Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Начало большой истории
Международный аэропорт Краснодар образован в составе Краснодарского объединенного авиаотряда в 1932 году. В этот же год неподалеку от центральной усадьбы совхоза «Пашковский» приземлилось семь самолетов ПО-2 авиационного общества по борьбе с вредителями (ОБВ). В конце 1932 года ОБВ было реорганизовано, и на его основе была создана Пашковская авиабаза, которая в конце 1933 перебазировалась на аэродром нынешнего аэропорта Краснодар.
В 1934 году авиабаза реорганизована в 218 Пашковский авиаотряд спецприменения ГВФ (Гражданский воздушный флот). Значительная часть самолетов По-2 была переоборудована под пассажирские. Перевозка пассажиров осуществлялась по расписанию из Краснодара в Майкоп, Сочи, Анапу и т.д. В военные годы самолеты особой эскадрильи Краснодарского авиапредприятия доставляли на фронт боеприпасы, горюче-смазочные материалы, эвакуировали раненых.
В 1984 году была введена в эксплуатацию вторая бетонированная взлетно-посадочная полоса.
В 1993 году Краснодарский объединенный авиаотряд Северо-Кавказского управления гражданской авиации был преобразован в ОАО «Авиационные линии Кубани», в состав которого входили авиакомпания и аэропорт.
В 2006 году ОАО «Авиационные линии Кубани» реорганизовано путем выделения из него двух структур: ОАО «Международный аэропорт Краснодар» и ОАО «Территориальное агентство воздушных сообщений Кубань». Днем рождения Международного аэропорта Краснодар принята дата 20 декабря.
31 мая 2019 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 246 «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством». Международному аэропорту Краснодар присвоено имя Екатерины II. В рамках реализации проекта по присвоению имен аэропортам в летней зоне аэровокзала была установлена скульптура Екатерины II.
Развитие инфраструктуры
Закон жизни – после войны и разрухи все уцелевшее начинает развиваться и процветать. Для краснодарского аэропорта с небольшими паузами на безвременье 90-х и прочие мелкие подножки истории, это время продолжается. Но особенно «благословенное» время, объединившее в себе ренессанс, бурное развитие и превращение в авиационное Эльдорадо – период с 1952 по 1982 год. В первую очередь, это было связано с резким обновлением парка воздушных судов как в Краснодаре, так и во всем аэрофлоте. Больше новых совершенных судов, сначала таких как Ли-2, а затем уж Ил-14, Ил-18, Ан-24 и Як-40 – больше направлений. Краевой центр оказался связан авиалиниями со всеми республиканскими и региональными центрами Советского Союза.
Но в начале 50-х это был маленький аэропорт без адекватной взлетной полосы, рулежек и мест стоянки. Единственный клочок асфальта предназначался для пассажиров, куда также привозили грузы и почту. Говорят, что раньше люди были стойкими, неприхотливыми – кремень, а не люди. Гвозди из таких делать можно! Иначе не описать те муки, с которыми они сталкивались, добираясь до аэропорта. Грузовик без тента с досками вместо сидений и маленький автобус – на тот момент регулярный транспорт, который довозил до аэропорта. Учитывая, что сейчас аэропорт расположен в городской черте, а в те годы и город был меньше, и Пашковская была самостоятельной станицей, а не микрорайоном. До самолетов люди ходили пешком, что осложняло жизнь в ненастную погоду. Только в середине 60-х из города в аэропорт была проложена асфальтовая дорога, по которой было запущено регулярное автобусное сообщение, дополненное маршрутным такси.
Вот так выглядела Привокзальная площадь в 1960-м году. Справа пока еще единственный терминал (ныне здесь обслуживают международные направления).
Но дорога была не единственным новшеством, а лишь тропой к уже готовым и готовящимся совершенствованиям аэрогавани. 10 ноября 1959 г. введено в эксплуатацию новое двухэтажное здание пассажирского терминала, построенное по типовому проекту. В 1960-м была построена взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием протяженностью 1800 метров. Одновременно были сооружены рулежные дорожки и стоянки для самолетов. Примерно в то же время построили гостиницу и детскую комнату в здании аэровокзала. А несколькими годами позже в эксплуатацию вошел коммерческий склад отдела авиаперевозок – просторное помещение, где можно было разместить экстренно отправляемые и получаемые грузы.
1968-й год стал эпохальным для города – Краснодар впервые превысил миллионный пассажиропоток. Возросший объем перевозок и уровень технического оснащения позволили присвоить аэропорту I класс.
Изменилась еще одна очень важная деталь, авиация стала доступнее, а люди начали воспринимать самолет как обыкновенный транспорт. Конечно, людей, которые воспринимали бы воздушное судно как стальное чудо, которое летит по небу и почему-то не хлопает железными крыльями почти не осталось, но факт в том, что самолетам начали доверять простые граждане. Поэтому Ил-18, чьи первые борта приземлялись в Кубанской столице полупустыми, вскоре они были заполнены под завязку. Перед авиагаванью была поставлена задача обеспечит пропуск пассажиров с двух до пяти-семи тысяч пассажиров ежедневно. Практически каждые пять минут аэропорт принимал или отправлял воздушное судно. Численный состав группы рос, развивался и сам аэропорт.
Ил-18 - самолет эпоха. Пассажиры кричали «Ура!» и поднимались на борт авиалайнера. Стоит обратить внимание на то, как и в какой близости от терминала происходит посадка пассажиров.
В 1969-м году был построен второй аэровокзал союзного значения. Сейчас он известен как Терминал-1 внутренних линий - тот самый, с летним двориком, памятником Екатерине II. Более возрастной терминал (Терминал-2 международных линий) обслуживал местные линии, то есть рейсы на аэродромы края и в ближайшие областные центры. Тогда же для доставки пассажиров к воздушным судам начали использовать специальные автобусы, появился цех бортового питания, а количество трапов значительно увеличилось.
Доставка пассажиров к воздушному судну осуществлялась на таком интересном виде транспорта, именуемом автопоездом.
Новый терминал (ныне обслуживает только внутренние направления)
Чтобы принимать воздушных гигантов вроде Ту-154, Як-42 или Ил-76 необходимо было удлинить взлетно-посадочную полосу, что и было сделано в 1973 году. Дополнительные 400 метров позволили решить проблему, но только на время. Растущие объемы пассажиров и грузов требовали решительных действий и новой полосы. Все бы ничего, деньги были, и для авиапредприятия, приносившего в год 8 миллионов рублей, найти их было не проблемой. Но проблемы преподнесла сама природа. Оказалось, что грунт слишком ненадежный, подземные воды выходят практически на самую поверхность, так что о строительство ВПП не могло быть и речи. Доходило даже до предложений о переносе воздушной гавани в другой район. Но руководство во главе с Н.М Мостовым сохранило аэропорт на старом месте. А чтобы подземные воды не причиняли проблем, был насыпан большой слой грунта с уплотненным гравием, на который настлали бетон. И 30 декабря 1982 г. в 11:25 на новую полосу приземлился первый Ту-154.
Ту-154, или, как ее ласково называют летчики «Тушка» украшает своим присутствием дождливый промозглый день в краснодарском аэропорту.
В конце 60-х – начале 70-х аэропорт начал приобретать свой привычный вид. Вырос символ аэропорта - вышка командно-диспетчерского пункта с примыкающим трехэтажным центром управления полетами. Площадь перед аэродромом, которая больше напоминала двор с камерой хранения посередине была закатана в асфальт и в аэропорт начал ходить троллейбус.
Вид с аэродрома
Вид на привокзальную площадь с высоты вышки КДП
Аэродром обрастал аэродромной техникой, в том числе специальной, для борьбы с последствиями непогоды в зимний период, что раньше было редкостью для южного аэропорта. А одну из них разработал сотрудник аэродромной службы Николай Филатов. Его универсальная установка, оснащенная реактивным двигателем, растапливала и одновременно сдувала ледяную корку, оставляя за собой высушенную чистую поверхность. Со временем, ноу-хау пригодилось многим аэропортам нашей страны.
Следующая планка пассажиропотока была преодолена в 1985 году. Аэропорт впервые преодолел планку в два миллиона пассажиров. Воздушное пространство бороздили Ту-134, Ту-154, Як-40. К 1989 году, когда аэропорт ежесуточно обслуживал 8-9 тысяч пассажиров, планировалось начать перевозки на широкофюзеляжном Ил-86. К тому же росли грузовые перевозки, особенно в Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток.
Редкое фото, запечатлевшее одновременно снегопад, Як-40 и терминал
В 2014 году в терминалах внутренних и международных авиалиний расширены зоны досмотра при входах в аэровокзал и в залы ожидания вылета. Увеличено количество стоек регистрации, посадочных мест для ожидающих вылета или регистрации пассажиров, введена в эксплуатацию новая багажная система. В аэровокзале появились детские площадки.
Новая история. Предолимпийская
В феврале 2014 года завершена реконструкция сектора международных воздушных линий. Пропускная способность терминала возросла более чем в три раза - с 200 до 700 пассажиров в час. Также в начале 2014 года решением Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Международного авиационного комитета Краснодарскому аэропорту в Сертификат №033 А-М аэродрома Краснодар внесены изменения в ограничениях по эксплуатации аэродрома в связи с вводом после реконструкции рулежной дорожки и введением временной ИВПП длиной 2400 метров.Благодаря чему, пропускная способность увеличилась в два раза.
Сразу после реконструкции Международного терминала, в аэропорту Краснодар стартовала модернизация терминала внутренних линий. После завершения его пропускная способность увеличилась в два раза - до 1000 пассажиров в час. Расширены зоны регистрации, прохождения предполетного досмотра и выхода на посадку, залы прилета и выдачи багажа. В результате площадь внутреннего терминала увеличилась на 3 200 кв. м. Соответственно, в зале увеличилось количество стоек регистрации – до 16, интроскопов – до 11, в багажных отделениях установлены три карусельные багажные системы.
Опыт по реконструкции Международного аэропорта Краснодар признан экспертами информационно-аналитического агентства «Авиапорт» самым успешным среди проектов модернизации типовых аэропортов «советского наследия».
В 2015 году завершена реконструкция привокзальной площади аэропорта. В ее ходе здания терминалов были окрашены в благородный серый цвет. На фасадах установлены вывески с названием аэропорта и обозначением терминалов: «Терминал 1» - для внутренних авиалиний, «Terminal 2» - для международных авиалиний и «Терминал 3» - для VIP-терминала. Также на вывесках появилось историческое название аэропорта «Пашковский». Вывески установлены как со стороны привокзальной площади, так и со стороны перрона. Они желтого, хорошо различимого цвета, а в темное время суток подсвечиваются. Вблизи терминалов размещены новые навигационные стенды с основной информацией для пассажиров о расположении объектов на территории аэропорта. Завершены работы по обустройству парковки на привокзальной площади. Обновлена разметка, установлены специальные столбики, разграничивающие транспортные потоки. Также в 2015 году выполнены работы по благоустройству торговой зоны в районе остановок общественного транспорта - возведен новый торговый ряд, помещения которого выполнены в едином стиле.
15 июня 2017 г. состоялось торжественное открытие новой взлетно-посадочной полосы. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Краснодарского края В.Кондратьев, мэр города Краснодара Е.Первышов. В 11:58 на новую полосу совершил посадку самолет Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот», прибывший из Москвы. Длина новой взлетно-посадочной полосы составляет 3000 м, ширина – 60 м. Она имеет бетонное покрытие, соответствующее всем технологических нормам и требованиям. С завершением реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропорт Краснодар может обслуживать до 20 взлетно-посадочных операций в час (ранее - 9), а также принимать воздушные суда большей вместимости, что, в свою очередь, позволит расширить географию полетов. После ввода в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы магистральная рулежная дорожка будет закрыта на реконструкцию. В дальнейшем она будет выполнять свою прежнюю функцию.
В апреле 2020 года в Международном аэропорту Краснодар завершился ремонт помещений VIP-терминала. В ходе реализации современного дизайн-проекта изменения коснулись зала ожидания, переговорной комнаты и технических помещений. Для комфортного пребывания пассажиров было увеличено количество посадочных мест. На территории обновленного VIP-терминала Международного аэропорта Краснодар модернизирован фонтан, для пассажиров создана дополнительная зона отдыха – веранда.
18 августа 2020 г. запущен в работу новый бизнес-зал аэропорта площадью 450 метром на 113 посадочных мест. Зал предназначен для обслуживания частолетающих пассажиров и обладателей карт программы лояльности авиакомпаний, а также Priority pass. К услугам пассажиров доступны следующие услуги: питание по системе «Шведский стол», душевая комната, спутниковое ТВ, wi-fi, игровая приставка Sony Play Station.
Инновации
Одно из ключевых направлений развития аэропортов сети - внедрение инноваций. Аэропорты ежегодно внедряют новые технологии для оптимизации производственных процессов и комфортного пребывания пассажиров. С 2016 года успешно реализуется программа самостоятельной регистрации на рейсы, которая предусматривает прохождение предполетных формальностей с помощью киосков, онлайн-сервисов или специальных устройств mobile check-in. На сегодняшний день в Международном аэропорту Краснодар установлено 2 киоска саморегистрации.
Помимо этого, с недавнего времени Международный аэропорт Краснодар приступил к обслуживанию пассажиров по электронным посадочным талонам. Теперь достаточно предъявить проездной документ на экране телефона. C февраля аэропорт оказывает услугу по самостоятельной сдаче багажа на пять авиакомпаний Utair, Алроса, Redwings, Smartavia и Нордстар. На стойках регистрации установлено 2 киоска самооблуживания.
Еще одно приоритетное направление аэропорта - это сервис. В аэропортах сети реализуются несколько специальных проектов Service Blue Printing и «ПС-Партнер». Они нацелены на повышение качества работы персонала аэропорта и его партнеров (арендаторы, силовые ведомства, служба клининга и другие) и позволяют обеспечить достойный уровень обслуживания на всех точках пребывания пассажиров.
Пассажиропоток
В 2007 году Министерство транспорта России включило аэропорт в число 12 узловых международных аэропортов страны. Наиболее популярными маршрутами по внутренним направлениям в Краснодар стали Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург и Сочи. Международный аэропорт Краснодар является крупнейшим аэропортом Южного федерального округа и занимает 9 место среди российских аэропортов по числу перевезенных пассажиров.
В 2021 году пассажиропоток составил рекордные 5 млн пассажиров.
Строительство нового мультимодального транспортного хаба
В 2018 году администрации Краснодарского края, Краснодара и компания оператор аэропорта подписали соглашение о строительстве транспортного комплекса, включающего аэропорт, автовокзал, ж/д вокзал. Ключевой объект — аэровокзал, который построят в 3 км от существующего.
Строительство нового терминала Международного аэропорта Краснодар является ключевым в создании мультимодального транспортного хаба, объединяющего на одной территории авиа, железнодорожные перевозки, городской и личный транспорт. За счет возможности трансфера пассажиров между видами транспорта в рамках единой территории ожидается повышение авиационной подвижности населения Краснодара и в целом края.
В мае 2022 года проект строительства нового одобрила Главгосэкспертиза России.
Он состоит из трех этапов. Первый рассчитан до 2025 года: это строительство нового терминала, служебно-технических и административных зданий, рулежных дорожек. Стоимость проекта на первом этапе в 37 млрд рублей, из которых 25 из них — частные инвестиции, остальное — средства федерального и краевого бюджетов.
Площадь нового аэровокзала в Краснодаре составит более 83 тыс. кв.м. Здание будет оборудовано десятью телетрапами. Пропускная способность аэропорта вырастет почти в два раза и достигнет 2600 пассажиров в час, а благодаря развитой инфраструктуре станет возможным обслуживание до 30 взлетно-посадочных операций в час.