 1963 году впервые приземлился самолет ЛИ-2, положив тем самым начало более качественному обслуживанию пассажиров.
В 60-е гг на Среднем Приобье ударили первые нефтяные фонтаны. С этого момента началось стремительное развитие округа, требующее отдачи и от гражданской авиации. Количество прилетавших самолетов и вертолетов стало стремительно расти. Это вызвало необходимость строительства нового аэропорта и формирования собственного авиазвена.
В 1964 году Сургутский аэропорт обслужил более 50 тысяч человек, что означало лишь одно – аэропорт в городе должен развиваться.
18 августа 1964 года был издан приказ Уральского управления гражданской авиации о создании Сургутского авиационного предприятия.
В условиях бездорожья услугами авиапредприятия пользовались все организации, занятые на освоении нефтяных и газовых богатств Среднего Приобья. Экипажи вертолетов Ми-1 и Ми-4 и самолета Ан-2 выполняли заявки геологов, рыбаков, геофизиков, связистов и медиков.
В 1967 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 2600 метров. Аэропорт получил возможность принимать самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-24, вертолеты Ми-6 и Ми-8. Однако при взлете турбовинтовых машин все поле и близлежащую территорию города затягивало тучей пыли и песка. Из-за этого выходило из строя оборудование и двигатели самолетов. Кроме того, вскоре стало очевидным, что у аэропорта нет перспективы развития, так как он оказался в черте будущей городской застройки.
11 декабря 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О строительстве Сургутского аэропорта». Ленинградский проектный институт ГВФ подготовил проектную документацию на его строительство в 13 км севернее города. 24 сентября 1970 года на взлётно-посадочной полосе нового сургутского аэропорта уложена последняя плита, а в конце декабря государственная комиссия приняла ее в эксплуатацию вместе с новым городским аэропортом.
В 1971 году начались регулярные рейсы по маршруту «Москва-Тюмень-Сургут» на самолете Ан-24. Годом позже на взлетно-посадочную полосу впервые приземлился Ту-134, главная «рабочая лошадка» региональных рейсов в СССР. Налаживается регулярное авиасообщение с Москвой, Ханты-Мансийском и еще десятью регионами страны. Спустя десять лет начались регулярные полеты Як-42 и Ту-154.
12 июля 1975 года в городе открылся новый аэровокзал, который и сегодня, претерпев модернизацию и реконструкцию, принимает и отправляет пассажиров в различные города не только России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья.
В 80-е еще не было такого понятия, как транспортный хаб. Но аэропорт уже тогда выполнял все функции крупного пересадочного и перегрузочного узла: через него воздушным транспортом перебрасывались в труднодоступные места люди, грузы, техника. Круглосуточно работали 30 вертолетных площадок, чтобы оперативно доставлять на объекты технику, вагончики, трубы, опоры ЛЭП. Специалисты и рабочие со всей страны и из-за рубежа летели в Сургут открывать новые месторождения, добывать нефть, прокладывать линии электропередачи, строить города и поселки.
В 1983 году аэропорт Сургута стал аэропортом первого класса и его коллектив был удостоен высокой правительственной награды - орденом Трудового Красного Знамени. Это стало его первой ступенькой на долгом и непростом пути к званию «международный».
В 90-е гг. сначала была образована фирма «Сургутавиа» - филиал авиакомпании "Тюменьавиатранс из которой в последствии 7 февраля 1994 выделилось самостоятельное предприятие АООТ «Аэропорт Сургут». Первым генеральным директором назначен Новиков Юрий Николаевич.
День рождения аэропорт отмечает 1 апреля, так как именно с этой даты в 1994 году началась его производственная деятельность, как самостоятельного юридического лица, о чем свидетельствует Приказ генерального директора от 30.03.1994 г.
В 2001 году в аэропорту был введен сектор вылета, пропускной способностью 600 пассажиров в час, а также международный сектор
с пропускной способностью 150 пассажиров в час. Аэропорт Сургута получил статус международного.
2003-2006 гг ознаменованы модернизацией – была проведена полная реконструкция взлетно-посадочной полосы и сектора прилета, установлены телескопические трапы пьедестального типа.
По итогам 2008 года аэропорт, впервые с момента образования самостоятельного предприятия, обслужил более 1 миллиона пассажиров.
В 2009 – 2010 гг. в структуру ОАО «Аэропорт Сургут» добавились филиалы: Березовский (ХМАО-Югра), Нефтеюганский (ХМАО-Югра), Ноябрьский (ЯНАО), Тазовский (ЯНАО), Мыс-Каменский (ЯНАО).
В конце 2012 года, для оптимизации затрат авиакомпаний, ОА «Аэропорт Сургут» организовало новое бизнес направление – наземное обслуживание воздушных судов (Ground Handling), функции которого осуществляет служба перронного обеспечения воздушных судов.
Для повышения качества обслуживания авиакомпаний, АО «Аэропорт Сургут» приобрело установку воздушного запуска, топливозаправщики, ленточный погрузчик. 9 апреля 2013 года состоялась церемония официального открытия аэропорта Талакан, который начал свою производственную деятельность в составе ОАО «Аэропорт Сургут» в конце 2012 года.
В октябре 2014 года в головном предприятии было создано новое структурное подразделение – Сургутский сервисный центр, который осуществляет сервисное обслуживание воздушных судов, обеспечивает ВС бортовым питанием, а также занимается общественным питанием
в аэропорту Сургута.
С сентября 2014 года в аэропорту Сургута заработала система двойного коридора – упрощенная система таможенного контроля. Проведенная реконструкция позволила сократить время прохождения пассажирами формальностей, обязательных при пересечении таможенной границы, сделав их визит или возвращение в Сургут более приятным и удобным.
В апреле 2015 года в ОА «Аэропорт Сургут» интегрирован здравпункт и введена в эксплуатацию новая система управления аэропортовой деятельностью «Кобра», которая позволила перейти на автоматическое визуальное и голосовое информирование пассажиров.
В течение 2016 года аэропорт Сургута интенсивно работал над ростом комфортности пребывания пассажиров всех категорий, успешно совершенствовал сервисную инфраструктуру и возможности.
9 июня 2016 года в рамках социально-образовательной инициативы «50 символов Сургута» «Мадонна с младенцем в иллюминаторе» официально была признана одним из символов города и внесена в перечень культурного наследия Югры, а в 2021 - в Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации.
2017 год стал периодом устойчивого, поступательного развития: в ноябре аэропорт впервые в истории достиг полуторамиллионной отметки по количеству перевезенных пассажиров с начала года.
31 мая 2019 года Международному аэропорту Сургут Указом Президента Российской Федерации присвоено имя Фармана Салманова.
В 2023 году аэропорт преодолел рубеж в 2 млн. пассажиров, обслужив 2 147 448 человек. Лидером по количеству перевезенных пассажиров стала авиакомпания Utair, обслужив 1 331 311 человек (62%), что на 20% больше уровня 2022 года. Воздушная гавань обслужила рейсы 50 авиакомпаний по 84 направлениям. Количество самолетовылетов составило 11 691 операцию, объем обработанных грузов и почты - 2 828 тонн.