120 лет филиалу ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет путей сообщения" – Томскому техникуму железнодорожного транспорта
История Томского техникума железнодорожного транспорта началась
1 июля 1902 г., когда начальник Сибирской железной дороги В.П. Павловский
с разрешения министра путей сообщения М.И. Хилкова отдал приказ
об открытии в Томске низшего технического железнодорожного училища
и о назначении в должности начальника этого училища инспектора Самарского технического железнодорожного училища, инженера-механика С.И. Болотова.
В 1902 году своего здания училище не имело. С большим трудом Сибирской железной дороге удалось заключить договор на аренду помещения во вновь строящемся доме по ул. Миллионной (ныне пр. Ленина, 123) у потомственного почетного гражданина Томска А.М. Некрасова. И только в 1905 году было построено специальное учебное здание по ул. Евграфовской, 12 (ныне пр. Кирова, 51).
1 сентября начались занятия. Весь учебный процесс строился на основании Положения, утвержденного 7 апреля 1886 г. Училище готовило техников железнодорожной службы: машинистов, помощников машинистов, дорожных мастеров (путейцев) и других специалистов. Принимались только лица мужского пола – в основном, дети железнодорожных служащих. Обязательным требованием было русское подданство.
Сроки обучения устанавливались следующие: три года общего обучения
и два года практики. Лица, окончившие трехгодичное обучение, держали экзамен. При сдаче экзамена получали только свидетельство, затем отправлялись на дорогу, где должны были отработать на технических должностях два года. После этого срока, при наличии свидетельства
от начальника дороги о своей практической работе, учащийся возвращался
в училище, вновь держал экзамен и только тогда получал аттестат техника по своей специальности.
Следует отметить, что такой строгий и суровый порядок на выдачу аттестатов приводил к огромному отсеву. Подавляющее число выпускников после двухгодичной работы в училище не возвращались. Поэтому после 10 лет существования училища в 1912 году на Сибирской железной дороге работало всего 36 его выпускников.
До 1917 года училище имело статус низшего уровня, а затем было преобразовано в среднее специальное техническое учебное заведение
и до 1930 года вело подготовку техников по эксплуатации дорог. Но бурное техническое развитие в стране потребовало от железнодорожного транспорта высококвалифицированных специалистов, в том числе и среднего звена. Поэтому в техникуме с 1930 года открылись новые отделения по следующим специальностям: тяговики, энергетики, электротехники по профилю СЦБ, связисты, плановики, чуть позже – путейцы. В это время изменились учебные планы, программы, были введены многие общеобразовательные предметы. Число студентов увеличилось за один год со 140 до 700 человек. Объединение техникума и курсов по подготовке специалистов-железнодорожников получило название Профтехкомбинат.
Остро встал вопрос о комплектовании преподавательского состава. Лучшим выпускникам Профтехкомбината разных специальностей предложили остаться и заняться преподавательской деятельностью. За пять лет выпуск курсантов составил 284 человека, студентов – 400.
В 1935 году ввиду несоответствия профилю подготавливаемых кадров техникум переименовали в эксплуатационно-электротехнический, в 1939 году – в техникум путей сообщения НКПС, а с 1944 года – в техникум железнодорожного транспорта.
Выпускники 1912 г.
Драматический кружок 1938 г.
Испытанием на прочность для техникума, как и для всей страны, стал период Великой Отечественной войны. Это были самые тяжелые годы в жизни учреждения. В первый же день войны коллективу пришлось освободить здание и переехать в малоприспособленное деревянное помещение бывшей техшколы ст. Томск-2.
Надо было в срочном порядке перестраивать весь учебный процесс на военный лад, совмещать для обучающихся учебу с работой и в самые короткие сроки по ускоренной программе организовывать выпуск хорошо подготовленных высококвалифицированных специалистов по трем специальностям: техников-связистов, электротехников СЦБ и эксплуатационников.
Здание техникума 1941 г.
К выпускникам военных лет предъявлялись особые требования, так как многие из них направлялись на прифронтовые и фронтовые железные дороги, где особо требовалась ответственность, самостоятельность, высокая квалификация.
В организации учебного процесса с первых же дней техникуму пришлось столкнуться с трудностями: нехватка площадей в предоставленном здании,
уход студентов и преподавателей в ряды Красной Армии, особенно
в первые два года, а также отсев студентов по разным причинам, в основном, из-за материальных трудностей, проблемы в осуществлении нового набора учащихся.
Большая часть времени у студентов уходила на выполнение различных трудовых поручений. Приходилось оказывать помощь томскому вагонному депо в изготовлении в учебных мастерских срочных военных спецзаказов, то есть различных сложных деталей и механизмов, которые не могли выполнить из-за их сложности и по техническим причинам вагонники. А перед ними ставились задачи по переоборудованию вагонов под воинские перевозки, ремонту пригнанного с фронта разбитого подвижного состава.
Также оказывалась постоянная помощь железнодорожным станциям Томск-1 и Томск-2 в проведении разгрузочно-погрузочных работ, строительстве узкоколеек. Так, студенты тянули узкоколейку от станции Томск-2 до эвакуированного осенью 1941 года из Москвы подшипникового завода, который был размещен на территории бывшего военного городка.
Осуществлялось шефство над тяжелоранеными воинами, находившимися на лечении в томских эвакогоспиталях.
Послевоенные годы отмечены в истории техникума такими событиями, как открытие отделения заочного обучения в 1956 году, участие студентов
в строительстве дороги Асино – Белый Яр, послевоенное переоборудование кабинетов при содействии предприятий Томской железной дороги, строительство студенческого общежития на 400 мест, открытие обучения по новой специальности «Радиосвязь и радиовещание», переезд в новый учебный корпус.
Строительство техникума 1960 г.
В 1980-е годы деятельность учебного заведения протекала в новых условиях. С началом перестройки железные дороги были переведены на новые условия хозяйствования – на полный хозяйственный расчет
и самофинансирование. Начались поэтапные мероприятия по совершенствованию структуры отрасли. В 1979-1997 годах техникум входил
в состав Кемеровской железной дороги, а после ее объединения был определен
в подчинение Западно-Сибирской под руководством Старостенко В.И. – выпускника техникума 1967 года.
Новым этапом развития учебного заведения стала подготовка к
100-летнему юбилею. Начался капитальный ремонт всех площадей общежития и учебных корпусов. В лабораториях монтировалось новое оборудование, создавались новые лаборатории и кабинеты, расширялась материальная база учебного полигона.
С 2006 года Томский техникум железнодорожного транспорта является филиалом ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», что дает коллективу техникума возможность работать в едином образовательном, информационном и методическом пространстве с одним из крупнейших транспортных вузов России. Очень важно, что интеграция между учебными заведениями разного уровня позволила учебному заведению сохранить ведомственную принадлежность.
Техникум стабильно находится среди лидеров в отраслевом рейтинге
57 техникумов и колледжей, филиалов и факультетов СПО университетских комплексов. Все эти годы были для коллектива учреждения годами настойчивой целеустремленной работы по подготовке для отрасли специалистов, обладающих хорошими профессиональными знаниями, высокими духовными качествами, готовых своим трудом крепить мощь Отечества. Лучших выпускников техникума отличают наличие богатого багажа профессиональных знаний и практических навыков, добросовестное отношение к труду
и ответственность.
Деловые связи и добрые отношения с предприятиями отрасли, которыми техникум очень дорожит, позволили Томскому техникуму состояться как современное учебное заведение с прекрасной материальной базой и деятельным, профессиональным коллективом. Трудно найти железные дороги России, где бы не работали его выпускники. Выпускники техникума составляют значительную часть кадрового потенциала Западно-Сибирской железной дороги. И сегодня можно с уверенностью сказать о том, что Западно-Сибирская железная дорога, занимая по протяженности менее 7 % от сети, стабильно выполняет 24 % общесетевой погрузки, и в этом есть заслуга и выпускников техникума, а значит, и всего его коллектива.
В 2022 году Томский техникум железнодорожного транспорта, пройдя конкурсный отбор, в числе еще 70 образовательных организаций стал одной из площадок реализации федерального проекта «Профессионалитет», получив грант в размере 100 миллионов рублей. В тесном взаимодействии с отраслевым партнером – ОАО «РЖД», будут проходить разработка и апробация новых образовательных программ, работа по оснащению материально-технической базы техникума, на развитие которой ОАО «РЖД» направит за три года
30 млн рублей.
Сегодня Томский техникум железнодорожного транспорта – это динамично развивающееся учебное заведение. Несмотря на свой более чем вековой возраст, он по-прежнему молод, полон планов и новых начинаний.