Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
5 марта 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление № 5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота» в соответствии с которым в стране создавались 11 мореходных училищ закрытого типа и 3 высших. Во исполнение этого постановления, а также распоряжения СНК СССР № 10732-р от 16 мая и приказа Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 135 от 11 апреля того же года, наркомом Морского флота СССР П.П. Ширшовым был издан приказ № 229 от 7 июня «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные училища», в котором, в частности, говорилось: «Реорганизовать Ленинградский и Владивостокский морские техникумы в высшие мореходные училища, организовать в г. Одессе высшее мореходное училище и в дальнейшем их именовать: Ленинградское высшее мореходное училище, Владивостокское высшее мореходное училище, Одесское высшее мореходное училище. Установить, что высшие мореходные училища готовят штурманов дальнего плавания, инженеров судомехаников, инженеров-электромехаников и радиоинженеров». Для новых вузов были разработаны специальные программы и учебные планы (на основе опыта высших военно-морских училищ), включавшие 40 специальных и 23 образовательных дисциплины, устав, положение об организации службы и внутреннего распорядка. Первым начальником ВВМУ был назначен выпускник ОИИМФа Александр Владимирович Борисов.
К 1949 году ВВМУ было полностью укомплектовано, количество курсантов приблизилось к 1000 человек и оставалось на этом уровне на протяжении последующих десятилетий. В 1950 году состоялся первый выпуск судоводителей и судомехаников, все они впоследствии станут известными специалистами в отрасли. 5 сентября того же года училище получило первое учебное судно «Полюс».
Главными трудностями в работе нового учебного заведения были нехватка квалифицированных преподавательских кадров и острый дефицит учебных площадей. Еще в августе 1947 года Совет министров СССР издал распоряжение «О создании необходимых условий для подготовки инженерно-технических кадров морского флота на Дальнем Востоке», которым предусматривалось строительство комплекса зданий для ВВМУ, но только к 1960-му году развернулась большая стройка. Был отстроен учебный городок, появились здания общежитий, плавательного бассейна, учебных мастерских и курсантской столовой, завершена реконструкция главного учебного корпуса училища с новыми лабораториями. Всего за 20 лет строительства будет возведено 22 здания. Руководивший строительством заместитель начальника ВВМУ Грайр Артемьевич Меграбов был награжден Орденом Ленина. Возглавлял училище в эти годы (1952-1973) Анатолий Степанович Фролов.
Училище нарабатывает научный потенциал. С 1956 года в издательстве «Морской транспорт» регулярно стали выходить сборники научных трудов, а в 1958 во Владивостоке состоялась Дальневосточная научная конференция по судовождению, в которой приняли участие 312 ученых и моряков-производственников со всей страны. В 1958 году по приказу Министра Морского флота СССР № 571/163 от 29 мая ВВМУ переименовано во Владивостокское высшее инженерное морское училище – ВВИМУ.
В 1961 году в училище было открыто вечернее отделение и электромеханический факультет, в 1962 при ВВИМУ организовано на правах факультета Владивостокское мореходное училище ММФ, готовившее специалистов среднего звена. Созданы учебно-консультационные пункты в Находке, Советской Гавани и Холмске. В 1963 заочное отделение преобразовано в заочный факультет, на котором обучалось более тысячи человек. В 1961 году училище получило новое учебно-производственное судно «Меридиан», построенное в ГДР. Первым капитаном «Меридиана» стал Михаил Васильевич Соболевский.
16 сентября 1965 года приказом Министра морского флота СССР № 165 ВВИМУ преобразовано в Дальневосточное высшее инженерное морское училище (ДВВИМУ), ему присвоено имя адмирала Г.И. Невельского. Важным шагом в движении вперёд, формировании преподавательского коллектива стало открытие в 1968 году очной и заочной аспирантуры по шести специальностям, а также факультета повышения квалификации руководящих работников и специалистов морского флота по двум специальностям: «эксплуатация водного транспорта», и «технология и организация судоремонта». Годом позже начали действовать годичные курсы первых помощников капитанов. В 1970 году для училища было построено учебно-производственное судно «Профессор Ющенко». ДВВИМУ им. адм Г.И. Невельского стало крупнейшим центром подготовки и переподготовки кадров для морского флота на Дальнем Востоке.
В 1973 году начальником училища назначен профессор ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова Михаил Иванович Гаврюк. В будущее десятилетие совершенствуется учебно-техническая база училища в соответствии с вызовами времени: усложнением судовой и береговой техники, внедрением на флоте автоматики и электронно-вычислительной техники. С начала 1970-х годов стал действовать факультет общественных профессий, включавший школы молодого лектора, комсомольского и профсоюзного актива, киностудию, клуб подводного плавания, судомодельную лабораторию. Факультет получил высокую оценку в системе УУЗ ММФ. Яхтсмены училища стали в этот период лидерами по дальним спортивным плаваниям. Под руководством Л.К. Лысенко и В.Б. Манна ежегодно совершались историко-географические походы по следам русских первопроходцев вдоль тихоокеанского побережья России.
В 1983 году ДВВИМУ им. адм. Г.И. Невельского впервые возглавил выпускник училища – Вячеслав Иванович Седых. Действуют четыре факультета: судоводительский, судомеханический, электромеханический и факультет управления морским транспортом. Выпускники училища, окончившие вуз в 1960-70-е годы, возглавляют крупнейшие предприятия отрасли: Дальневосточное, Приморское, Сахалинское и Камчатское пароходства, торговые порты и судоремонтные предприятия, администрации портов, морские вузы, работают в системе Министерства морского флота. В 1991 году согласно приказу Министра морского флота СССР № 42-пр от 5 июня училище было преобразовано в Дальневосточную государственную морскую академию имени адмирала Г.И. Невельского.
1990-е годы стали серьезным испытанием для вуза, однако начальнику и коллективу училища удалось сохранить статус вуза как государственного учебного заведения. В 1990-е годы в соответствии с реформой морского образования внедряется система непрерывного обучения по восходящей линии: морской лицей (морские классы в школах) – морской колледж – морская академия. Новые экономические возможности позволяют организовать при академии судоходную компанию FESMA. В 1992 году вузу удалось добиться передачи в пользование построенного в Гданьске нового парусного учебного судна «Надежда», ставшего на долгие годы основной базой практики для курсантов академии и университета, подлинной школой моряка. В этот период активно развиваются международные связи вуза с морскими вузами и организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для организации этой работы приказом начальника ДВГМА от 31.07.2001 № 164 создан Департамент международной деятельности, организована кафедра восточных языков.
В сентябре 2001 года Владивостокский морской колледж присоединен к Морской академии в качестве структурного подразделения по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием. 18 июня 2001 года на заседании Коллегии Министерства образования был рассмотрен вопрос о повышении статуса ДВГМА. В своем решении коллегия признала состояние учебной, научной и материально-технической базы академии, соответствующей государственному аккредитационному статусу «Университет». 2 октября 2001 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации от № 148 Дальневосточная государственная морская академия имени адмирала Г.И. Невельского переименована в Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского. (МГУ им. адм. Г.И. Невельского). Вуз стал первым морским университетом страны.
С 2001 года Морской университет активно развивается и реализует образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, образовательные программы среднего профессионального образования, включая программы подготовки членов экипажей судов, образовательные программы основного общего и среднего общего образования, программы дополнительного образования.
Действует Региональный центр дополнительного морского профессионального образования с отделом конвенционной языковой подготовки. В 2003 году при университете открыт лицей. На базе средних специальных учебных заведений открываются филиалы университета: Сахалинский (2003 г.), Находкинский (2004г.), Амурский (2005 г.), организованы представительства в Москве и Хабаровске.
27 января 2003 г. – 28 марта 2004 г. ПУС «Надежда» совершило первое в ХХI веке кругосветное плавание, посетив с дружеским визитом 20 стран. На борту судна начал работу многолетний проект «Дальневосточный плавучий университет» по исследованию экологических проблем мирового океана. В 2003 году Дальневосточный плавучий университет на ПУС «Надежда» признан ЮНЕСКО по программе IOC-WESTRAS (TTR) – «обучение через исследования». В партнёрстве с судоходными компаниями в университете открываются современные тренажерные центры для конвенционной подготовки морских специалистов. В сентябре 2005 года подписано соглашение с японской судоходной компанией “Mitsui O.S.K.lines” (МОЛ) о международной подготовке моряков.
С 2010 года в преддверии международного Саммита АТЭС-2012 международные связи МГУ им. адм. Г.И. Невельского в азиатско-тихоокеанском регионе подкрепляются участием в международных форумах и научных конференциях (Technical Exchange and Advisory Meeting (ТЕАМ); Международная конференция по принятию поправок к Конвенции ПДНВ 1978 года, Манила; «Морская безопасность и региональное сотрудничество в Северо-Восточной Азии»; Всемирная выставка «ЭКСПО» в Шанхае в 2010 и 2012 годах.
В 2011-2012 годах ПУС «Надежда» в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011г №1193-р совершает Тихоокеанский поход в два этапа: Владивосток – Энсенада – Йокогама – Владивосток, и Владивосток – Йосу – Кодже – Владивосток, приняв на борту международную научно-практическую конференцию «Комплексное освоение океана и континентального шельфа как ключевой фактор устойчивого развития экономик АТЭС». 7 сентября 2012 года состоялся визит в университет Президента Социалистической Республики Вьетнам г-на Чыонг Тан Шанга.
В июле 2021 года в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.) введен в строй Дальневосточный морской тренажерный центр, открытый в сентябре 2021 г. Президентом РФ В.В. Путиным. Центр представляет собой уникальный комплекс тренажерной подготовки плавсостава и экипажей многофункциональных судов. Центр создан в концепции виртуального судна и дает возможность проводить тренинг для работы на судах различных типов, моделирует районы плавания по всему миру и навигационную обстановку, включая особенности работы в полярных водах. Уже сегодня это позволяет привлекать на образовательные программы университета обучающихся и специалистов не только с различных регионов России, но и со всего мира.
В 2022 году Университет участвовал и стал победителем конкурсного отбора на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета двух самых значимых федеральных проектов Российской Федерации в сфере образования – стратегического академического лидерства «Приоритет-2030. Дальний Восток» и федеральный проект «Профессионалитет».
В 2023 на базе университета открыт Центр морских ядерных компетенций, в рамках которого совместно с ведущими ядерными центрами страны - НИЯУ МИФИ и Технической академией Росатома осуществляется подготовка кадров в сфере эксплуатации судовых ядерных энергетических установок типа РИТМ-200, используемых на новых атомных ледоколах, плавучих АЭС, радиационной безопасности на морском транспорте, обращения с радиоактивными отходами. В рамках сотрудничества с ГК «Росатом» и МИФИ началась подготовка специалистов для эксплуатации судов с ядерной энергетической установкой.
Принципиальное значение для Дальнего Востока сегодня приобретают специалисты-универсалы в сфере пространственной логистики и мультимодальных (морских, авто-, жд-) перевозок, морской экологии, техносферной безопасности. Совместные образовательные программы в сетевом формате и лаборатории по данной тематике уже запущены с МГИМО.
В рамках программы «Приоритет-2030. Дальний Восток» под руководством ведущих ученых в университете созданы 7 научных лабораторий в области морской беспилотной авиации и морских авиационных систем, автономного судовождения, мониторинга и обеспечения экологической безопасности Арктики и СМП, пространственной логистики и т.д.
Приоритетными направлениями научных исследований университета являются:
– автономное судовождение;
– электронная морская навигация;
– пространственная логистика;
– технологии судостроения, судоремонта и организация судостроительного производства;
– химмотология топлив;
– трибология и трибодиагностика;
– мультиагентная морская робототехника;
– морские беспилотные авиационные системы;
– морская экстремальная психология;
– экологический мониторинг океана и атмосферы;
– экологическая защита морских акваторий от загрязнений;
– аддитивные технологии;
– искусственный интеллект,
– судовые энергетические установки и их элементы (главные и вспомогательные), включая ядерные;
– транспортные и транспортно-технологические системы страны, организация производства на водном транспорте.
Одним из приоритетных направлений в деятельности Университета становится его активное включение в образовательную и научно-исследовательскую повестку в области развития Арктики и Северного морского пути. Сегодня в МГУ им. адм. Г.И. Невельского в интересах ведущих промышленных предприятий страны (ПАО «Совкомфлот», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ФГУП «Атомфлот», ООО «ССК «Звезда», ПАО «НОВАТЭК», ООО «Смарт СПГ», АО «ДЦСС», ПАО «ВМТП», ААК «Прогресс»), профильных министерств и ведомств (Министерство обороны Российской Федерации, МЧС России) проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования в области безэкипажного судовождения (E-навигация), разработки беспилотных летательных аппаратов, надводной и подводной робототехники, ликвидации аварийных розливов нефти, электродвижения судов.
За пройденные 80 лет высшего морского образования на Дальнем Востоке вуз дал региону и стране в целом тысячи высококвалифицированных специалистов в области судовождения, судовой энергетики, управления морским транспортом и транспортной логистики. Среди его выпускников три Героя Советского Союза и шестнадцать Героев Социалистического Труда. За многолетний труд в условиях Арктики звание Героя Труда России присвоено выпускнику вуза КДП Н.А. Антохину. Освоение северного морского пути в Восточном секторе Арктики, становление и развитие портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке, северный завоз в промышленно развивающиеся районы Восточной Сибири, создание новых пароходств на Сахалине и Камчатке, развитие нефтеналивного флота, первые контейнерные линии в Японию и Сингапур – основу кадрового состава на этих ключевых рубежах составили выпускники единственного на Дальнем Востоке морского транспортного вуза. Три его выпускника в разные годы возглавляли Министерство морского флота СССР и Министерство транспорта Российской Федерации (Ю.М. Вольмер, Н.П. Цах, С.О. Франк).
Министр морского флота СССР Ю.М.Вольмер, начальник ДВВИМУ В.И.Седых, начальник ДВМП В.М.Миськов,
начальник ВМТП Н.П.Цах – все выпускники «Владивостокской мореходки»
Сегодня МГУ им. адм. Г.И. Невельского - это современный международный центр, осуществляющий подготовку кадров для потребностей ведущих российских и зарубежных судоходных компаний, промышленных предприятий портовой и береговой инфраструктуры, профильных министерств и ведомств в сфере морского транспорта.
Уникальные компетенции в сфере судовождения, эксплуатации судового оборудования, электромеханики, морской экологии, техносферной безопасности и морского права, приобретенные в Университете, позволяют выпускникам, практически сразу после завершения обучения, получать высокооплачиваемую работу и строить успешную карьеру.
МГУ им. адм. Г.И. Невельского традиционно выступает организатором и участником большого количества спортивных, научных и творческих соревнований: гребно-парусные регаты, конкурс профессиональных компетенций WorldSkills, чемпионат по подводной робототехнике «Аквароботех», региональный этап международных соревнований по подводной робототехнике MATE Russia-Far East Regional ROV Competition. Серьезное внимание в университете уделяется развитию детского и юношеского творчества. Функционируют секции судомодельного спорта, парусная школа, детский центр «Мореход» и другие. Программы занятий нацелены на детей от 5 до 18 лет и направлены на развитие практических навыков и технического мышления, повышение интереса детей и молодежи к морской инженерии, формирование положительного имиджа морских профессий.
В рамках поручения Президента Российской Федерации (подпункты «а» и «б» пункта 12 перечня поручений от 25.10.2019 № Пр-2196 по итогам встречи Президента Российской Федерации с представителями общественности по вопросам развития Дальнего Востока 06.09.2019) в Университете действует «Школа под парусами», целью которой является знакомство молодежи с историей Дальнего Востока, планирование и осуществление морских походов на парусниках по местам боевой славы России.
МГУ им. адм. Г.И. Невельского - это центр перспективных и передовых технологий, направленных на решение современных задач транспортной отрасли России, который позволяет обеспечивать ее стратегическое развитие, научные прорывы и процветание на ближайшие десятилетия при сохранении лучших морских традиций и преемственности поколений.