Опубликовано 19 Ноября 2020
На «Транспортной неделе – 2020» рассмотрены вопросы повышения безопасности и эффективности городских транспортных систем
Во второй день работы международного форума «Транспорт России» прошла конференция «Повышение безопасности и эффективности городских транспортных систем в контексте развития цифровизации и информатизации общества». В мероприятии приняли участие директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей, генеральный директор ОАО «НИИАТ» Алексей Васильков, представители ФБУ «Росавтотранс», науки и бизнеса.
Модератором конференции выступил научный руководитель ОАО «НИИАТ», заместитель председателя Бюро управляющего комитета Общеевропейской программы ЕЭК ООН-ВОЗ по транспорту, окружающей среде и охране здоровья Вадим Донченко.
С приветственным словом к участникам сессии обратился Алексей Бакирей. Он подчеркнул, что цифровизация городского пассажирского транспорта и городских транспортных системах – это тот вызов, который стоит перед отраслью. «К сожалению, законодательное и нормативное регулирование тех или иных отношений, возникающих в сфере организации перевозок, не всегда успевают за развитием технологий, которые используются при осуществлении перевозок, – отметил он. – С каждым годом появляются новые вызовы, на которые мы должны реагировать. В частности, это внедрение новых средств оплаты. Очень многое здесь уже сделано. Много регионов и муниципалитетов семимильными шагами двигаются в этом направлении. Также много лет мы говорим об интеллектуальных транспортных системах, цифровых решениях, в том числе при организации транспортного обслуживания населения, организации дорожного движения. Это стало обычной практикой во многих городах России».
Перед отраслевыми специалистами стоит задача создания необходимых условий для перехода на безбумажный документооборот. Он позволит повысить прозрачность, четкость и эффективность функционирования транспортной системы городов. Кроме того, цифровизация является одним из способов повышения безопасности и качества перевозок в городских агломерациях. За счет цифровых решений мониторинга транспортных средств в будущем и при переходе к беспилотному транспорту могут быть достигнуты достаточно амбициозные показатели, которые в рамках системы национальных целей сформулированы Президентом России и реализуются Правительством.
Участники обсудили вопросы цифровизации автомобильного и городского наземного электрического транспорта. В частности, говорилось о новых подходах к организации системы контроля за безопасностью дорожного движения путем применения новых тахографов, в том числе новых устройств мониторинга состояния водителя и поддержания его работоспособности.
По данным Росстата автомобильный транспорт обеспечивает порядка 60% объема пассажирских перевозок в стране и около 70 % объема грузовых перевозок. Ежегодно происходит 16-17 тысяч ДТП с участием грузопассажирских транспортных средств. Основной их причиной является человеческий фактор, а именно снижение уровня общей дисциплины перевозок, нарушение перевозчиками основных требований законодательства, установленных норм и правил в сфере безопасности дорожного движения. По экспертным оценкам около 20 % аварий происходят по причине усталости водителя за рулем. В целях снижения числа ДТП в России внедряется и развивается система тахографического контроля. Это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение контроля за соблюдением водителями транспортных средств режимов труда и отдыха, скоростного режима и движения по маршруту.
Также была затронута тема внедрения электронных транспортных накладных и путевых листов.