85 лет ФБУ«Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей»
Иртыш и Обь – две крупнейшие реки Сибирского края, образующие одну из главных речных магистралей России. Географическое положение
рек определяет их как связующую артерию между крупнейшими регионами Западной Сибири. Водные пути Обь-Иртышского бассейна имеют огромное экономическое
значение.
На протя¬жении минувших десятилетий путейцы Иртыша и Оби прокладывали водные пути, следили за их состоянием, выполняли целый комплекс работ по ограждению знаками судоходной обстановки судовых ходов, осущест¬вляли траление, берегоочищение, дноочищение, дноуглубление для поддержания и увеличения габаритов пути, вели русловые изыскания, собирали материал для издания схем и лоцманских карт. На счету путейцев миллионы кубометров грунта, разработанного земснарядами для строительства нефтегазопрово¬дов через реки.
Сегодня путейцы продолжают с честью выполнять важную государственную задачу, связанную с обеспечением безопасного судоходства на во¬дных путях Обь-Иртышского бассейна, обеспечивая усло¬вия для бесперебойной транспортировки грузов, перевозки пассажиров. Повседневное содержание внутренних водных путей в судоходном состоянии на протяжении более чем 14 000 км — труд нелегкий, но результат этой работы ис¬ключительно важен для успешного решения социальных и экономических проблем Сибирского региона России, речной отрасли в целом.
Из истории
Инженерное улучшение водных путей Обь-Иртышского бассейна началось в 90-е годы Х1Х века. В 1889 году на реках Тура и Тобол были выставлены первые плавучие бакены и вехи, а с 1895 года началось освещение плавучих знаков керосиновыми фонарями, появились первые землечерпательные машины. Четыре из них были доставлены из Голландии и собраны в г. Тюмень. В то же время отечественной землечерпательной машиной «Сибирская-1», производительностью 250 куб. метров в час началась разработка перекатов в реке Тура. К навигации 1915 года общий парк многочерпаковых землечерпательных снарядов составил 7 единиц. Наиболее интенсивно землечерпательные работы проводились на Иртыше от города Омска до города Тара, реках Тура и Тобол от города Тюмень до города Тобольск.
В апреле 1938 года приказом Наркомвода было образовано в г. Омске Управление речных путей Иртышского бассейна, объединившее все путевое хозяйство, бывшее прежде в ведении двух пароходств – Верхне-Иртышского и Нижне-Иртышского. В этом же году устанавливаются дифференцированные гарантии глубин, вводятся периодические инспекторские осмотры пути и система премирования путейцев за качественное содержание обслуживаемых рек.
тральная бригада
пароход Красный путь
В течение XX века путейцы Обь-Иртышского бассейна не ограничились задачами развития существующих и освоения новых водных путей бассейна, но и внесли большой вклад в строительство портов Омск, Нижневартовск, Сергино, Тобольск, Лабытнанги, Ямбург, Харасавэй, а также в создание акваторий отстойных пунктов транспортного флота. При активном участии путейцев Обь-Иртышского бассейна на севере Тюменской области за короткий срок был возведён мощный нефтегазовый комплекс. Через реки Обь, Иртыш и их притоки дноуглубительной техникой разрабатывались траншеи для трубопроводного транспорта, тысячи километров которого до настоящего времени подают нефть и газ Западной Сибири на Европейскую часть Евразийского континента. Речникам-путейцам отводится огромная роль в социально-экономическом развитии Севера Тюменской области. К местам, где начинается или уже интенсивно ведется разработка нефтегазового комплекса, грузы доставляются в основном водным путем. Путейцы обеспечивают заход судов через подходные каналы в пунктах таких рек, как Се-яха, Ямбург, Антипаюта, в Обскую губу.
Коллектив путейцев Обь-Иртышского бассейна, основываясь на опыте и хороших традициях прошлых лет, и в текущем столетии активно участвует в поддержании безопасных судоходных условий, стараясь на качественном уровне выполнять путевые и другие виды работ. В начале XXI века, разработав подходной канал, путейцы Учреждения обеспечили безопасные условия для захода морских судов к терминалу Варандейского месторождения нефти в Баренцевом море, активно участвовали в строительстве серии газопроводов «Голубой поток» в Карском море. Выполняя условия межправительственных соглашений, работники Обь-Иртышского бассейна водных путей обеспечивают безопасность судоходства на трансграничном участке Иртыша между Республикой Казахстан и Омской областью и в целом на водных путях всего Обь-Иртышского бассейна. За достигнутые показатели в работе многие технические суда Учреждения носят имена его самых достойных работников.
Вклад ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» в развитие транспортной инфраструктуры Обь-Иртышского бассейна и России в целом огромен.
Районы деятельности
- р.Иртыш от п.Клин до устья, с протоками и притоками;
- р.Обь от п.Соснино до устья, с протоками и притоками;
- Тазовская губа с реками Пур, Таз, Широкая (Антипаётаяха);
- Обская губа от устья р.Обь до условной линии мыс Каменный - мыс Трехбугорный, р.Ныда, р.Надым.
Водные пути
Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей является одним из крупнейших бассейнов в России по их протяженности –14617,6 километров. Из них 14500 километров – федерального значения и 117,6 – регионального значения. Водные пути Обь-Иртышского бассейна простираются от границы с Республикой Казахстан до арктического побережья России, включая полуострова Ямал, Тазовский, Гыданский. Важное транспортное значение имеют не только магистральные реки Иртыш и Обь, Обская и Тазовская губы, но и притоки, позволяющие судам речного транспорта завозить народнохозяйственные грузы к месторождениям углеводородного сырья и других полезных ископаемых, строительным площадкам и населенным пунктам 5-ти регионов – Омской, Тюменской и Свердловской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Водные пути бассейна имеют все разряды плавания, установленные для внутренних водных путей - «М», «О», «Р» и «Л», при этом более 9000 км из них находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях. Протяженность водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и установленными категориями средств навигационного оборудования составляет 6271 км, протяженность притоков магистральных рек и отнесенных к 7-й категории СНО (средств навигационной обстановки) составляет 8346,6 км. На эксплуатируемых и обслуживаемых судоходными знаками водных путях бассейна в течение навигационного периода действуют более 10 тысяч навигационных знаков. Безопасные условия судоходства обеспечиваются проведением путевых работ, в состав которых входят обслуживание СНО, русловые изыскания, дноуглубительные, тральные, дноочистительные и берегоочистительные работы. На водных путях разрядов «О» и «М», расположенных на Крайнем Севере, осуществляется диспетчерское регулирование движения судов.
Качественное содержание пути в ЯНАО и ХМАО-Югра в строго установленные сроки ежегодно позволяет обеспечивать северный завоз грузов. На приграничном участке р. Иртыш в связи с упрощенной процедурой прохождения государственной границы по правилам Таможенного союза наблюдается рост перевозок в заграничном сообщении между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Для поддержания гарантированных глубин на сложном трансграничном участке реки Иртыш, русло которого состоит из легкоразмываемых грунтов, техническим флотом Администрации проводятся ежегодные дноуглубительные работы в объемах от 250 до 600 тыс. куб. м, что составляет 50-80% от выполненных транзитных работ.
На протяжении последних лет проводится ряд мероприятий, направленных на развитие и внедрение новых технологий. Согласно государственной программе обстановочные теплоходы учреждения оснащаются судовыми обстановочными комплексами (СОК), которые предназначены для обеспечения безопасных условий судоходства, в том числе для сбора и обработки навигационной информации при производстве путевых работ, контроля состояния судовых ходов и их навигационного ограждения, а также для корректуры электронных навигационных карт (ЭНК). Кроме того, на дноуглубительные земснаряды устанавливаются системы контроля позиционирования на прорези и фактической производительности.
В трех филиалах Администрации используются гидролокаторы бокового обзора, которые позволяют проводить сплошное траление судовых ходов и детальное обследование акватории рек, причалов, а также поиск подводных препятствий. Для планирования и организации деятельности учреждения в области картографии и русловых изысканий в Администрации создана картографическая служба. Сотрудники имеют профильное образование в области гидрографии, геодезии и картографической деятельности, обладают знанием необходимых программных продуктов.
С целью замены металлических плавучих знаков Администрацией ежегодно производится закупка буев из композитных материалов.
Продолжается работа по использованию технологии мониторинга СНО с использованием функции удаленного запроса о состоянии плавучей обстановки, которая позволяет оперативно отслеживать изменение местоположения СНО с фиксацией принудительного смещения при ударе, а также помогает контролировать параметры работы светосигнального оборудования (вольтаж батареи, отображение времени включения-выключения огня и изменение характера его горения).
Бассейновое управление водных путей сегодня — это слаженный высокопрофессиональный коллектив специа¬листов, которым по плечу задачи любой сложности. За 85 лет изменилось многое, но неизменным осталось отношение к труду, к тем обязанностям, что возложены на путейцев государством.