Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
4 августа 2023 года публичное акционерное общество «Порт Тольятти» отметит юбилей — 65 лет со дня основания. Порт Тольятти – это одно из значимых не только в городе, но и в масштабе Самарской области предприятие с многолетней историей и сложившейся положительной репутацией стабильного делового партнёра. Сегодня это надёжное, динамично развивающееся предприятие по праву можно назвать гордостью Самарского региона.
Волжский город Ставрополь (ныне – Тольятти) был основан в 1737 году по личной инициативе императрицы Анны Иоанновны. Крепость Ставрополь должна была стать убежищем для калмыков–христиан, кочевавших в Нижнем Поволжье и подвергавшихся преследованиям со стороны соплеменников–буддистов, а также стать защитой русских земель от набегов кочевников.
Крепость построили на луговой стороне Волги «при протоке её Куньей Воложки, против Жигулевских гор, где кругом вниз и вверх довольно лугов и сенных покосов». Знаменательно отметить, что одни из трёх ворот крепости были названы Водяными и смотрели в сторону реки, там же и была построена первая пристань.
С началом строительства Ставрополя в городе появились первые купцы, которым для своей торговли разрешалось иметь речные суда. Город находился на притоке реки Волги – небольшой речке Воложке. Летом в жару речка пересыхала, поэтому только весной, в половодье по большой воде, крупные суда могли подходить к городу. Первый караван судов загружался в апреле и отправлялся в начале мая до Рыбинска. Второй караван судов отправлялся в июне и совершал свой рейс до Казани и Нижнего Новгорода. На берегу Воложки были построены хлебные амбары, вмещавшие до 33 тысяч тонн пшеницы, подсолнуха, а также горох и рожь. В разлив к зернохранилищам подходили баржи, загружались, вручную, урожаем в мешках и отправлялись по Волге вниз под парусами или самосплавом, а вверх – бурлацкими артелями. Из Ставрополя в Самару постоянно вывозилась вяленая, копчёная, солёная и свежая рыба. По воде отгружались фрукты, травы, овощи, сосновая смола, дубовая кора, мёд. Движение первого пассажирского парохода из Самары в Ставрополь началось в 1843 году. Вверх и вниз по Волге тогда отправлялся один пароход в неделю. Большое место стали занимать и речные перевозки пассажиров, приезжающих в Ставрополь на отдых и лечение.
Живописное место напротив Жигулевских гор привлекало тысячи людей, путешествующих на пароходах по Волге, а целебный воздух сосновых лесов и местное производство кумыса позволило основать в сосновой роще недалеко от Ставрополя кумысолечебный курорт для больных туберкулёзом. В начале 20 века ежегодно Ставрополь посещало от 2 до 4 тысяч отдыхающих.
Трагичные последствия революции 1917 года и боевые действия Гражданской войны усугубил голод 1921 – 1922 годов. Городской курорт постепенно перестал действовать. В 1930-е годы экономический потенциал Ставрополя постепенно восстановился. Начали работать мельницы, лавки, небольшие промышленные предприятия.
Серьёзным испытанием для горожан, как и для всей нашей страны, стала Великая Отечественная война. Тыловой Ставрополь стал одной из точек эвакуации населения из западных областей страны. В те годы пристань Ставрополя принимала эвакуируемых, провожала на фронт жителей города и близлежащих сел, отправляла по реке различные грузы для нужд фронта.
В 1943 году недалеко от Ставрополя были открыты месторождения девонской нефти. Благодаря работе геологов и буровиков Среднее Поволжье начинает превращаться в новый центр нефтедобычи в Советском Союзе. Это имело далеко идущие последствия для пристани Ставрополя.
Быстрое восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны способствовало развитию экономики страны. Одним из первостепенных направлений в конце 40-х – 50-х годов стало развитие гидроэнергетики за счёт строительства крупных гидроэлектростанций. В 1949 году, близ Ставрополя начинается строительство Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина (в настоящее время - Жигулевская ГЭС ПАО «РусГидро»), которая должна была стать крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.
В течение следующей четверти века провинциальный город Ставрополь превращается в один из значимых промышленных центров страны.
Пристань Ставрополь стала играть огромную, очень важную роль в перевозках грузов для народного хозяйства. В 1950 году для строительства Куйбышевской ГЭС в Ставрополе создана крупнейшая по тем временам строительная организация - «Куйбышевгидрострой». С начала строительства речники перевезли для «Куйбышевгидростроя» бутового камня, щебня, речного и кварцевого песка, цемента, кирпича, пиломатериалов различного профиля металлов, а также оборудования в общем количестве более 16 миллионов тонн. Речники приняли активное участие в наведение основания плотины для перекрытия Волги, строительстве дамб, подводных каналов и других сооружений гидроузла.
5 мая 1956 года через верхние шлюзы Куйбышевской ГЭС прошёл первый пароход. Перекрытие Волги и образование Куйбышевского водохранилища создали новые условия плавания. За короткий промежуток времени были построены совершено новые типы судов: теплоходов, барж, дизельэлектроходов, могучих толкачей и скоростного флота на подводных крыльях для перевозки пассажиров.
В соответствии с приказом Министра речного флота РСФСР от 04 августа 1958 года №170 «Об изменении наименования некоторых пристаней речного флота РСФСР» пристань г.Ставрополь переименована в Ставропольский речной порт Куйбышевского линейного пароходства. Этот день считается днём рождения порта!
В 1964 году в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти г. Ставрополь был переименован в г. Тольятти. В этом же году, Приказом Министра речного флота РСФСР от 31 октября 1964 года №150, Ставропольский порт сменил своё название на Порт Тольятти Волжского объединенного речного пароходства.
Порт по грузообороту относился к первому разряду в составе грузового района и участка по добыче и перевозке речных строительных песков, причалов Жигулевского комбината стройматериалов, Хлебной базы №26 (элеватор) и Солебазы. На своём участке порт имел необходимое путевое хозяйство, акватории, рейды, подходные каналы и шлюзы. Причалы грузового района были оснащены кранами, транспортёрами, бульдозерами, экскаваторами, авто- и электропогрузчиками, подъездными авто- и железными дорогами, транспортным, буксирным и рейдовым флотом.
На причалах порта производилась переработка и перевалка промышленного оборудования, различных тарно-штучных грузов, железобетонных изделий, контейнеров, автомашин, зерна, соли, угля, руд. С момента основания порта в больших объемах шло шлюзование плотов объёмом свыше 10 млн. кубометров. Завод ртутных выпрямителей предъявил к перевозке водой свою продукцию. Выпрямители были упакованы в специальные высотой 3 метра резервуары-колбы. Продукцию завода «Волгоцеммаш» - цементные печи, длиной 139 метров и диаметром 5 м, речники доставляли в Новоульяновск, Балаково, в Египет и Европу. При погрузке использовались 50-тонные краны. При строительстве Куйбышевского завода синтетического каучука ректификационные колонны весом до 120 тонн доставлялись в Тольятти водой – сплавом, и на специальных тележках тягачами перевозились на завод. Легковые автомобили АВТОВАЗа перевозились водой в порты Центрального бассейна на специализированном судне-автовозе. Ёмкость автовозов увеличили с 387 до 560 автомобилей. Прибывающие на судах грузовые автомобили и автошасси ГАЗа порт отправлял вагонами в Казахстан, Среднюю Азию, на автоагрегатные заводы Урала. В 1971 г. от порта на железную дорогу было передано 4100 автомашин. Годовой оборот грузов в порту в 1970-е годы составлял 3 млн. тонн или 56 тысяч вагонов. Кузбасский уголь до 700 тысяч тонн отправлялся в Москву и Горький. Серно-медная руда из Сибая, Учалов переваливалась для перевозки в Балаково, Крым, Воскресенск, Горловку, колчедан из Ревды шёл через порт на экспорт в Голландию, Италию, Данию.
Речной вокзал порта — сердце пассажирского речного транспорта в городе Тольятти - вот уже более 50 лет ежедневно встречает и провожает жителей города, его гостей и туристов. Само здание речного вокзала построили в 1972 году, в год 50-летия образования СССР, а до этого времени его функции выполнял временный речной плавучий дебаркадер. Сегодня здание речного вокзала ежедневно принимает около тысячи пассажиров. Пассажирские суда швартуются у двух причалов, общей длиной 145 погонных метров.
Основные пригородные линии:
Город Тольятти — село Жигули — село Березовка — село Усолье. Это популярные направления не только у местных жителей, но и у туристов, посещающих туристический комплекс «ЖигулиТур», Молодецкий курган, архитектурный комплекс «Богатырская Слобода» и туристический слёт памяти Юрия Захарова.
Город Тольятти — село Подвалье. Этим направлением пользуются в основном местные жители, но и туристам тут есть на что посмотреть — село знаменито своими Подвальскими террасами, здесь очень красивая природа и живописные пейзажи.
Для жителей и гостей города также предлагаются однодневные экскурсионные рейсы до села Ширяево (дом-музей русского художника Ильи Репина, где он писал известную всем картину «Бурлаки на Волге») и села Усолье (начиная с 1610 года селом и землями владели известнейшие личности: промышленник Семен Строганов, князь Александр Меньшиков, фаворит Анны Иоанновны Бирон, князь Григорий Орлов).
Сегодня ПАО «Порт Тольятти» — это мощный транспортный логистический узел, обеспечивающий потребности Самарского региона в перевозках пассажиров, минерально-строительных грузов по Волге и Каме, химических удобрений до портов Балтики и Азовского моря, добыче и поставке речного песка, сельскохозяйственной продукции и негабаритных грузов, в погрузочно-разгрузочных работах на все виды транспорта, в т.ч. тяжеловесных и негабаритных грузов, 20-ти и 40-ка футовых контейнеров.
Гарантированная глубина 4м позволяет семи причалам порта общей длиной 1300 п.м. одновременно принимать несколько судов всех классов, в т.ч. «река - море».
Наличие большого количества разнообразной перегрузочной портовой техники грузоподъёмностью от 2 т до 100 т даёт возможность порту производить перегрузку всех видов груза на все типы транспорта – речной, железнодорожный, автомобильный. В 2022 году грузооборот порта составил более 7,5 млн. тонн.
Порт Тольятти связывает своё развитие с перспективными грузопотоками и в первую очередь – это перегрузка через причалы химических удобрений, сельскохозяйственной продукции, металлопроката и контейнеров. Компания постоянно модернизирует перегрузочную технику, подъездные железнодорожные пути, крытые и открытые склады, приобретает всю необходимую оснастку. Всё это позволяет оказывать полный комплекс услуг и перегружать через причалы порта в течение навигации до 1,5 млн. тонн речного песка, до 450,0 тыс. тонн химических удобрений, до 800,0 тыс. тонн металлопроката, до 400,0 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции.
Речной песок для строительных работ является идеальным сырьём для производства железобетонных изделий и основным материалом в дорожном строительстве. Для удовлетворения растущего спроса на речной песок, в т.ч. вызванный строительством обхода г. Тольятти с мостовым переходом через Волгу в составе международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай, были дополнительно приобретены земснаряд и гидроперегружатель. В настоящий момент технические мощности порта позволяют в течение навигационного периода добыть и поставить около 3,0 млн тонн песка.
В 2021 году ПАО «Порт Тольятти» реализовало первый этап реконструкции и модернизации производственных мощностей, направленный на увеличение экспортного потенциала агропромышленного комплекса Самарской области. Работа в этом направлении способствует решению задач, поставленных в послании Президента РФ и Губернатора Самарской области по устранению инфраструктурных ограничений, препятствующие наращиванию экспорта.
Реализация проекта по строительству универсального складского комплекса и комплекса весового контроля открывает новые возможности и новые рынки для сельскохозяйственной продукции предприятий Самарской, Оренбургской и Ульяновской областей. В рамках проекта введены в эксплуатацию крытые склады общей площадью 3800м2 и площадка контейнерного терминала площадью 4261м2, установлены железнодорожные весы грузоподъёмностью 100 тонн, расширен парк перегрузочной техники, освоена технология перевалки сельскохозяйственной продукции навалом в морские 40-футовые контейнеры.
Гарантом социальной защищенности работников ПАО «Порт Тольятти» является Коллективный договор, которым предусмотрены выплаты материальной помощи, юбилейные премии, корпоративное медицинское страхование, предоставление путёвок на санаторно-курортное лечение, компенсация расходов на занятия физкультурой и спортом, найм жилья, обучение и повышение квалификации молодёжи, предоставление денежных займов работникам, а также оказание материальной помощи и социальной поддержки пенсионерам - ветеранам порта, находящимся на заслуженном отдыхе. Коллективным договором также предусмотрена ежегодная индексация заработной платы работникам общества, которая опережает официальный уровень инфляции в России.
Генеральный директор Королев П.В.
В 2013 году Федеральным агентством морского и речного транспорта в целях эффективного выполнения социально-экономических задач, направленных на популяризацию достижений и повышение престижа отрасли, учреждён конкурс «Лидер отрасли». ПАО «Порт Тольятти» дважды становилось его победителем в номинации «Лучшая речная стивидорная компания 2014 года» и «Лучшая речная стивидорная компания 2020 года». По итогам работы в навигацию 2021 года ПАО «Порт Тольятти» награждено Дипломом конкурса «Лидер отрасли» в номинации «Лучший речной порт или терминал».
В 2021 году ПАО «Порт Тольятти» стало лауреатом областной общественной акции «Народное признание 2021» в номинации «Единство и успех». За вклад в социально-экономическое развитие города Тольятти и Самарской области, достижение высоких производственных показателей в 2021 году ПАО «Порт Тольятти» награждено Дипломом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Услуги
• Погрузочно-разгрузочные работы любых грузов, включая негабаритные и тяжеловесные, на все виды транспорта.
• Терминальная обработка 20' и 40' контейнеров.
• Перевалка химической продукции и минеральных удобрений с автомобильного и железнодорожного транспорта на речной, в т.ч. карбамида, аммиачной селитры, сульфата аммония навалом и в таре (биг-бэги, мешки).
• Перевозка сельскохозяйственной продукции.
• Перевозка минерально - строительных грузов (песок, щебень) и соли по Волге и Каме.
• Перевозка оборудования.
• Добыча и поставка речного песка.
• Перевозка пассажиров и прогулочные рейсы по Куйбышевскому и Саратовскому водохранилищам.
Причалы
Количество причалов – 7.
Длина причальных стенок – 1300 п.м.
Гарантированные глубины у причалов – 4 м.
Подъездные железнодорожные пути – 5 км.
Железнодорожные пути по фронту причалов – 1,9 км.
Склады
Крытые – 6, общая площадь более 6 000 кв. м.;
Открытые - общая площадь более 60 000 кв. м.
Склад временного хранения:
• Крытый – 1 ед;
• Открытый – 1 ед.
Техническая оснащённость
Портальные краны г/п от 5 до 32 т – 11 ед.
Стационарный кран «Деррик» г/п 100 т – 1 ед.
Ричстакер «Кальмар» г/п 42 т – 1 ед.
Козловой кран КС-50-42В – 1 ед.
Погрузчики вилочные:
• г/п 16 т – 1 ед.;
• г/п 25 т – 1 ед.;
• г/п 2,5 т – 2 ед.;
• г/п 5,0 т – 1 ед.
Погрузчики ковшовые:
• г/п 0,9 т – 1 ед.;
• г/п 3,0 т – 1 ед.;
• г/п 5,0 т – 2 ед.
Контейнерный терминал
Для обработки 20' и 40' контейнеров организован контейнерный терминал. Наличие ричстакера «Кальмар», вилочных погрузчиков, погрузчиков «Валмет», козлового крана КС50-42В и бетонированной площадки под ним, склада временного хранения (СВХ), который включает в себя закрытый склад и открытую бетонированную площадку, позволяет принимать контейнерные поезда, единовременно разместить в порту до 500 контейнеров и осуществить растарку и затарку контейнеров различными видами груза.
Флот
Пассажирский флот: 4 судна типа «ОМ», «Жигули».
Грузовой флот: 8 судов типа «ОТ-1500», «ОТ-800», «Шлюзовой», «Плотовод».
Несамоходный флот (баржи): 12 ед. г/п 2500 т и 3500 т.
Плавмеханизация: 6 судов, в т.ч. два земснаряда и два гидроперегружателя,
Плавкраны: 2 крана г/п 5 т и 16 т.