Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» является подведомственной Федеральному агентству морского и речного транспорта организацией, в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации осуществляет в Ленском бассейне содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные вышеуказанным Кодексом.
Деятельность ФБУ «Администрация Ленского бассейна» – это навигационно- гидрографическое обеспечение условий плавания судов, гидрометеорологическая информация о путевых условиях, мониторинг состояния судовых ходов, оперативное принятие решений по корректировке судоходной обстановки, производство дноуглубительных работ, анализ и перспективное планирование путевых работ, исследование и мониторинг русловых переформирований, и многое другое.
Выполнение комплекса путевых работ для обеспечения судоходства играет ключевую роль в экономическом и социальном развитии Республики Саха (Якутия). Огромная территория и отсутствие круглогодичной дорожной сети делают внутренние водные пути Ленского бассейна безальтернативными в плане жизнеобеспечения Северо-Восточного региона России. ФБУ «Администрация Ленского бассейна» обеспечивает содержание водных магистралей в короткий период арктического лета на территории семи самостоятельных бассейнов рек– Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Нижней Тунгуски, Оленька и Анабара для доставки грузов северного завоза.
Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов и безопасных условий плавания устанавливаются и содержатся знаки навигационного оборудования, проводятся дноуглубительные, выправительные, тральные, изыскательские работы. Суммарная протяженность обслуживаемых водных путей составляет 21726 км, из которых 16522 км находятся в Республике Саха (Якутия), в Иркутской области 4076 км, Магаданской области 762 км, Хабаровском крае 366 км. Из них протяженность эксплуатируемых путей -10962,1 км; с гарантированными габаритами – 9165,1 км; освещаемой обстановкой – 6039,1 км, светоотражающей - 636 км, не освещаемой – 2490 км.
Первые путевые работы на реках бассейна начали проводиться по частной инициативе судовладельцев с 1863 года, когда была построена ледозащитная дамба в Воронцовском затоне, а планомерные работы по улучшению судоходных условий начались с 1911 года, когда была создана Партия по исследованию рек Ленского бассейна бассейна МПС России. В навигацию 1912 года Ленской партией впервые выставлены створные и створно-перевальные знаки на 28 затруднительных перекатах р. Лена и 15 перекатах р. Витим. До 1918 года этот небольшой коллектив провел обследование рек Лены и Витим, установил береговые знаки обстановки, провел камнеуборочные работы, издал лоцманскую и справочную книжку. Тогда же начались первые дноуглубительные работы.
В 1912 – 1916 годах для производства дноуглубительных и камнеуборочных работ были приспособлены 2 плавучих крана, оборудованных черпаками, производительность 15 м³/сутки. Пионером землечерпательной техники на Ленских просторах был земснаряд «Ленский-1».
В 1918 г. было создано «Управление речных и дорожных исследований и работ в Ленско-Байкальском районе» с протяженностью обслуживаемых водных путей 4554 км. До 1938 года следовали еще ряд реорганизаций структуры управления путевыми работами на реке Лена и ее притоках.
1 апреля 1938г приказом № 159 Народного комиссариата водного транспорта (Наркомвода) СССР создано Ленское бассейновое управление пути ЦУ Рекпути Наркомвода с центром в городе Киренск. В состав управления вошли 4 технических участка: Жигаловский, Киренский, Якутский, Алданский. Протяженность внутренних водных путей увеличилась до 6443 км, из них с гарантированными габаритами 1088 км и освещаемой обстановкой (керосиновыми лампами) 3422 км. Осенью 1944 года центр управления переведен в г. Якутск.
В истории Ленского государственного бассейнового управления пути много ярких страниц. Особая задача, с которой справились Ленские путейцы - создание единого глубоководного пути, соединяющего «южные» речные ворота - порт Осетрово на р.Лена в Иркутской области с портами и пристанями на арктических реках Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. Благодаря усилиям путейцев, крупнотоннажные транспортные суда, загрузившись в верховьях Лены, могут доставить груз в среднее течение Яны, Индигирки и Колымы.
Впервые в истории речного флота Ленские путейцы разработали и успешно освоили технологию углубления судовых ходов на баровых участках рек - Лены, Яны, Индигирки с помощью землесосов.
В истории развития землечерпания в бассейне крупнейшими объектами работ стали: разработка закрытой акватории Якутского речного порта и подходного канала к ней; выполнение работ, связанных со строительством БАМа и газовых промыслов на р.Вилюй; создание затонских акваторий для транспортного и технического флота; намыв территорий Якутского аэропорта и 202 квартала в городе Якутск. В 2003 году по дну реки Лена по траншее длиной 2200 м протянут газопровод в заречные районы, что является уникальной операцией в мировом масштабе. В 2008 году на 2238,0 км реки Лена по дну реки разработана траншея для прокладки нефтепровода ВСТО.
В соответствии с последними изменениями Кодекса внутреннего водного транспорта, в марте 2013 года произошло преобразование Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства в ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей».
В настоящее время на балансе ФБУ «Администрация Ленского бассейна» находится 336 единицы технического, обстановочного и вспомогательного флота, в том числе: дноуглубительного – 24 земснаряда, общей технической производительностью 23720 м³/час. Для обеспечения заданных гарантированных габаритов пути эксплуатируются 12 дноуглубительных снарядов. Судоходную обстановку обслуживают 73 путейские бригады, 2 тральные бригады. Изыскания на реках бассейна проводят 9 русловых изыскательских партий.
Сегодня ФБУ «Администрация Ленского бассейна» занимается не только обслуживанием водных путей, но и безопасностью движения на ВВП. Создана структура портового надзора Капитана Ленского бассейна, осуществляющая функции контроля по безопасности плавания. Контроль осуществляется инспекциями государственного портового контроля, входящими в состав администраций бассейнов ВВП. Администрацией бассейна осуществляется Государственная регистрация судов, за исключением маломерных, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов.
В сферу деятельности учреждения входят все виды ремонта и обслуживания судов, перевозка грузов, погрузочно–разгрузочные и гидрографические работы. На ремонтных базах ФБУ «Администрация Ленского бассейна» производятся модернизация и капитально–восстановительные ремонты судов, выполняются смена днищевой и бортовой обшивки, замена и ремонт двигателей внутреннего сгорания. Учреждение ежегодно обновляет производственное и технологическое оборудования для выполнения судоремонтных работ.
Имея в собственности сухогрузные и нефтеналивные суда, ФБУ «Администрация Ленского бассейна» перевозит топливо, крупнотоннажные и негабаритные грузы, имеющие большие объемы. Учреждение может доставить груз практически в любую судоходную точку р. Лены и ее судоходных притоков, предоставляя под загрузку теплоходы и баржи грузоподъемностью от 200 до 2500 тонн.
ФБУ «Администрация Ленского бассейна» обеспечивает диспетчерское регулирование движения судов на верхнем участке реки Лена, а также мониторинг движения судов по всем внутренним водным путям. Для достижения целей регулирования и мониторинга содержится и эксплуатируется 4 коротковолновых радиоцентра и 7 коротковолновых радиостанций обеспечивающих круглосуточную возможность радиосвязи в Ленском бассейне ВВП.
Для обеспечения высокоточным навигационным полем ГНСС ГЛОНАС в целях обеспечения навигации по электронным навигационным картам эксплуатируются 9 контрольно-корректирующих станций, которые обеспечивают работу судового навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с возможностью приёма дифференциальных поправок.
Учреждение осуществляет контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения в Ленском бассейне, а также информационное обслуживание судовладельцев по вопросам экологической безопасности.
Производится организационно-методическое руководство по обеспечению экологической безопасности объектов ФБУ «Администрация Ленского бассейна», контроль и координация деятельности структурных подразделений учреждения по вопросам охраны окружающей среды. Учреждение осуществляет контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения в Ленском бассейне, а также информационное обслуживание судовладельцев по вопросам экологической безопасности. Учреждением осуществляется контроль за сбором отходов с судов судовладельцев всех форм собственности.
ФБУ «Администрация Ленского бассейна» выполняет все функции заказчика-застройщика по реконструкции и капитальному ремонту своих производственных и вспомогательных береговых объектов, зданий, сооружений и комплексов, в том числе гидротехнических сооружений, находящихся на внутренних водных путях, включая береговую полосу.
ФБУ «Администрация Ленского бассейна» имеет в своем составе 8 филиалов (7 районов внутренних водных путей и 1 Бассейновый центр связи и спутниковых систем).
1.Киренский район водных путей и судоходства
Киренский район водных путей и судоходства является старейшим в бассейне и одним из крупнейших филиалов ФБУ «Администрация Ленского бассейна». Именно на базе Киренской конторы плеса 1 апреля 1938 г. приказом № 159 Народного комиссариата водного транспорта СССР образовано Ленское бассейновое управление пути с центром в г. Киренск. После перевода центра управления водных путей в г. Якутск, 1 сентября 1944 года Киренская контора плеса, являвшаяся по существу отделом управления, переименована в Киренский технический участок, получив статус обособленного структурного подразделения.
Протяженность водных путей в границах Киренского РВПиС составляет 2909,7 км, из них 482,7 км с установленными гарантированными габаритами судового хода. Штатная численность сотрудников составляет 575 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 54 единицы. В состав рабочего ядра флота, задействованного на содержании водных путей входят 3 многочерпаковых земкаравана, состоящих из трех несамоходных многочерпаковых земснарядов технической производительностью по 250 кбм/ч, 6 несамоходных грузоотвозных шаланд, трех буксиров-шаландировщиков и брандвахт, а также трех плавучих кранов, грузоподъемностью по 5 и 16 тн.
Филиалом руководит начальник – Романов Павел Валерьевич
2. Витимский район водных путей и судоходства
18 августа 1951 года приказом Министерства речного флота создан Витимский технический участок с центром в поселке Витим. Протяженность обслуживаемых путей на момент создания составляла 1110 км, в которые вошли р. Лена от устья р. Ичера до устья р. Олекма, р. Витим, с 1958 года добавилась р. Олекма.
В настоящее время протяженность водных путей составляет 2949,4 км, из них с установленными гарантированными габаритами 12045,4 км. Штатная численность сотрудников составляет 340 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 25 единиц.
Филиалом руководит начальник – Федосов Сергей Владимирович
3. Якутский район водных путей и судоходства
Якутский технический участок пути, позднее переименованный в Якутский район водных путей и судоходства, образован 11 апреля 1938 года в качестве обособленного подразделения Ленского бассейнового управления пути. Техучасток обслуживал 2730 км водных путей, в состав которых входили реки Лена, Алдан, Вилюй.
В настоящее время Якутский район водных путей и судоходства занимает лидирующее место в учреждении по протяженности обслуживаемых путей, по количеству действующих судов путейского, транспортного и вспомогательного флота, по материально—технической оснащенности береговой базы. Кроме водных путей р.Лена и её притоков, Якутским РВПиС содержаться водные пути реки Индигирка. Для этого в составе Якутского РВПиС имеется Индигирский участок с базированием в п.Белая гора.
После присоединения в 2017 году Жиганского района водных путей и судоходства, протяженность водных путей в границах Якутского РВПиС составила 5574 км, из них 3318 км с гарантированными габаритами судового хода, 981 км без гарантированных габаритов с установленными средствами навигационного оборудования. На данный момент штатная численность сотрудников составляет 957 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 66 единиц флота.
Помимо путевых работ, Якутский район водных путей и судоходства осуществляет перевозки наливных грузов, леса и пиломатериалов, насыпных и навалочных грузов, оказывает погрузо—разгрузочные работы, выполняет намыв песка для строительных организаций.
Филиалом руководит начальник – Журавель Валерий Андреевич
4. Алданский район водных путей и судоходства
История создания Алданского района водных путей и судоходства берет свое начало с даты основания Ленского бассейнового управления пути, а именно с 1 апреля 1938 года. Алданский технический участок первоначально базировался в г. Томмот и обслуживал участок р. Алдан от г. Томмот (1615 км) до с. Охотский Перевоз (565 км) протяженностью 1050 км.
В наши дни протяженность водных путей в границах Алданского района водных путей и судоходства составляет 2792 км, из них с гарантированными габаритами судового хода 1209 км, без гарантированных габаритов с установленными средствами навигационного оборудования 472 км. Штатная численность сотрудников составляет 190 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 20 единиц флота.
Наличие лесозаготовительного участка позволяет филиалу обеспечивать 20% потребности учреждения в пилопродукции.
Филиалом руководит начальник – Сидоров Константин Леонидович
5. Вилюйский район водных путей и судоходства
Район водных путей образован 1 января 1977 года. Администрация филиала расположена в г. Нюрба Республики Саха(Якутия). Протяженность водных путей в границах Вилюйского РВПиС составляет 3600 км, из них с гарантированными габаритами судового хода 746 км. Река Вилюй имеет зарегулированный сток. В декабре 1966 года русло реки на 1345 км от устья перекрыли плотиной Вилюйской ГЭС, и в период навигации судоходство осуществляется по попускам Вилюйской гидроэлектростанции.
Штатная численность сотрудников составляет 190 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 20 единиц флота.
Филиалом руководит начальник – Булкина Мария Степановна
6. Янский район водных путей и судоходства
Янский район водных путей и судоходства образован в 1961 году на базе Янской дистанции пути. Первоначально администрация филиала располагалась в селении Янск, в 1971 году филиал был перебазирован в поселок Нижнеянск. Протяженность водных путей в границах Янского РВПиС составляет 1864 км, из них с гарантированными габаритами судового хода 751 км. Штатная численность сотрудников составляет 175 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 19 единиц.
Выполняемый Янским РВПиС комплекс путевых работ обеспечивает доставку топливно-энергетических ресурсов и жизнеобеспечивающих грузов в населенные пункты Верхоянского и Усть-Янского улусов Республики Саха (Якутия) в период Северного завоза.
Филиалом руководит начальник Старинский Иван Александрович
7. Колымский район водных путей и судоходства
Колымо-Индигирский технический участок, образованный в 1958 году, обслуживал водные пути р. Колыма и Индигирка общей протяженностью 2779 км.
В связи с возрастающим объемом путевых работ и продолжающимся развитием судоходства 1 февраля 1985 г. Колымо-Индигирский техучасток разделен на два отдельных участка: Индигирский технический участок с центром в п. Белая Гора и Колымский технический участок с центром в п. Зырянка, который 25 октября 1990 г. был переименован в Колымский район водных путей.
Протяженность водных путей в границах Колымского РВПиС составляет 2034 км, из них с гарантированными габаритами судового хода 1453 км. Штатная численность сотрудников составляет 168 человек. Общее количество ядра флота на навигацию 2023 года составляет 17 единиц. По договору с Колымской гидрографической базой ФГУП «Гидрографическое предприятие» Колымский РВПиС на специально переоборудованном судне проекта 765 выставляет и убирает плавучую обстановку на «морском» участке р.Колыма от п.Черский до мыса Медвежий.
Филиалом руководит начальник – Есир Наталья Николаевна
8. Бассейновый центр связи и спутниковых систем
Бассейновый центр связи и спутниковых систем был образован, в связи с изменением структурной схемы управления учреждения с 01.02.2023 согласно Поручению Росморречфлота от 30.06.2022 № АЛ-38/8340-дсп, письму Росморречфлота от 12.07.2022 № КА-27/8853, приказу руководителя учреждения от 11.11.2022 № 316/2. До 01.02.2023 Бассейновый центр связи и спутниковых систем входил в состав ФБУ «Администрация Ленского бассейна» в качестве Службы связи, радионавигации и информатизации.
C 2007 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» вводит в эксплуатацию и эксплуатирует контрольно-корректирующие станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.
Всего в Ленском бассейне работает 12 ККС.
Данное количество ККС позволяет полностью покрыть гарантированным высокоточным навигационным полем основные судоходные пути реки Лена с притоками (Витим, Алдан, Вилюй) и на треть рек Яна, Колыма.
Наличие гарантированного высокоточного навигационного поля на судоходных путях позволяет использовать для навигации электронные карты, что безусловно положительно отражается на безопасности плавания транспортного флота, позволяет использовать судам технического флота в своей деятельности современные судовые обстановочные комплексы (СОК), автоматизированные промерно-изыскательские комплексы (АПИК), системы координированного управления позиционированием земснаряда (СКУП) которые также поступают и вводятся в эксплуатацию в нашем бассейне.
Использование современных технических навигационных систем безусловно повышает производительность труда и качество работы обстановочных бригад и изыскательских партий, положительно сказывается на безопасности судоходства в бассейне в целом.
C 2011 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» вводит в эксплуатацию и эксплуатирует электронно-картографические навигационно-информационные системы.
Всего в Ленском бассейне эксплуатируется 41 ЭКНИС, 5 автоматизированных промерно-изыскательских комплексов, 15 судовых обстановочных комплексов, 3 автоматизированных технологических комплекса-автоматизированной системы координированного управления позиционированием.
В 2022 году в ФБУ «Администрация Ленского бассейна» поставлен комплект аппаратуры Бассейнового центра комплексной автоматизированной системы сбора и передачи актуализированных электронных навигационных карт. Бассейновый центр состоит из 5-ти автоматизированных рабочих мест. Картографы Картографической службы осуществляют работу по созданию и обновлению ячеек ЭНК в программах БКЦ.
Руководит центром – Щенников Николай Павлович.
Внедрение новых технологий при производстве путевых работ
- Учитывая острую необходимость в своевременных и точных данных о колебаниях уровня воды на устьевых участках рек, в навигацию 2012 года на баре реки Яна установлена и проведена опытная эксплуатация станции дистанционного контроля за колебаниями уровня воды - автоматический водомерный пост (АВП). В 2013 году второй АВП установлен на баре реки Индигирка. Данное оборудование позволяет дистанционно по каналам УКВ радиосвязи получать информацию о колебаниях уровня воды на взморье и оперативно корректировать технологический процесс дноуглубления баров рек Яна и Индигирка.
- В целях повышения эффективности тральных работ с 2016 года начато применение гидролокатора бокового обзора. С помощью данного локатора были оперативно обнаружены затонувшие объекты и определены их координаты на подходе к Якутскому речному порту.
- В октябре 2018 года в районе подхода к Якутскому речному порту проводилась опытная эксплуатация плавучих знаков из полиэтилена низкого давления. Начиная с 2019 года, начата поэтапная замена металлических буев и деревянных вех на полиэтиленовые плавучие знаки.
- В 2021 году начата эксплуатация многолучевого эхолота, установленного на борту промерного теплохода «Изыскатель» проекта 3330. Данное оборудование позволяет значительно сократить время промеров при русловых изысканиях в стесненных условиях каналов.
ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
Одним из важнейших направлений деятельности ФБУ «Администрация Ленского бассейна» является содержание внутренних водных путей – рек Лена, Анабар, Колыма, Индигирка, Оленек, Яна.
Выполнение комплекса путевых работ на названных реках для обеспечения судоходства играет ключевую роль в их экономическом и социальном развитии Республики Саха (Якутия), в том числе осуществления «северного» завоза.
В настоящее время поставка грузов для труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) осуществляется железнодорожным транспортом до пункта накопления в г. Усть-Кут Иркутской области, г. Якутск Республика Саха (Якутия) и далее судами речного флота по магистрали реки Лена, затем по боковым и малым рекам, включая доставку судами смешанного плавания «река-море».
Ежегодно объем северного завоза жизнеобеспечивающих грузов, доставляемых речными судами по внутренним водным путям Ленского бассейна составляет около 1,5 млн.т . Из них в арктические районы Республики Саха (Якутия) на реки Яна, Индигирка, Колыма, Оленек, Анабар- свыше 320 тыс.тонн жизненно необходимого груза. 90% приходится на котельное топливо и каменный уголь для выработки тепловой энергии, и на дизельное топливо для 126 дизельных электростанций северных районов республики на выработку электроэнергии.
Работа ФБУ «Администрация Ленского бассейна» нужна везде, где работает флот. К сожалению, труд путейцев в большинстве своем незаметен, его трудно оценить, особенно со стороны. Не только для обывателя, но порой и для судоводителей безупречно подготовленный судовой ход считается само собой разумеющимся. На самом деле это, конечно, далеко не так - каждый километр пути дастся огромным трудом и большими средствами. Все это становится возможными благодаря постоянному поиску новых организационных и технических решений, огромному опыту специалистов-гидротехников, неразрывной связи с наукой, а также неравнодушию к порученному нам важному государственному делу – содержанию одной транспортной магистрали севера в рабочем состоянии.
Возглавляет ФБУ «Администрация Ленского бассейна» руководитель Сахаров Андрей Иванович.