Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
В 2023 году отмечается 85-летний юбилей со дня создания ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва – Харьков Федерального дорожного агентства»,а также 165 лет со дня окончания строительства одной из старейших федеральных трасс России – автодороги М-2 «Крым», которая обеспечивает надежное транспортное сообщение между несколькими регионами России: Московской, Тульской, Орловской, Курской и Белгородской областями.
За годы деятельности учреждением успешно реализованы десятки важнейших дорожных проектов в Центральной России.
Дороги Древней Руси
Автодорога Москва – Харьков проложена по так называемой средней полосе России, наиболее населенной местности страны, где в минувшие века сложилось ядро Русского государства. Дороги имели важнейшее значение для развития – ведь на Великой Русской равнине могла бы поместиться вся Западная Европа с Альпами и Пиренеями. На Руси издревле существовали не только водные пути, но и сухопутные дороги.
Крупнейшим транспортным центром стала со временем Москва. В XVII веке отсюда начинались наиболее важные сухопутные дороги, которые были зафиксированы в специальных «Поверстных книгах». Таких дорог было девять: первая дорога вела на Ярославль, вторая – на Владимир, третья – на Коломну, четвертая – на Серпухов, пятая – на Калугу, шестая – на Волоколамск, седьмая – на Можайск, восьмая – на Тверь, девятая – на Дмитров. Все они имели свои продолжения, как бы генеральные направления – в самые дальние районы страны. Так, серпуховская дорога продолжалась на Тулу, Орел, Курск. Дальше, используя старые татарские шляхи и сакмы, она вела на Крым.
Когда-то по этим проторенным путям татары совершали набеги на русские и украинские земли. Одним из центральных путей был Муравский шлях. Он начинался от Перекопа и вел к Туле. Дикое поле – историческое название территории между Доном, верховьем Оки и левыми притоками Десны и Днепра, отделявшей Русское государство от Крымского ханства. Освоение его началось в XVI веке. Название «дикое» можно считать двояким: с одной стороны, оно обозначало не занятые никем, свободные земли, с другой – область, на которой совершали набеги кочевые, полудикие (по представлениям русских) народы.
Старинный ямской путь из Москвы в Серпухов далее вел в Слободскую Украину. Не только военным и почтовым, но более всего торговым путем становится трактат в XVIII веке. Навстречу потокам промышленных товаров, следовавших из центра страны, из Черноземья шли товары сельского производства: хлеб, мясо, кожи, шерсть, мед, воск, пенька. Одним из важнейших видов торговли были ярморочные связи. В XVIII веке в России на гужевых перевозках хлеба было занято около 800 тысяч человек, а зимой – до трех миллионов.
XIX век – рождение шоссе Москва-Харьков
До 1817 года в России вообще не было шоссейных дорог. В июне 1843 года было обнародовано решение императора Николая I произвести изыскания и составить проект устройства шоссе от Орла до Харькова. Возглавил эту работу капитан корпуса путей сообщения Глушков. В качестве важнейших пунктов на пути из Орла в Курск появилась разметка будущей линии – вехи, колья, верстовые столбы. Местное сообщество заинтересовалось выгодами, которые сулили новые пути сообщений. Отставной штаб-ротмистр Студзинский обратился в почтовый департамент страны с просьбой разрешить ему учредить и содержать вольную почту по трактату Москва-Харьков. Департамент был не против инициативы предприимчивого ротмистра. Другому штаб-ротмистру – Семенову в ноябре 1845 года дозволили «учредить дилижансы в виде тарантасов» на собственных лошадях и лошадях вольной почты на маршруте Москва-Орел-Харьков. Уже в октябре 1847 года Сенат Российской империи издал указ об учреждении дорожного сбора на вновь открытом шоссе между Тулой и Орлом. Движение на этом участке официально открылось 1 ноября 1847 г.
9 марта 1848 г. Николай I издал указ «Об устройстве шоссе между Орлом и Курском», аналогичный указ о начале работ на участке Курск-Харьков был подписан императором 7 апреля 1852 г.
Дорога была закончена в 1858 году – открылось регулярное пассажирское движение по маршруту Москва-Харьков. Протяженность дороги составляла 739 километров, ширина земляного полотна – от 5,5 до 8 метров.
В 1907-1914 гг. были проведены работы по улучшению шоссе Москва-Харьков: земляное полотно расширено до 13,5 метра, проезжая часть – до 5,5 метра. Покрытие было щебеночным на песчаном основании глубиной от 5 до 15 сантиметров. Сделанное позволило круглогодично осуществлять перевозки грузов гужевым и автомобильным транспортом, что сыграло решающую роль во время событий первой мировой и гражданской войн.
Дорога в молодом советском государстве
В 1923 году Подольско-Харьковское шоссе стало дорогой государственного назначения. По отчетам 1923-1924 гг., на всем протяжении оно было «покрыто каменной одеждой», мосты – деревянные. В 1929 году дорога Москва-Харьков входит в состав Главного управления шоссейных дорог Народного комиссариата внутренних дел СССР.
Интерес к автомобильной и тракторной технике и к новостям дорожного строительства постоянно рос, молодежь мечтала владеть собственным мотоциклом. Общественное движение в поддержку развития отечественного автомобилестроения обрело организованные формы с созданием в 1928 году Автодора. Одновременно стал выходить журнал «За рулем». Строительство автозаводов, новых шоссейных дорог позволило значительно повысить удельный вес автомобильных перевозок в общем грузообороте.
В соответствии с решением XVIII съезда ВКП(б) «Об ускорении перевода грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт» в составе Главного управления шоссейных дорог НКВД было образовано Управление дороги Москва-Харьков – история управления началась 1 января 1938 г. Для содержания дороги было создано семь ДЭУ, в каждом образовано 3-4 дорожных ремонтных пункта (ДРП), а те, в свою очередь, делились на ремонтерские обходы длиной 7-9 километров.
У дорожников ремонтером именовался рабочий, имевший конную повозку, на которой он ежедневно перевозил материал для устранения повреждений на шоссе. 80% работ выполнялись вручную – труд дорожника был исключительно тяжелым.
До 1 октября 1939 г. управление автодороги Москва-Харьков располагалось в Курске, а затем перенесено в Подольск. Состояние дороги и ее пропускная способность явно не удовлетворяли возрастающей интенсивности движения. Был подготовлен план замены всех мостов на железобетонные, а еще в плане было строительство в Орле здания управления и зданий линейной дорожной службы на всем протяжении трассы, жилья для дорожников.
Испытания войной
В годы Великой Отечественной войны управлением дороги Москва – Харьков руководил Михаил Михайлович Гиндин. С 1943 года он носил на погонах капитанские звездочки, и только в мае 1948 года ему было присвоено звание майора. В то трудное время Михаил Гиндин был настоящим капитаном фронтовой магистрали. В первые дни войны из отпусков отозваны все сотрудники. В связи с призывом в Красную Армию освободили от должности инженеров, механиков, шоферов. Их место заняли женщины, которым предстояло вынести все тяготы страшной войны. В связи с объявлением военного положения 24 июня был создан аварийно-восстановительный отряд (его возглавил Алексеев), все дороги и мосты взяты под особый контроль. 3 октября, когда фашисты уже ворвались в Орел, из города эвакуировался располагавшийся здесь 908-й дорожно-эксплуатационный участок.
17 октября 1941 г. управление дороги переводится из Подольска в село Петровск на трассе Москва – Ярославль. Документы, которые невозможно вывезти в оперативном порядке, подлежали немедленному уничтожению. Туда же в Петровск, были эвакуированы дорожные мастерские из оккупированного фашистами Курска – 7 октября из города отправилась колонна из 10 автомашин с 25 сотрудниками и оборудованием. Эти станки и механизмы как нельзя, кстати, оказались в первую военную зиму – они стали основной производственной базой управления в эвакуации. В конце октября в Петровск был переведен 907-й дорожно-эксплуатационный участок из Тулы – на подступах к городу уже развернулись ожесточенные бои, затем был эвакуирован участок и аппарат Управления из самого Подольска. На обслуживание были переданы другие дороги. А для содержания и ремонта дороги Москва-Харьков на перегоне Москва-граница фронта осталась оперативная группа управления, которая работала совместно с коллективом Военной автомобильной дороги №11. Да и сама дорога Москва-Харьков была передана из ведения НКВД в соответствующий главк Красной Армии, получила статус военной автомобильной дороги и вошла в состав Центрального фронта.
Однако уже через два месяца, после контрнаступления Красной Армии под Москвой, начался обратный процесс. 30 декабря 1941 г. начальник Мценского 911 ДЭУ М.Е.Левин получил приказ выехать к месту основной работы для организации «дистанционной службы на дороге Москва – Харьков». Еще через полтора месяца аппарат Управления вернулся в Подольск. Организация официально стала называться Управление дороги Москва – Харьков. В начале следующего, 1943 года в Курске началось восстановление дорожно-эксплуатационной службы 909 ДЭУ, затем Белгородского 910 ДЭУ, а в августе – Орловского 908 ДЭУ под управлением М.Е.Левина. Таким образом, коллектив Управления организовал работу по восстановлению разрушенного дорожного полотна и искусственных сооружений, по обеспечению бесперебойного автодвижения на освобождавшихся территориях. Вводились в эксплуатацию и новые объекты. Так, в феврале 1943 года состоялось торжественное открытие моста через реку Оку в районе Серпухова. Военные дорожники в 1942 и 1943 гг. были удостоены благодарностей командующего Центральным фронтом. В конце июля 1943 года были организованы занятия по повышению квалификации дорожных мастеров, бригадное обучение плотников, представителей других профессий.
В марте 1944 года полностью освобожденная дорога была снова передана в ведение Главного управления шоссейных дорог НКВД СССР. Для восстановления разрушенных во время войны автомобильных трасс с сентября 1945 года в СССР стало прибывать из европейских стран трофейное имущество – для его оценки в управлении была создана специальная комиссия. Тогда же в структуре Упрдора началось строительство нескольких лагерей для военнопленных с тем расчетом, что эта рабочая сила будет использоваться при восстановлении и реконструкции шоссе, на заготовке материалов.
Дальнейшее развитие автомобильной магистрали
Летом Совнарком принял постановление о реконструкции автомобильной дороги Москва – Харьков – Симферополь – Ялта в период 1945–1950 годов. В результате проезжая часть была расширена до семи метров, положен слой асфальта, деревянные сооружения заменены на бетонные и железобетонные.
Постепенно стал меняться и пейзаж вокруг дороги: началось масштабное благоустройство и оформление дороги новыми знаками, элементами малой архитектуры, зелеными насаждениями. Вдоль трассы выросли станции техобслуживания, бензоколонки, гостиницы. Реконструкция завершилась досрочно в 1949 году и была отмечена автопробегом колонны автобусов Москва-Симферополь-Москва. В 1950 году Управление автодороги Москва-Харьков было переведено в Орел, а с 1954 года передислоцировано на улицу Комсомольскую, д. 15.
Последующие годы отмечены строительством радиальных автодорог, которые позже (с 1970 по 2000 гг.) были приняты на баланс Управления автодороги Москва-Харьков. По решению Н.С.Хрущева трасса Киев-Москва должна была непременно пройти через его родное село. В результате тяжелейшего строительства через возвышенности, овраги и балки, поля и болота в 1961 году родилась бетонная дорога Тросна-Лемеши (в настоящее время А-142 Тросна-Калиновка). Согласно государственному плану 30 декабря 1969 г. завершено строительство дороги Р-298 Курск – Воронеж. Кроме того, в 60-ые годы построена дорога Р-119 Орел – Ливны – Елец –Липецк – Тамбов (в начале двухтысячных годов она была принята на баланс ФКУ Упрдор Москва-Харьков).
В 1969 году в составе Упрдора была образована Служба организации движения (СОД). Она выполняла функции сокращения интенсивности движения грузового транспорта путем попутной загрузки порожних автомобилей, а также организации безопасности дорожного движения и снижения аварийности совместно с органами ГАИ. С помощью СОД были построены станции технического обслуживания во Мценске и в поселке Малахово Тульской области, здания автовокзалов в Плавске и Фатеже. СОД впервые в России на автодороге Москва-Харьков внедрила горизонтальную разметку дороги, установила дополнительно пять с половиной тысяч дорожных знаков и информационных панно. Основным препятствием для интенсивного движения по магистралям являлись города и большие поселки, через которые проходила дорога. В них резко снижалась скорость движения, росла аварийность, нарушалась экология городов. Выход из положения – строительство объездных дорог. Так, в период 1961–1968 годов построены и введены в эксплуатацию обходы городов Подольска, Серпухова, Курска, а до 1984 года еще построены объездные Тулы, Щекино, Мценска, Орла, Белгорода. В 1976 году построен обход города Обоянь в Курской области, в 1999 году – обход Кром в Орловской области. В 1972 году в Орле прошло Всесоюзное совещание по безопасности движения с представителями отраслевых министерств от всех республик СССР. Положительный опыт по организации безопасного дорожного движения Упрдора Москва-Харьков был взят на вооружение ГУ ГАИ СССР, к которому перешли функции организации движения.
В 1972 году началось строительство скоростной магистрали МКАД – Серпухов –Тула, завершившееся в 2007 году. Для обеспечения всех производственных предприятий проектной документацией создано ПСБ – проектно-сметное бюро. Повсеместно внедрялись новые технологии того времени: бригадный подряд и хозрасчет. Эти меры позволили подготовить автодорогу к Олимпиаде-80, так как именно по ней проходила эстафета олимпийского огня. В 1981 году для обеспечения безопасности дорожного движения, а также своевременной помощи пострадавшим при ДТП на сети подведомственных Управлению автодорог была введена в эксплуатацию технологическая связь, соединяющая усилия транспортников, Госавтоинспекции, медицинских и дорожных работников, что позволяло своевременно реагировать на дорожную обстановку. К перестроечному периоду Упрдор подошел с хорошими показателями и выполнял все возложенные на него обязательства. Развал СССР подорвал экономику страны: рвались налаженные связи, прекращалось финансирование, рушились целые отрасли. Правовой основой для создания нового механизма финансирования дорожного строительства стал принятый в 1991 году Закон «О дорожных фондах». Финансирование автодорог федеральной собственности,к которым относится Москва – Харьков, осуществлялось Федеральным дорожным фондом Российской Федерации. Кроме того, в 1994 году произошли преобразования в структуре всего автодорожного управления. Государственное предприятие «Управление автодороги Москва – Харьков» было реорганизовано: на базе аппарата управления создана дирекция автодороги Москва-Харьков, а вместо структурных подразделений ДРСУ были образованы государственные унитарные предприятия. Была принята президентская программа «Дороги России» на 1995–2000 гг., составной частью которой явилась подпрограмма «Модернизация автомобильной дороги Москва – Харьков». Она предусматривала доведение магистрали до международных стандартов: 13-метровой проезжей части, перестройки сооружений и самого полотна под растущие нагрузки и современные требования. В 1999 году дирекцию переименовали в Государственное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва – Харьков». Назначен новый начальник – Недялков Сергей Любомирович, который вот уже на протяжении 24 лет является руководителем учреждения. Была также проведена реорганизация двенадцати ДРСУ в девять ФГУ ДЭП. С их помощью реконструировали северный подход к Туле, обход Тулы и Щекино, построили производственные базы в Щекино, Выползово, Кромах и Дерюгино.
В 2002–2003 гг. наметился рост объемов ремонта дорог и мостов, а с 2005-го началось постепенное увеличение финансирования. Появился рынок подрядных и мостовых организаций, которым в долгосрочную аренду была передана новая техника. Стали осваиваться новые технологии и материалы. Все эти меры привели к повышению качества ремонта и строительства, продлению сроков службы дорожного покрытия, мостовых и других сооружений.
За десятилетие с 2010 по 2021 гг. ФКУ Упрдор Москва-Харьков было введено в эксплуатацию 2763 километра дорог, из них порядка тысячи километров капитально отремонтированы, на остальных проведен ремонт. На нескольких объектах выполнены сложные работы.
С двухгодичным опережением в 2014 году построен одиннадцатикилометровый обход г. Фатеж на участке с 475 км по 484 км автодороги М-2 «Крым» в Курской области.
В 2016 году произошло еще одно знаковое событие – в Тульской области введен в эксплуатацию обход населенного пункта Крюковка на автодороге Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел.
Построенный обход Крюковки в Тульской области
В 2019 году завершена реконструкция автомобильной дороги Р-298 «Курск-Воронеж-автомобильная дорога «Каспий» (н.п. Листопадовка - н.п. Новомакарово) в Воронежской области.
Строительство объездных дорог было продиктовано временем. Решилась очень важная социальная задача с выводом транзитного трафика из города и населенных пунктов, обеспечивалась безопасность жителей, снижалась транспортная нагрузка на региональные дороги, сокращалось время в пути для автомобилистов.
Кроме того, за десятилетие (с 2010 по 2021 гг.) выполнен капремонт на 31 искусственном сооружении. Многие объекты являлись ключевыми для миллионов пользователей автодорог. Так, в рамках программы реконструкции ремонтонепригодных мостов в Тульской, Орловской, Курской областях получили «вторую жизнь» значимые мостовые переходы через реки Упа, Песочня, Плава, Неполодь, Фатеж, Обоянка, Бычки, Любаж, а также путепровод через железную дорогу на 261 км трассы М-2 «Крым». Когда-то старые и аварийные, они превратились в современные, надежные сооружения, способные справиться с нормативными нагрузками и обеспечить необходимую пропускную способность.
Одной из приоритетных задач в деятельности ФКУ Упрдор Москва-Харьков является обеспечение безопасного проезда для миллионов пользователей. Реализация комплекса мер, направленных на снижение уровня аварийности, проводится каждый год и дает положительные результаты. С 2012 по 2020 гг. построены сотни километров линий электроосвещения, на особенно оживленных участках автодорог, проходящих через населенные пункты с высокой интенсивностью как автомобильного, так и пешеходного движения, возведено одиннадцать надземных пешеходных переходов. Сооружения оборудованы пандусами и подъемными платформами для передвижения лиц с ограниченными физическими способностями.
Построенный надземный пешеходный переход на автодороге Р-132 «Золотое кольцо»
В последние годы ФКУ Упрдор Москва-Харьков реализует проекты капремонтов с расширением проезжей части самых оживленных участков федеральных трасс и разделением транспортных потоков на них барьерным ограждением.
В период с 2017 по 2018 годы выполнен капремонт подъездной автодороги А-134 к г. Воронежу. Количество полос движения увеличилось с двух до трех в каждом направлении, значительно сократилось расстояние и время в пути, повысилась транспортная доступность столицы Черноземья – Воронежа, дан новый импульс развитию экономики и жизни региона в целом.
В 2020 году в Горшеченском районе Курской области в рамках капремонта четырехполосным стал 11-километровый отрезок трассы Р-298 Курск-Воронеж. В этом же году увеличилась проезжая часть скоростного участка автомагистрали М-2 «Крым» со 131 км по 156 км – сейчас он единственный в Тульской области с шестью полосами движения (по три в каждом направлении).
Участок автодороги Р-298 Курск-Воронеж км 133-км 144
В 77-ую годовщину Прохоровского танкового сражения, в 2020 году, состоялось торжественное открытие после капитального ремонта подъездной дороги от М-2 «Крым» к музею-заповеднику «Прохоровское поле». С четырьмя полосами движения, современная, удобная, безопасная она является визитной карточкой Белгородской области, обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки во внутриобластном и межрегиональном сообщении, а также входит в известный туристический маршрут и остается единственным подъездом к музею-заповеднику от трассы М-2 «Крым».
Подъезд к музею-заповеднику «Прохоровское поле»
В сентябре 2021 года открыто движение на обходе Курска, который был построен в период с 1961 по 1968 гг. по нормативам II технической категории. Обход Курска входит в состав автомагистрали М-2 «Крым» – важнейшей транспортной артерии, являющейся частью европейского маршрута и соединяющей Москву с крупными городами Центральной России. После капремонта четырехполосный участок с разделительным барьерным ограждением обеспечил максимальную пропускную способность, которая возросла в два раза – до 42 тыс. автомобилей в сутки.
Обход Курска на автодороге М-2 «Крым»
В 2022 году количество полос движения увеличилось на 66 километрах автодорог, транспортные потоки разделены барьерным ограждением.
Введено в эксплуатацию 8 км трассы М-2 «Крым» в Ленинском районе Тульской области (км 162-км 170). Здесь устроены четыре полосы движения, ширина проезжей части составила 14 м, для исключения аварийно-опасных левых поворотов построены две разворотные петли.
Масштабные работы на нескольких участках трасс М-2 «Крым» и Р-298 Курск-Воронеж прошли и в Курской области.
До четырех полос расширен участок М-2 «Крым» км 598-км 603 от обхода Обояни до границы с Белгородской областью и Р-298 Курск-Воронеж км 9-км 22.
Четыре полосы движения появились на участке км 638-км 652 М-2 «Крым», в Яковлевском районе Белгородской области. Для исключения левых поворотов на съездах построены четыре полукольцевые развязки.
На участке км 455-км 465 автодороги Р-22 «Каспий» автомобильная дорога М-4 «Дон» – Тамбов – Волгоград – Астрахань, подъезд к г. Саратов, расположенном на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области,также завершился капитальный ремонт, в рамках которого проезжая часть получила две дополнительные полосы движения.
Своеобразной визитной карточкой Липецкой области является подъездная дорога А-133 от трассы М-4 «Дон» к областному центру. В середине 50-х годов прошлого века был простроен участок Хлевное-Липецк, а в конце 1990-х годов ввели в эксплуатацию обход села Боринское. В связи с интенсивным развитием региона, открытием особой экономической зоны «Липецк», возросла транспортная нагрузка на дорожную сеть, прежде всего, федеральную. Поэтому было принято решение о проведении капремонта наиболее загруженного отрезка трассы А-133 км 34 – км 49. Капремонт также завершился в 2022 году, участок стал четырехполосным.
Участок дороги А-133 в Липецкой области
В 2022 году дополнительные полосы движения появились сразу на нескольких искусственных сооружениях на трассе М-2 «Крым». В Тульской области четырехполосным стали мост через реку Нюховка, а также два путепровода в Белгородской и Курской областях на 677 км и 535 км. В Липецкой области завершен капремонт моста через суходол на 48-ом км автодороги А-133.
Работа, направленная на увеличение количества полос, не останавливается и сейчас, активно набирая обороты. В перспективе до 2024 года в четырехполосное исполнение будут переведены 143 км федеральных трасс в шести регионах ЦФО.
Проводится работа по передаче региональных дорог в федеральную собственность, разрабатываются планы по улучшению их транспортно-эксплуатационного состояния. Всего с 2020 года на баланс учреждения принято более 508 километров дорог в Белгородской, Курской и Воронежской областях.
Один из масштабных проектов, который дорожники готовы воплотить в жизнь в ближайшие несколько лет – строительство обхода Орла, его с нетерпением ждут и грузоперевозчики, и местные жители. В настоящее время в стадии разработки находится проект, сами работы планируется реализовать до 2028 года. Предполагается, что новая дорога соединит две федеральные трассы М-2 «Крым» и Р-120 Орел-Брянск-Смоленск. Для региона проект действительно масштабный и значимый. За черты города выведется значительная часть транзитного транспорта, это позволит разгрузить Карачевскую улицу и переулок Маслозаводской. В свою, очередь, улучшится экологическая обстановка, будут ликвидированы «узкие места», сократятся транспортные издержки и время в пути, повысится инвестиционная привлекательность Орловской области.
Сегодня федеральное казенное учреждение «Управление магистрали Москва-Харьков» – организация современного типа, использующая богатый опыт, накопленные знания и новые технологии управления дорожным хозяйством. На балансе учреждения находится 2504,455 км федеральных автодорог, расположенных на территории Тульской, Орловской, Курской, Белгородской, Воронежской и Липецкой областей.