Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь
Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Вологодский техникум железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» – одно из старейших образовательных учреждений среднего профессионального образования Вологодской области, ведущее свою историю с 1902 года.
В соответствии с приказом Министра путей сообщения М.И. Хилкова в связи с острой потребностью в рабочих кадрах для обслуживания Московско – Ярославско - Архангельской железной дороги в Вологде было создано техническое железнодорожное училище. Его начальником был назначен действительный статский советник Крылов А.И. В апреле 1905 года первые выпускники получили звание техника и работали машинистами и помощниками машинистов паровозов, дорожными мастерами, техниками на строительстве железнодорожных сооружений, движенцами. Училище давало хорошую практическую подготовку. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в музее техникума слесарные работы учащихся, выполненные с большим мастерством. Заметный след в истории техникума в первые годы его существования оставили педагоги Куренин В.А., Кучменко Н.П., Богоявленский В.А. За период с 1902 по 1917 год училище выпустило 276 техников.
Приказом Народного комиссариата путей сообщения СССР от 21 июля 1923 г. № 1150 среднее железнодорожное училище было преобразовано в Техникум железнодорожного транспорта с четырехлетним сроком обучения.
В 1924 году техникум был реорганизован в профшколу МПС РСФСР. В 1930 году открылся второй техникум путейской специальности, который в 1936 году влился в тягово-механический техникум и после объединения стал называться техникумом Министерства путей сообщения. В этот период активно развивалась материально-техническая база учебного заведения, формировались и отрабатывались свои методики преподавания, для обучающихся была доступна библиотека, общежитие, актовый и спортивный залы.
В связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и размещением в здании техникума военного госпиталя, летом 1941 года учебный процесс был переведен в общежитие на ул. Планерную, дом 12. В этот период студенты и преподаватели в сложнейших условиях (нехватка учебных помещений, холод в аудиториях, недостаток питания и многое другое), не только вели обучение, но и помогали предприятиям и организациям Вологодского района в погрузочно-разгрузочных работах, заготовке урожая, уходе за ранеными. В оставшееся время обучались по программам военно-допризывной подготовки, военно-телеграфного и военно-санитарного дела. По указаниям Вологодского городского военного комиссариата техникум готовил пулеметчиков-станкистов. В мастерских осуществлялись дополнительные работы по выполнению военных заказов, студенты изготовляли наконечники для лыж. В то время техникум относился к ведению Народного комиссариата путей сообщения СССР. Директорами техникума были Машинистов А.И., Железков А.Н., Серёгин А.А.
С начала войны 56 студентов и преподавателей ушли добровольцами на фронт. Среди них: Баринов П.А., Серов Н.И., Шкутов Г.В., Шапенков Л.П., Шапин П.Е., Сафутин П.М. Курышев В.Д., Рогушин Е.А., Колоколов Е.А., Хрусталёв В.М.
За проявленные мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР студент Докучаев Н. награжден Орденом Ленина посмертно. 2 мая 1945 г. 25-летний капитан Маслов Б.А., студент техникума, поставил свою роспись на Рейхстаге: «Гвардии капитан Маслов из Вологды».
В ноябре 1945 года техникуму было возвращено основное учебное здание.
В апреле 1947 года на базе Вологодского техникума МПС была организована трехгодичная школа машинистов паровозов. С 1949 года в техникуме ведется подготовка специалистов без отрыва от производства на заочном отделении. В 1958 году началась электрификация дороги. Требовались новые специалисты. В техникуме были открыты отделения «Электроснабжение», «Вагонное хозяйство», «Тепловозное хозяйство». На работу в техникум были приглашены высококлассные специалисты с производства: Чуркин А.И., Нерадовский С.Н., Ермилов Ю.А., Шемякин Г.Н., Ломакин В.Д., Васильев В.В., Гаммер 3.Л., Петров Л.Я.
В 1970–1980-е годы растет объем перевозок на железнодорожном транспорте, внедряется электротяга, проводится техническая и технологическая модернизация дорожной инфраструктуры и процессов управления, создаются информационно-вычислительные центры.
Преподаватели Сафутин В.П., Дземидович Л.В., Смирнов И.И., Бобыкин В.И., Александрова Е.А., Уланов Н.А., Цветаева М.А., Панова Т.К., Богоспасаев Ю.А., Мальцева И.Н., Бараев А.А., Панкевич О.И., Терина 3.И., Антипина Г.И., Калачева В.А., Ефимов Ф.М. давали студентам знания, позволявшие стать им востребованными специалистами. С большим уважением вспоминают преподаватели и выпускники ветеранов техникума, внесших большой вклад в учебно-методическую работу и укрепление материально-технической базы техникума. Среди них почетный железнодорожник, заслуженный учитель школы РСФСР Денисов Б.П. – директор техникума с 1955 года по 1978 год; преподаватели Рогушин Е.А., Шапин П.Е., Уланов А.Н., Гаммер З.Л., Цветкова М.А., Богоспасаев Ю.А., Александрова Е.А., Ломакин В.Д., Смирнов И.И. и др.
В 1987 году директором техникума назначен почетный железнодорожник Черняткин В.А. Именно при нем были открыты новые специальности: «Электронно-вычислительная техника» и «Строительно-дорожные машины», началось строительство пристройки к основному корпусу.
С 2001 года техникумом руководит выпускник техникума, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Шиловcкий В.П., прошедший путь от мастера производственного обучения до директора.
Авторитет техникума был завоеван благодаря высококвалифицированным педагогам. В их числе: заслуженный учитель Российской Федерации Сафутин В.П.; кандидат технических наук Давыдова Е.Н.; Отличники народного просвещения Дземидович Л.В., Быков Б.В., Мамонтов В.Д., Козлов Ю.Г., Казакова Г.Н., Шаповал А.П., Мезенева Г.В.; Почетные железнодорожники Черняткин В.А., Бобыкин В.И., Васильев В.В., Баранов Ю.А., Быков Б.В., Бакуров В.Н., Соколов Н.Л., Шиловский В.П., Чуркин А.И.; заслуженный работник транспорта Российской Федерации Быков Б.В; почетные работники СПО Кишкина О.В., Комарина Е.Н.; почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации Кирпатенко А.В. Все они не один десяток лет посвятили делу подготовки и воспитания молодых специалистов.
В эти годы постоянно совершенствовалось содержание образования, менялась нормативно-правовая база. В 2001 году закончено строительство пристройки к главному корпусу, где расположились столовая, спортивный и тренажерный залы; проведен капитальный ремонт корпусов и общежитий; усилено оснащение кабинетов вычислительной техникой; приобреталось и разрабатывалось своими силами программное обеспечение. Большой вклад в оснащение учебной базы техникума внесли Бакуров В.Н., Нерадовский С.Н., Быков Б.В., Баранов Ю.А., Бобыкин В.И., Соколов Н.Л., Мамонтов В.Д., Черняткин В.А., Шиловский В.П.
Большой опыт накоплен коллективом техникума в организации воспитательной работы со студентами. С 70-х годов техникум активно включился в создание строительных отрядов, формируя ежегодно по 3-4 отряда численностью до 100 человек. Плодотворно трудились командирами отрядов преподаватели Волков И.Ф., Шемякин Г.Н., Шиловский В.П., Соколов Н.Н. Стройотряду «Энергострой» обком ВЛКСМ 6 раз подряд присваивал звание «Лучший студенческий отряд области». Долгие годы на весь город гремел духовой оркестр техникума. Более 30 лет им руководил бывший выпускник, а затем преподаватель Гаммер З.Л. Развивать дар художественного слова помогал талантливый воспитатель и преподаватель Смирнов И.И., руководитель кружка «Стожары».
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. Вологодский техникум железнодорожного транспорта был присоединен к ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения» в качестве филиала.
Новой вехой в развитии Вологодского техникума железнодорожного транспорта стало внедрение в систему СПО новых федеральных государственных образовательных стандартов и их последующая актуализация. Преподаватели техникума становятся авторами и рецензентами учебников, учебных и методических пособий, изданных в ФГБОУ «УМЦ ЖДТ». Учебником авторов Быкова Б.В., Куликова В.Ф. «Конструкция механической части вагонов» пользуются студенты по всей стране, обучающиеся по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны). Преподаватели Гречишникова И.В., Мезенева Г.В., Кирпатенко А.В., Соколова Л.В., Меринов А.И., Семикова Т.В. своей активной, но кропотливой работой по созданию учебных пособий внесли большой вклад в информационное обеспечение ФГОС по специальностям 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям), 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям). Педагогическими работниками создано большое количество методических рекомендаций по изучению дисциплин, разделов, МДК.
На базе техникума проводятся региональные методические семинары, выставки методических пособий и разработок преподавателей, сформировались устойчивые партнерские связи с ПОО СПО Вологодской области, заключены договоры международного сотрудничества с техникумами и колледжами Республики Беларусь и Казахстана. С 2014 года ежегодно проводится межрегиональная научно-практическая студенческая конференция с международным участием «Будущее железнодорожного транспорта».
Под руководством преподавателей Воробьёвой С.Т., Железняковой Ю.А., Наталичевой Н.М, Годунова Н.Б., Поповой Е.В., Вязниковой Н.В., Меринова А.И., Баженова А.А., Мурзиной К.Б. и др. студенты готовят проекты, с которыми выходят на областной и региональные уровни и получают призовые места. В 2017 году техникум присоединился к движению Ворлдскиллс.
Верность традициям, умение работать на перспективу позволяют учебному заведению занимать достойное место в ряду ведущих образовательных организаций среднего профессионального образования страны, что подтверждают его выпускники, успешно реализующие себя в железнодорожной отрасли. Часть из них стали докторами и кандидатами наук, руководителями структурных подразделений ОАО «РЖД», руководителями заводов, начальниками депо, начальниками и мастерами цехов, высококлассными машинистами. Техникум гордится своими выпускниками: Шунатовым О.И. – заместителем начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»; Андреевым Д.Л. – заместителем начальника дороги – главным инженером Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; Ульяновским В.М. – заместителем начальника по кадрам и социальным вопросам Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» и многими другими. Всего за годы работы техникум выпустил свыше 37 тыс. специалистов.
За годы существования техникум пережил разные периоды своего развития, тесно связанные с историей страны, с этапами развития железнодорожного транспорта.
Неизменным остается верность выбранным направлениям:
- развитие традиций,
- совершенствование профессионального мастерства,
- повышение качества образования.
Приказом Министра транспорта Российской Федерации в 2019 году коллектив техникума за большой вклад в дело подготовки специалистов для транспортной отрасли награжден памятным знаком «В ознаменование 210-летия транспортного ведомства и транспортного образования».
Каждый успех, достижение – это результат кропотливого труда всего коллектива техникума. Сегодня в техникуме работает 48 преподаватель. 96% из них имеют высшую и первую квалификационные категории, все находятся в творческом поиске, внося большой вклад в дело подготовки специалистов для железнодорожного транспорта.