Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
За 20 лет РЖД оказались в тройке мировых лидеров по ключевым операционным показателям:
первое место по густоте перевозок (32,2 прив. млн т-км/км) — интенсивность использования железной дороги в России как ни у кого на планете;
второе место по грузообороту (2,6 трлн тонно-км) – выполняем треть всего объёма железнодорожных перевозок в мире;
третье место по протяжённости железнодорожной сети – 85,6 тыс. км.
Компания стала лидером по экологичности и безопасности перевозок. Международное энергетическое агентство признало ОАО «РЖД» самой энергоэффективной железнодорожной системой в мире. Более 85% перевозок осуществляется на электрической тяге, что не создаёт дополнительных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Железнодорожный транспорт — самый устойчивый и самый надежный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. За 20 лет РЖД перевезли более 23 млрд человек. Железная дорога работает по расписанию в любых условиях. Ежегодно услугами холдинга РЖД пользуется свыше 1 миллиарда пассажиров в год.
ОАО «РЖД» обеспечивает пассажиров самым современным подвижным составом: за 20 лет приобретено почти 21 тыс. новых вагонов дальнего следования и 9,5 тыс. вагонов пригородных поездов.
За 20 лет перевезли во всех направлениях более 25 млрд тонн грузов. Доля железных дорог в грузообороте страны выросла почти на 10% (с 39% в 2003 году, до 48% в 2022 году — с учётом тех грузов, которые транспортируются по трубопроводам).
Контейнерные перевозки выросли более чем в 3 раза, до 6,5 млн ДФЭ в 2022 году.
Компания реализует масштабную инвестпрограмму. Она направлена на развитие железных дорог и формирует стратегический заказ для отечественного крупного, а также малого и среднего бизнеса. За 20 лет сумма этого заказа достигла 9,2 трлн рублей (в 2023 году объем инвестпрограммы достиг 1,1 трлн рублей).
За 20 лет закуплено более 9 тыс. новых локомотивов отечественного производства. Сегодня компания формирует спрос на разработку современных моделей локомотивов, отвечающих растущим потребностям в перевозке грузов и пассажиров.
РЖД — крупнейший работодатель Российской Федерации и занимает III место в мире по численности сотрудников — около 700 тыс. человек. При этом компания считается одним из самых желанных работодателей — холдинг занимает 2 место среди российских компаний по итогам 2022 года согласно рейтингу ВЦИОМ.
РЖД — один из системных факторов социальной стабильности в стране. В течение 20 лет Коллективный договор РЖД остается одним из самых лучших в стране — им установлен широкий набор социальных гарантий, льгот и программ поддержки работников и их семей, а также ветеранов. Именно благодаря устойчивости и стабильности граждане страны воспринимают ОАО «РЖД» как надежного работодателя.
На протяжении последних десятилетий ОАО «РЖД» фактически нет равных среди бизнес-структур по содержанию и развитию собственной разветвленной системы социальной инфраструктуры: больниц и поликлиник, школ и детсадов. В последние годы компания существенно упрочила свои достижения в области профориентации школьников — этим занимаются 26 детских железных дорог, на базе которых созданы 6 детских центров «Кванториум» для занятий IT и робототехникой. В 2020 году корпоративный университет РЖД был признан лучшим в мире.
Транспорт для людей
Компания постоянно вела работу по повышению доступности пассажирских перевозок, активно развивала электронные каналы продаж.
Сегодня 76% билетов приобретается пассажирами через электронные сервисы — сайт и мобильное приложение (первые электронные билеты начали продавать в 2009 году).
Запущена программа лояльности для пассажиров "РЖД Бонус".
«Сапсан»
Для перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом были закуплены высокоскоростные поезда, получившие в России имя самого быстрого сокола на планете. С декабря 2009 года они курсируют между столицами, а день старта перевозок с тех пор отмечается как День высоких скоростей. «Сапсану» принадлежит рекорд скорости – 281 км/ч, а сдвоенный «Сапсан» в 2014 году вошел в книгу рекордов Гиннесса как самый длинный высокоскоростной поезд в мире.
«Ласточка»
Этот современный электропоезд появился в России в 2013 году — незадолго до Олимпиады в Сочи, для транспортного обеспечения которой было принято решение закупить новый подвижной состав. Производство было организовано на Урале, первые сертифицированные отечественные «Ласточки» стали поступать на сеть железных дорог в 2015 году. В сентябре 2016 года «Ласточки» заработали на запущенном в столице МЦК. В настоящее время в стране эксплуатируется свыше 270 «Ласточек» различных модификаций. Маршрутная сеть очень обширная: от Калининградской области до Урала, от Карелии до Краснодарского края.
«Орлан»
Рельсовые автобусы РА-3 «Орлан» используются для пригородных перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог, оборудованных как низкими, так и высокими платформами. По сравнению с предыдущими моделями подобного подвижного состава количество посадочных мест увеличено на 15%, безопасность пассажиров и локомотивной бригады обеспечивает аварийная краш-система. Салон оборудован электронными табло, системой климат-контроля и обеззараживания воздуха, кнопками открытия дверей. Дополнительный комфорт создают герметичные межвагонные переходы, современные санитарные комплексы и светодиодное освещение.
Двухэтажные поезда
В 2010 году вагоностроители по заказу РЖД приступили к производству двухэтажных пассажирских вагонов — первый заказ компании включал сразу 38 купейных вагонов, 4 СВ, 4 купейных штабных, 4 вагона-ресторана. Двухэтажные вагоны вмещают почти вдвое больше пассажиров, позволяя оптимизировать затраты, влияющие на стоимость билетов, и удовлетворять стабильно высокий спрос на перевозки, особенно летом В 2013 году первый двухэтажный поезд начал курсировать между Москвой и Адлером, а на сегодняшний день маршрутная сеть «двухэтажек» насчитывает 26 пар поездов на 20 направлениях.
Городская электричка
С 2012 года в 20 городских агломерациях (среди них Красноярск, Владивосток, Нижний Новгород, Калининград, Уфа, Тамбов, Ростов-на-Дону, Сочи, Новосибирск) реализуются проекты внутригородских ж/д перевозок. Самым крупным проектом стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца (МЦК). В 2019-м компания запустила первые два из пяти Московских центральных диаметров — железнодорожных линий, соединяющих пригороды столицы через центральную часть города. В 2023 году диаметров стало вдвое больше, вариативность маршрутов столичного городского транспорта вышла на новый уровень. Этот опыт будет транслироваться в другие регионы.
Железнодорожный туризм
РЖД создали и запустили новый вид отдых для россиян и гостей страны — железнодорожный туризм. Первый туристический поезд отправили 1 июня 2019 года в Карелии. Из Сортавалы в Горный парк «Рускеала» отправился «Рускеальский экспресс». Сегодня это единственный в России ежедневный ретропоезд на паровозной тяге.
В 2023 году холдинг «РЖД» предлагает туристам уже 37 межрегиональных туристических железнодорожных маршрутов, объединяющих более 40 субъектов России. Кроме того, организовано еще 25 пригородных туристических маршрутов, курсирующих на территории 24 регионов.
Проекты национального масштаба
Универсиада в Казани
Право принимать Всемирную летнюю Универсиаду 2013 года выпало Казани. В рамках подготовки к этому международному мероприятию РЖД реконструировали инфраструктуру столицы Татарстана — в городе появился второй железнодорожный вокзал, а также линия, связывающая центр Казани с аэропортом. Участников и гостей Универсиады по ней перевозили первые в России «Ласточки».
Олимпиада в Сочи
В рамках подготовки к проведению в Сочи Олимпийских игр РЖД реализовали целый ряд проектов:
- построили железнодорожную линию Адлер – Аэропорт Сочи;
- для увеличения пропускных способностей железнодорожной линии Туапсе – Сочи, пролегающей по береговой линии Черного моря, построили свыше 30 км дополнительных путей;
- на территории пансионата Мыс Видный возвели спальный корпус, в котором также проживали гости Олимпиады.
Самый крупный проект – совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – Красная Поляна. В рамках этого проекта:
- построено 37 км мостов и эстакад, 29 км тоннелей;
- смонтировано порядка 200 тыс. тонн металлоконструкций;
- уложено 2 млн кубометров железобетона;
- возведено 4 крупных вокзала, в том числе на станции Адлер;
- построено депо по обслуживанию электропоездов «Ласточка».
Чемпионат мира по футболу
В 2018 году РЖД в самый разгар летних перевозок организовали доставку порядка 2,5 млн футбольных болельщиков в города проведения матчей (Калининград, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Самара, Саранск, Сочи, Ростов-на-Дону, Волгоград).
Аэроэкспресс
РЖД реализовали ряд проектов по соединению аэропортов крупных агломераций с центральными районами. Первым стал московский аэропорт Домодедово, затем Внуково и Шереметьевл, а в конце 2022 года появилась возможность доехать на «аэроэкспрессе» в оба терминальных комплекса Шереметьево.
К зимним Олимпийским играм 2014 года появилась железнодорожная ветка в аэропорт Сочи. Также есть железнодорожное сообщение в воздушных гаванях Владивостока, Екатеринбурга, Волгограда.
Развитие Восточного полигона
С 2013 года компания ведёт масштабную модернизацию сети железных дорог от Кузбасса до побережья Тихого океана. Проект получил название Восточный полигон и охватывает Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги. Ежегодно вводятся в строй десятки объектов, среди которых вторые пути и двухпутные вставки, мосты и тоннели, тяговые подстанции и объекты электрификации. Итогом проекта станет повышение пропускной способности БАМа и Транссиба на восточном направлении в полтора раза к 2025 году, до 180 млн тонн.
Перешивка колеи на Сахалине
Начав в год своего создания, РЖД планомерно реализовали программу коренной модернизации железнодорожной инфраструктуры острова Сахалин с переустройством ширины колеи с 1067 мм на стандартную для российских железных дорог в 1520 мм. Один из масштабнейших инфраструктурных проектов компании включал в себя переустройство 865 км главных путей, 139 км станционных, 27 км подъездных путей, укладку 390 стрелочных переводов, реконструкцию порядка 70 искусственных сооружений. Укладка нового бесстыкового пути и поставки современных магистральных и маневровых локомотивов позволили повысить скорость движения пассажирских поездов на Сахалине до 120 км/ч, грузовых – до 90 км/ч, а также кратно увеличить вес грузовых поездов. Для организации пригородных пассажирских перевозок на остров поставлены современные рельсовые автобусы «Орлан».
Расширение подходов к портам
Реализация проекта комплексной реконструкции и электрификации участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и возведение Лужского транспортного узла позволили обеспечить транспортное обслуживание всех терминалов порта Усть-Луга Северо-Западного бассейна.
В 2003-2004 гг. была построена железнодорожная линия, связавшая порт Оля на Каспийском море с магистральной сетью железных дорог России.
Холдинг развивает железнодорожную инфраструктуру на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Проект предполагает, в том числе, строительство западного обхода Саратовского узла Приволжской железной дороги, электрификацию направления Ожерелье – Узловая – Елец, увеличение пропускной способности до 154 пар поездов в сутки. По итогам реализации всех мероприятий проекта объём перевозок должен увеличиться к 2030 году до 152 млн тонн.
Развитие железнодорожной инфраструктуры для перевозок в Крым
В 2017 году РЖД организовали движение пассажирских поездов дальнего следования по специально построенной новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово. Магистраль длиной 137 км стала частью скоростного железнодорожного хода, соединяющего Центральную Россию с Черноморским побережьем.
В рамках работ по подготовке к запуску движения в Крым через постоянный мостовой переход в 2019 году введена в эксплуатацию двухпутная железнодорожная линия в обход Краснодарского узла (128,8 км развернутой длины), 2 станции и разъезд, 29 мостов и путепроводов. Дополнительно их открытие позволило перенаправить транзитный грузопоток не через городскую застройку Краснодара, что повысило пропускную способность направления и улучшило транспортную и экологическую ситуацию в регионе.
На Таманском полуострове в 2019 году была завершена электрификация 124 км линий, в том числе на участках Юровский – Вышестеблиевская и Разъезд 9 км – Юровский – Анапа. В общей сложности здесь установлено 4 400 опор контактной сети и смонтировано 210 км контактного провода.
Квантовые технологии
РЖД отвечают за развитие в России высокотехнологичного направления «Квантовые коммуникации». Главная задача холдинга заключается в создании в стране полноценной инфраструктуры квантовых коммуникаций, расширении ее географического охвата и внедрении необходимых сервисов на ее основе. Сегодня уже созданы сегменты магистральной квантовой сети Москва – Санкт-Петербург и Москва – Нижний Новгород.
Первый «квантовый звонок» из Москвы в Санкт-Петербург состоялся из офиса компании в июне 2021 года, а общая протяжённость квантовой сети в конце 2022 года составила уже 1150 км. В 2023 году планируется увеличение сети до 2550 км, а к 2030 году её протяжённость должна составить более 15 тыс. км. 14 июля 2023 года состоялся пилотный сеанс связи между МГУ и Университетом Лобачевского в Нижнем Новгороде. Создание межуниверситетской квантовой сети стало возможным благодаря подключению учебных заведений к магистральной квантовой сети РЖД.
Поезд Деда Мороза
Резиденция Деда Мороза в Великом Устюге — популярное место у туристов. Но с помощью железнодорожников главный волшебник страны смог сам попутешествовать. В 2021 году накануне Новогодних праздников в рамках совместного проекта РЖД и Вологодской области передвижная резиденция Деда Мороза — специальный поезд из паровоза и нескольких вагонов — посетила 36 городов, преодолев 13 тыс. километров.
На следующий год проект расширил охват до 120 городов.
Музей железных дорог в Санкт-Петербурге
Железнодорожники чтут традиции и сохраняют культурное наследие. В 2017 году к 180-летию железных дорог компания открыла в Санкт-Петербурге Музей железных дорог России. Музейный комплекс расположен на территории почти 60 тыс. квадратных метров. Его экспозиция формирует детальное представление о развитии железнодорожного транспорта от момента его зарождения до сегодняшнего дня. В коллекции Музея — 121 уникальный экспонат подвижного состава. Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок, образуя необычное и увлекательное музейное пространство. С момента открытия Музей посетило более 1,5 млн человек.