Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
В 2023 году исполняется 85 лет с момента образования Енисейского бассейнового управления пути.
Это не просто дата, это 85 лет ежедневной добросовестной работы по обеспечению судоходной обстановки,
созданию безопасных условий для плавания судов по Енисею и другим рекам Красноярского
края, Республики Хакасии и Республики Тыва.
1 апреля 1938 года приказом Наркома водного транспорта СССР № 159 было образовано Енисейское бассейновое управление пути – специализированное предприятие по обслуживанию и развитию водных путей Енисейского бассейна, сокращённое название – Енисейский БУП. Одновременно в составе БУПа было организовано три техучастка: Минусинский технический участок – для обслуживания пути протяжённостью 929 километров, Красноярский технический участок – с протяжённостью пути 1239 километров и Енисейский технический участок – с протяжённостью 2101 километр. С того времени и до наших дней организация путейцев Енисея существует как самостоятельная структура внутреннего водного транспорта страны. Эти преобразования позволили не только улучшить, но и увеличить протяжённость судоходных путей, значительно повысить уровень их технического обслуживания. Перед началом Великой Отечественной войны Енисейское бассейновое управление пути обслуживало уже 5041 километр водных путей, из них на 3300 километрах действовали освещаемые навигационные знаки: на берегу устанавливались ацетиленовые фонари, на бакенах – керосиновые. Протяжённость гарантированных габаритов пути составляла 2200 километров. В 1940 году по приказу Наркома речного флота СССР за № 395 от 10.09.40 г. Енисейское бассейновое управление пути приняло от Главного управления Северного морского пути Енисейский гидрографический отдел, расположенный в Игарке, со всеми его функциями по обслуживанию Нижнего Енисея на участке от города Игарка до устья. Гидроотдел был включён в состав Енисейского технического участка БУПа.
В годы Великой Отечественной войны работники пути обеспечивали судоходную обстановку для продвижения судов, перевозивших народнохозяйственные грузы самого различного назначения, в том числе необходимые для укрепления обороноспособности страны. Многие путейцы ушли на фронт, их заменили подростки и женщины (порядка 50 % работников пути в Енисейском БУПе. Мужественно сражались речники-путейцы Енисея и на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, двое из них получили звание Героя Советского Союза – это Леонид Николаевич Ефимов, капитан обстановочного парохода «Стрела», и Виктор Аркадьевич Москвин, бакенщик обстановочного поста. Двумсудам путейского флота даны бортовые имена «Герой Ефимов» и «Герой Москвин». Отгремела война, вернулись домой многие речники-путейцы, и жизнь на Енисее пошла своим чередом. Были продолжены преобразования, прерванные войной. В 1945 году был создан Игарский технический участок. Перед этим гидрографический отдел входил в состав Енисейского технического участка. Таким образом, в Енисейском бассейновом управлении пути стало четыре технических участка. В 1958 году были полностью завершены работы по модернизации обстановочных постов и переходу на электрическое, вместо керосинового, освещение плавучих навигационных знаков. К этому времени протяжённость водных путей, используемых для судоходства и обслуживаемых Енисейским бассейновым управлением пути, возросла до 6300 километров, из них на 3500 километрах действовала освещаемая судоходная обстановка, а на 3200 километрах – гарантированные габариты пути. Значительно пополнился землечерпательный флот, в результате произошли капитальные изменения к лучшему в затруднительных для судоходства участках. Были разблокированы Ладейские, Пономарёвские, Шиверо-Атамановские и другие перекаты. В Казачинском пороге был разработан участок водного пути длиною восемь километров, на котором благодаря этому стало возможно двухстороннее движение. Начиная с 1960-х годов, на протяжении ряда пятилеток в Красноярском крае велось активное строительство горнодобывающих комбинатов, заводов и других промышленных объектов, железнодорожных путей, гидроэлектростанций, осуществлялась разведка и добыча полезных ископаемых. С 1960 года на предприятиях Енисейского БУПа вместо обстановочных постов стал внедряться прогрессивный бригадный метод обслуживания судоходной обстановки. Значительно обновился самоходный и технический флот. В 1960-х – 1980-х годах были проведены масштабные работы по увеличению габаритов пути на Енисее, Ангаре, освоены судоходные трассы на северных притоках Енисея – Хантайке, Курейке, Большой Хете.
На реке Енисей увеличены судоходные глубины на участках: от Красноярска до устья реки Ангары – со 180 до 300 сантиметров, от устья Ангары до устья Подкаменной Тунгуски – с 220 до 320 сантиметров, от устья Подкаменной Тунгуски до Игарки – с 300 до 340 сантиметров.
В 1963 году началось строительство уникального, единственного в мире, Красноярского судоподъёмника. В 1976 году были проведены его ходовые испытания: судоподъёмник перевёз через плотину Красноярской ГЭС первое судно – теплоход «ГТ-8». В 1984 году это гигантское гидротехническое сооружение было передано от Красноярской ГЭС в ведение Енисейского бассейнового управления пути, которое начало его эксплуатацию. К тому времени через плотину ГЭС судоподъёмником было перевезено 12 крупногабаритных рабочих колёс для турбин строившейся на Верхнем Енисее Саяно-Шушенской ГЭС.
В 1989 году приказом Министра речного флота РСФСР от 24.07.89 г. № 93 «О преобразовании бассейновых управлений пути в производственные объединения» Енисейское бассейновое управление пути было преобразовано в Производственное объединение «Водные пути Енисейского бассейна», а в 1991 году приказом Российского государственного концерна речного флота от 22.05.1991 г. № 18 – в государственное предприятие «Водные пути Енисейского бассейна». В 1995 году приказом Министра транспорта Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. № 15 «О преобразовании государственных предприятий водных путей и судоходных каналов в государственные бассейновые управления водных путей и судоходства» государственное предприятие «Водные пути Енисейского бассейна» было преобразовано в «Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» – «Енисейречтранс», определены его основные функции: эксплуатация и развитие водных путей и гидротехнических сооружений, государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов речного транспорта, контроль за обеспечением судоходства, экологии и пожарной безопасности, надзор за технической эксплуатацией объектов речноготранспорта, находящихся в федеральной собственности. 5 мая 2005 года Енисейское ГБУ было преобразовано в федеральное государственное учреждение «Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства».
3 июня 2011 года «Енисейречтранс» был вновь преобразован – в федеральное бюджетное учреждение «Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». А в 2012 году, в соответствии с Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 г., ФБУ «Енисейречтранс» было наделено функцией государственной регистрацией судов внутреннего водного транспорта в Енисейском бассейне. 30 августа того же года, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 28.07.2012 г., введена должность капитана Енисейского бассейна. Также была образована Служба государственного портового контроля для безопасной эксплуатации судов и иных плавучих объектов, находящихся в Енисейском бассейне.21 марта 2013 года ФБУ «Енисейское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», в связи с новыми функциями, было преобразовано в федеральное бюджетное учреждение «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация «Енисейречтранс»). В настоящий момент в состав учреждения входят три филиала – Красноярский и Енисейский районы водных путей и судоходства и Управление эксплуатации Красноярского судоподъёмника. Общая протяжённость судоходных водных путей Енисейского бассейна составляет 8280 километров, в том числе обслуживаемых судоходной обстановкой – 6141 километр, с гарантированными габаритами – 5284 километра, учитывая участок реки Енисей от ухвостья острова Большой Медвежий до порта Дудинка. Этот участок протяжённостью 263 километра передан «Енисейречтрансу» распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. за № 2544-р. Среди бассейновых администраций внутренних водных путей России ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» занимает четвёртое место по протяжённости внутренних водных путей и третье место – по протяжённости путей с гарантированными габаритами судового хода. На вооружении у путейцев Енисея находится 66 судов, в том числе земснаряды, плавучие краны, уникальный голландский скалодробильный снаряд.
Сегодня предприятие ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» находится на подъёме своего развития. Его роль и значение ещё более возрастают в условиях, когда в Енисейском бассейне увеличиваются перевозки, в том числе для нефтегазовой промышленности, обновляется флот, растут производственные мощности действующих предприятий, открываются новые. Енисей вновь приобретает значение одной из главных магистралей огромного региона, включающего в себя Красноярский край, Республику Хакасия и Республику Тыва. Это налагает большие обязанности на речников-путейцев, которые обеспечивают безопасность судоходных путей и стабильное функционирование такого уникального гидротехнического сооружения, как Красноярский судоподъёмник. Успешная деятельность ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» позволяет Администрации Красноярского края и коммерческим организациям ежегодно обеспечивать завоз грузов речным транспортом в полном объеме в районы Крайнего Севера и в труднодоступные районы Эвенкии и Таймыра. Кроме этого, учреждение оказывает услуги в сфере внутреннего водного транспорта: дипломирует работников плавсостава, выдает паспорт моряка, проводит аттестацию работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации транспортного флота, осуществляет государственную регистрацию судов Енисейского бассейна, осуществляет диспетчерское регулирование движения судов, мониторинг судов технического флота, государственный портовый надзор.
В навигацию 2022 года на участке реки Ангара от Богучанской ГЭС до устья произошла смена категории содержания судоходной обстановки с неосвещаемой на светоотражательную. Кроме этого в навигацию 2022 года в рамках в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» проведены дноуглубительные работы по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна. I этап (2 очередь)» с увеличением гарантированной глубины до 300 см на участке реки Енисей от г.Красноярска до устья реки Ангара в объеме 113,6 тыс.м3.
В навигацию 2023 года на участке реки Енисей от Красноярской ГЭС до г. Красноярск запланирована смена категории содержания судоходной обстановки с светоотражательной на освещаемую. На реке Ангара от Усть-Илимской ГЭС до Богучанской ГЭС будет проведена смена категории содержания судоходной обстановки с неосвещаемой на светоотражательную. В рамках в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России» планируются дноуглубительные работы для увеличения гарантированной глубины до 300 см на участке реки Енисей от устья реки Ангара до устья реки Подкаменная Тунгуска в объеме 187,4 тыс.м3. Также в 2023 году продолжаться работы по сооружению струенаправляющей дамбы на Нижне-Частоостровском перекате. В рамках этой же программы в 2023 годы планируется ввести в эксплуатацию 903 буя из полимерных материалов, оснащенных современной светосигнальной аппаратурой. Из них 113 с мониторингом.В навигацию 2024 года запланирована смена категории содержания судоходной обстановки с неосвещаемой на светоотражательную на реках Подкаменная и Нижняя Тунгусках.
За последнее десятилетие в целях обновления технического флота администраций бассейнов в рамках реализации федеральной целевой программы «Обновление технического флота» и комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры возобновлено строительство судов технического флота. В рамках реализации данных мероприятий за последние несколько лет были построены и включены в состав флота учреждения семь судов различного типа и назначения: обстановочный теплоход «Юрий Зоммер» класса «О2,0 (лед30)А» проекта SV2407; обстановочный теплоход «Путейский-201» класса «XР1,2(лед20)» проекта 3050.1; обстановочный теплоход «Путейский-103» класса «XР1,2» проекта 3050; экологическое судно «Эколог-1» класса «XО2,0 (лед20)А» проекта RT29; два обстановочных судна «Александр Шароглазов» и «Вальдемар Хан» класса «XО-ПР 2,0(лед 20)» проекта 3052; промерное судно «Изыскатель-1» класса «XРмс1,2А» проекта 3330. Также в рамках данной целевой программы в 2013 г. была произведена модернизация штангового одночерпакового земснаряда проекта 721А «Енисейский-110» (переименован в «Николай Аза»). В перспективе в рамках реализации КПМИ в дальнейшем планируется поступление из нового судостроения судов технического флота различного типа и назначения.
В рамках реализации федеральной программы «Развитие транспортной системы России» с 2019 года ведется реализация мероприятия «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна II этап». Основной целью реализации данного мероприятия является реконструкция Красноярского судоподъемника, предназначенного для перевозки судов через гребень плотины Красноярской ГЭС, и восстановление его технического состояния до нормального уровня безопасности. Планируемый срок завершения работ - 2024 год.
Также с 2022 года для нужд ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» реализуется 3 мероприятия заказчиком которых выступает ФКУ «Ространсмодернизация». Это позволит создать более качественные навигационные ограждения судового хода и более высокий уровень безопасности судоходства. Также позволит обеспечить в межнавигационный период безопасный отстой технического флота, создаст новые производственные мощности, направленные на обеспечение поддержания судов в исправном техническом состоянии, что будет способствовать обеспечению безопасности судоходства в Енисейском бассейне.
Сегодня в Енисейском бассейне работает 1545 единиц флота, ежегодно перевозится более 6 миллионов тонн грузов. Услугами водного транспорта пользуются как администрации органов власти, ответственные за пассажирские перевозки и северный завоз, так и промышленные, коммерческие предприятия и организации самых разных сфер деятельности. И всё это возможно, в первую очередь, благодаря работе речников-путейцев, которые обеспечивают безопасную судоходную обстановку на реке Енисей и его притоках, водохранилищах бассейна. Енисей – одна из самых сложных рек в России по условиям судоходства, требующая от путейцев большого труда и огромного объёма работ. Перед коллективом ФБУ «Администрация «Енисейречтранс» стоят новые, ответственные задачи, поставленные в Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года.