14 августа 1925 года на реке Сысоле близ Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар) совершил посадку первый самолет-гидроплан «Юнкерс» Центрального совета Авиахима. Самолет назывался «Смычка города с деревней». Это было первое знакомство жителей зырянского края с авиацией. И лишь в 1936 году в распоряжение Коми АССР выделено 5 самолетов По-2. Так образовалось Сыктывкарское авиазвено.
В 1942 году в Воркуте был построен небольшой аэродром, а в 1948 г такой появляется и в Ухте.
Важные события произошли в декабре 1959 года. В Сыктывкаре завершили строительство искусственной взлетно-посадочной полосы с ночным стартом, по которой промчался первый в Коми многоместный самолет Ан-10.
60-тые стали прорывными в авиа-истории Коми: в небе стали курсировать Ан-12, Ан-24, Ми-6, Ми-8; базовые аэропорты объединились с авиаотрядами.
В 70-х и 80-х начались полеты на турбореактивных самолетах Ту-134, Як-40, в аэропорты городов поступают грузовые самолеты и вертолеты.
20 февраля 1998 г Государственное унитарное предприятие «Комиавиатранс» создано в результате реорганизации государственного авиационного предприятия «Комиавиатранс».
Наши дни
Сейчас «Комиавиатранс» — это акционерное общество, которое присутствует на авиационном рынке одновременно в трех видах:
— на рынке авиационных работ и перевозок
— на рынке аэропортового и наземного обслуживания
— на рынке транспортной авиации
На момент создания ГУП «Комиавиатранс» имел в своем парке воздушных судов только вертолеты. В 2016 году парк воздушных судов АО «Комиавиатранс» уже насчитывал 32 вертолета Ми-8 различных модификаций, 34 вертолета Ми-2, 4 самолета типа L-410 и 5 самолетов типа Embraer-145.
С 2014 года была создана региональная маршрутная сеть с использованием воздушных судов L-410 UPV E20, которая обеспечивает круглогодичное воздушное сообщение между районными центрами и городами Республики Коми со столицей республики городом Сыктывкар.
Также с конца 2020 года на маршруты вышли воздушные суда АН-24.
В настоящее время АО «Комиавиатранс» успешно осуществляет: перевозку пассажиров, багажа, почты и грузов; транспортировку грузов на внешней подвеске; строительно-монтажные работы.
Республика Коми большой, но малонаселенный регион. Здесь важно качественно обеспечивать транспортное обслуживание населения в труднодоступных районах, выполнять полеты в горах и над мало ориентирной местностью, в условиях пустыни и тундры.
Основные предприятия-заказчики авиационных работ на вертолетах АО «Комиавиатранс» — это предприятия нефтегазового комплекса и геологоразведки, которые расположены в северных районах Республики Коми, где разрабатываются месторождения нефти и газа. При этом они расположены вдали от основных транспортных магистралей. Такие предприятия в силу специфики своего производства требуют переброски крупнотоннажного оборудования, вахтовых бригад в труднодоступные районы, постоянного патрулирования трубопроводов. И вертолеты АО «Комиавиатранса» с успехом закрывают эти потребности.
Спасать, защищать, предотвращать
Республику Коми не зря называют «лёгкими Европы», она славится своими бескрайними лесами. К сожалению, летние месяцы здесь характеризуются высокой пожарной опасностью, она грозит уничтожением огромных площадей и причинением большого ущерба народному хозяйству. В этот период интенсивно работают воздушные суда, занятые на тушении лесных пожаров.
АО «Комиавитаранс» спасает не только леса, но и жизни. Воздушные суда предприятия находятся на постоянном дежурстве для выполнения полетов в отдаленные населенные пункты для оказания срочной медицинской помощи населению. В период распутицы вертолеты компании помогают поддерживать связь с «большой землей» жителям 5 отдаленных районов.
Ежегодно, по заявкам Комитета по делам ГО и ЧС Республики Коми, вертолеты компании принимают участие в поисково-спасательных и противопаводковых мероприятиях, помогают предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Команда мечты
Летно-технический комплекс АО «Комиавиатранс» - вертикально интегрированная структура, которая имеет на периферии технологические подразделения (летные отряды и авиационно-техническую базу с линейными станциями технического обслуживания).
Все органы управления летно-техническим комплексом находятся в дирекции предприятия, что обеспечивает оперативность управления. Инженерно-авиационная служба состоит из сертифицированных семи линейных станций технического обслуживания.
Наземная служба обслуживает все воздушные суда, прибывающие в аэропорты Республики Коми.
Специалисты АО «Комиавиатранс» имеют богатый опыт работы в России и за ее пределами - в Турции, Греции, Югославии, Западной Сахаре, Анголе, Папуа-Новой Гвинее, Индонезии, Афганистане, Пакистане, Судане, Конго, Мальдивских островах и др. Вертолеты авиакомпании успешно работают в различных климатических и природных условиях. Опыт и мастерство летчиков, надежность техники позволяют предприятию с успехом участвовать в тендерах на выполнение авиационных работ.
Сейчас в штате АО «Комиавиатранс» успешно трудятся более 1500 человек.
Нужны как воздух
Республика Коми имеет территорию площадью 417 тысяч квадратных километров с большими расстояниями между городами республики до одной тысячи километров и с нескольким десятком труднодоступных населенных пунктов, потому сложно переоценить значимость воздушного сообщения в этом регионе. Аэропорты здесь – это социально-значимые объекты. Они необходимы для транспортного обслуживания населения городов Республики Коми, обеспечения неразрывности связей районов Республики Коми с центром России и её регионами, устойчивого функционирования воздушного транспорта в Республике Коми.
Разработано стыковочное расписание, которое позволяет пассажиру минимизировать временные затраты на перелет по «сложному» маршруту.
Сегодня АО «Комиавиатранс» является основным социально значимым предприятием воздушного транспорта в Республике Коми, акции которого полностью принадлежат Правительству Республики Коми.
Это единственное предприятие в России, в структуре которого находится летно-технический и аэропортовый комплексы.
Каждый день специалисты «Комиавиатранса» помогают встречаться близким людям, доставлять срочный груз, спасать жизни и природу, обеспечивать работу важнейших предприятий региона. Всё для республики. Всё для страны.