Авиационно-транспортный колледж (СПбГУ ГА АТК) 50 лет на высоте профессиональных стандартов
В 2022 году исполняется 50 лет авиационно-транспортному колледжу федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».
За полвека колледж подготовил более 18 тысяч специалистов для организаций гражданской авиации.
В феврале 1972 года по инициативе и поддержке Министра гражданской авиации СССР Б.П. Бугаева и при активном участии члена коллегии МГА СССР Б.Е. Панюкова, было принято решение, оформленное приказом Министра
от 23 февраля 1972 года № 61 о создании Ленинградского авиационного технического училища гражданской авиации (ЛАТУ ГА).
Создание ЛАТУ ГА было связано с производственной необходимостью:
в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века услуги гражданской авиации стали доступны практически любому жителю Советского Союза и воздушные перевозки носили массовый характер, а процесс наземного обслуживания занимал продолжительное время, что вызывало определенные неудобства и скопление пассажиров в аэровокзалах и аэропортах. Авиация вышла на новый этап развития. Ей требовались специалисты, которые могли бы качественно обслуживать авиапассажиров: начальники смен, диспетчеры и другие специалисты службы организации перевозок.
Высшее Авиационное училище гражданской авиации в это время перебазировалось в Авиагородок. Освобождающиеся площади было решено предоставить новому учебному заведению. Это здание имеет свою интересную историю. Одним из его владельцев был Антон Степанович Апраксин. Можно сказать, что именно с этого человека, мецената, коммерсанта и изобретателя, началась «авиационная» история здания. Отличаясь скромностью, граничащей со скупостью, Апраксин тем не менее без счета тратил деньги на сооружение новых аэростатов и опыты с ними. Он первым применил микроскоп для изучения структуры оболочек воздушных шаров, исследовал специальные покрытия, препятствующие диффузии газа через ткань. Но главным изобретением графа Апраксина стал комбинированный аэростат с двумя баллонами: один с легким газом, другой — наполненный теплым воздухом. Только неожиданная смерть графа остановила эксперименты. Дальнейшая судьба недостроенного аэростата не ясна. Научные журналы того времени писали, что наследники графа прекратили все начатые им опыты, а его аппараты подарили парижскому воздухоплавательному парку. Несмотря на то, что испытания не были доведены до конца, идеи Апраксины были верными. Именно такие комбинированные аэростаты, позволили человечеству предпринять сверхдальние полеты и совершить первый полет вокруг Земли.
1 сентября 1972 года Ленинградское авиационное техническое училище гражданской авиации приступило к подготовке авиационных кадров среднего звена по специальности «Организация авиационных перевозок» с присвоением выпускникам квалификации «техник-технолог». А в 1994 году здесь начали обучать курсантов и по специальности «Управление движением воздушного транспорта». Они получали квалификацию «диспетчер». Эта профессия, наряду с профессией летчика, - одна из наиболее ответственных в гражданской авиации. Диспетчер должен обладать обширными знаниями: иметь практические навыки работы
с экипажами воздушных судов, помнить множество документов и инструкций, владеть профессиональным английским языком.
В 2000 году приказом Министерства транспорта Российской Федерации
от 17 октября 2000 года Санкт-Петербургскому авиационно-транспортному колледжу гражданской авиации было торжественно присвоено имя дважды Героя Советского Союза главного маршала авиации А. А. Новикова. В учебном корпусе была установлена мемориальная доска с барельефом А. А. Новикова и памятной надписью.
В начале нулевых, в связи с реформой образования и различными изменениями в отрасли, многие учебные заведения
были реорганизованы. Приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации
от 20.03.2009 г. № 115/к на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 г. № 827-р в связи
с реорганизацией Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова
ыло присоединено к федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» в качестве структурного подразделения
«Авиационно-транспортный колледж» (АТК).
Сегодня Авиационно-транспортный колледж осуществляет подготовку свыше 1300 курсантов по основным программам среднего профессионального
образования – программам подготовки специалистов среднего звена по очной
и заочной формам обучения по трем специальностям (организация перевозок
и управление на транспорте, управление движением воздушного транспорта, сервис на транспорте).
80% выпускников Авиационно-транспортного колледжа работает по освоенным профессиям.
Многие из них продолжают совершенствовать свои знания и обучаются в высших учебных заведениях страны.
Уровень подготовки выпускников АТК – это визитная карточка аэропортов
и авиакомпаний России. Выпускники колледжа работают в центральном аппарате
и территориальных управлениях Федерального агентства воздушного транспорта, занимают руководящие должности в филиалах ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», аэропортах и авиакомпаниях России, зарубежных авиапредприятиях. А некоторые из бывших курсантов колледжа, получив бесценный опыт практической работы, возвращаются в альма-матер в качестве преподавателей. Сейчас
в преподавательском составе АТК 16 выпускников ЛАТУ ГА-АТК, которые передают курсантам свой богатый практический опыт.