Опубликовано 20 Ноября 2019
Пленарная дискуссия «Транспорт – основа евразийской интеграции» в рамках «Транспортной недели»
Сергей Иванов, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта:
Добрый день, уважаемые коллеги. Для начала позвольте мне зачитать приветствие, которое в наш адрес отправил Президент Российской Федерации: «Приветствую вас по случаю открытия 13-го международного форума и выставки «Транспорт России». 210 лет назад, с учреждением в нашей стране единого транспортного ведомства и первого профильного учебного заведения, работа по проектированию, строительству и эксплуатации путей сообщения получила системную основу. За прошедшее время многие поколения ученых, инженеров, специалистов внесли колоссальный вклад в становление отечественного транспортного комплекса. Уверен, что участники форума и выставки предметно, на профессиональном, экспертном уровне обсудят эти и другие актуальные вопросы. Желаю вам успехов. Президент Российской Федерации».
Два слова от себя. Я вчера уже был на этой трибуне. Выступал на тему «ЭРА-ГЛОНАСС». Очень приятно, что слово «ГЛОНАСС» вообще вошло в обиход нашей жизни, особенно транспортной. В этом году в транспортной области происходит много, на мой взгляд, знаменательных событий. Если брать, например, аэропорты, смотрите, мы открыли новые аэропорты в Симферополе, в Ростове, в Саратове. Построили, наконец, третью взлетно-посадочную полосу в Шереметьево. Скоро открывается Крымский мост, железнодорожная его часть. Буквально на днях завершится грандиозный проект, в начале которого я принимал активное участие, это строительство новой автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. До конца года она точно будет сдана, и люди начнут очень комфортно передвигаться между двумя столицами. Ну вообще много в транспорте хороших событий. И то, что я посетил и вчера, и сегодня на выставке, я увидел много нового, инновационного на стендах РЖД, «Автодора». Каждый раз что-то появляется новое. Глава РЖД обещал в 2021 году прокатить меня уже на беспилотном локомотиве по железнодорожным путям. Интересно, я с нетерпением буду этого ждать.
Очень много информационных технологий у нас внедряется в транспорт. Мне на глаза попало два проекта. Ко мне часто различные учреждения, которые разрабатывают новую, инновационную технику, обращаются со своими предложениями. Вот первое предложение — это «Роботизированная многоцелевая платформа», а если что, можно назвать ее «Лодкой», работающей на солнечных батареях. Она очень пригодится пограничникам, МЧС, гидрографам, экологам, тем, кто искусственно разводит рыбу, потому что с этой лодки можно в беспилотном режиме организовать кормление рыбы. Этот новый проект разработан Санкт-Петербургским политехническим университетом имени Петра Великого. Я попрошу Минтранс, особенно Росморречфлот, внимательно с этим ознакомиться. На мой взгляд, это имеет огромную перспективу. И не только с точки зрения экологии, но и экономии топлива.
А второй проект разработан компанией «Ренова». Это пассажирские электрокорабли, которые легко могут ходить, например, по Неве, в Петродворец, в другие туристические достопримечательности. Могут ходить даже в прибрежных районах моря, а не только по рекам и озерам. Здесь преимущества совершенно очевидны: бесшумность, чистое топливо, то есть солнце, и много всего другого. Попрошу Минтранс внимательно к этим предложениям отнестись. Спасибо за внимание.
Уважаемые участники, мы начинаем пленарную дискуссию на тему: «Транспорт — основа евразийской интеграции».
На сцену приглашаются: Максим Акимов, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, Ольга Голодец, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, Евгений Дитрих, министр транспорта Российской Федерации, Олег Белозеров, генеральный директор, председатель правления ОАО «Российские железные дороги», Тигран Саргсян, председатель Евразийской экономической комиссии, Бямбасурэн Энх-Амгалан, министр развития дорог и транспорта Монголии, Китак Лим, федеральный секретарь Международной морской организации, Ким Ён Тэ, генеральный секретарь Международного транспортного форума.
Юлия Прохорова, журналист, ведущая телеканала РБК, модератор дискуссии:
Добрый день, дамы и господа. Сегодня большой международный день транспортной недели. Важно, что это большой интеграционный день, на мероприятии присутствуют представители транспортных ведомств стран — участниц Евразийского экономического союза, руководители международных организаций и представители крупного бизнеса. Также сегодня состоятся мероприятия межгосударственного уровня по линии ЕАС и СНГ. Центральная экспозиция выставки представляет собой объединенный стенд государств — членов ЕАС, на котором страны-участницы демонстрируют свои возможности участникам рынка транспортных услуг, особенно международным грузоотправителям, свои возможности в транспортно-логистической сфере и по перевозке транзитных грузов. Теперь предлагаю перейти к дискуссии. Уверена, что в столь представительном составе мы все сможем уловить для себя какой-то инсайт, узнать о недоиспользованных резервах для бизнеса, а также узнать о том, какие усилия предпринимаются в международной сфере, чтобы перевозки становились по-настоящему бесшовными.
Первый вопрос у меня к Максиму Алексеевичу Акимову. В рамках Евразийской экономической комиссии разработана концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров. Насколько понятно, что технологии должны быть устроены таким образом, чтобы максимально сокращать сроки нахождения грузов, пассажиров в пути и снижать всевозможные административные издержки. Но чтобы все это сделать, требуется как минимум внедрять механизмы планирования и управления грузопотоками. Понятно, что это делается в каждой отдельной компании, но вот создать такую систему на уровне государства это объективно с учетом разрозненных интересов бизнеса. А создать систему на национальном уровне будет еще сложнее. Максим Алексеевич, по каким принципам экосистема цифровых транспортных коридоров будет выстраиваться в рамках ЕАС, будет ли создан единый оператор такой системы, если да, то это будет государственный орган или коммерческая компания?
Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
Добрый день, уважаемые участники нашего главного транспортного события года. В первую очередь хотел бы присоединиться к тем оценкам, которые Сергей Борисович Иванов дал нашей совместной работе, у нас действительно не только завершаются крупные, знаковые инфраструктурные проекты, у нас есть груз, есть пассажир, который любит перемещаться, у нас растут авиа-, железнодорожные, автомобильные перевозки неожиданными, приятными темпами, у нас растет экспорт транспортных услуг; по оценке, он вырастет на 4,5%, у нас растет очень знаковый показатель для темы, которую мы обсуждаем, — это контейнерный товарооборот — более 13% по итогам года мы ожидаем. Груз у нас есть. Давайте чуть приподнимемся над этой картиной и посмотрим на нее с другой стороны, повысим ставки в этой игре. Речь идет о том, что точно так же, как и в других секторах — торговля медиаконтентом, онлайн-шопинг, развитие онлайн-ретейла или цифровые сервисы социальных медиа, — точно так же и здесь, в сфере, которую мы обсуждаем, стремительно теряет значение объем физических мощностей и стремительно набирает значение размер экосистем с точки зрения количества аккаунтов потребителей и с точки зрения цифровых транзакций, данных, которые вы можете накапливать и обрабатывать и из которых вы можете извлекать полезность. С этой точки зрения у нас есть только один вариант. Об этом я уже говорил и на полях Валдайского форума, и во Владивостоке. Мы либо уверенно и медленно станем частью других цифровых экосистем, либо реализуем, что безусловно правильно, и это правильная задача, собственную экосистему, тесно интегрированную с нашими партнерами, но претендующую на то, чтобы быть логичной, продвинутой, технологичной, самостоятельной экосистемой, проводя эту работу, безусловно, на площадке нашего евразийского объединения. Если мы посмотрим на Восток, то мы увидим стремительное формирование таких систем. Это «Ладжинг» в Китае, очень умная штука, которую запустило, подчеркну, китайское правительство, которое не стало делать отдельную ERP и говорить: «Вы все сюда ходите, к этому подключайтесь, там логиньтесь и используйте эти сервисы». Это среда обмена данными, доверенная среда обмена данными, которая, наоборот, объединяет в некоторой интеграционной шине, является для огромного количества частных логистических систем, экспедиторов, складов, операторов, перевозчиков — и, таким образом, является таким надсервисом. Сюда же входит объединение NEAL-NET. Если мы посмотрим на Запад, в сторону Евросоюза, если мы сегодня обсуждаем транзитные перспективы, то это европейское Tend и Salis, новые и продолжающиеся проекты Евросоюза, которые точно так же устроены на этих принципах. У нас проведена большая работа, и очень знаковая работа прикладного плана по определению архитектуры цифровых транспортных коридоров. Вместе с нашей Евразийской комиссией, но в плане практической реализации, конечно, надо этой работе точно добавить динамизма. И вот в каких направлениях: сегодня мы подсчитали: грузоперевозчик везет с собой около 2,5–3 кг сопроводительных документов. Мы в год перевозим 3,5 млн т бумаги вместе с грузом. У нас 2,5 млрд бумажных транзакций, связанных с перемещением грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте, не считая авиации. У нас иногда до 13 часов занимает оформление трансграничного перемещения, 2 часа — на оформление бумажных документов вне маршрутов следования и до 11 часов ожидания на обработку этих документов. Соответственно, две задачи, которые мы точно не можем откладывать на 2021–2022 годы, как ранее предлагалось. Я считаю, 2020 год — это точное решение задач, по крайней мере для внутрироссийских перевозок и внутрироссийского сервиса, это электронный товар на сопроводительные документы, электронная накладная и электронный путевой лист. У нас нет технологических препятствий, да и регуляторных, пожалуй, тоже, для того чтобы решить эти две задачи. Дальше, это единый сервис валидации заполнения документов и создания алгоритма для заполнения шаблонов. У нас успешно работает сервис по госуслугам, мы перешагнем планку в 100 млн пользователей в следующем году. У нас ежедневно, я уже приводил эти цифры, миллион семьсот тысяч посещают сайт госуслуг. Это только начало, но весь базовый функционал, который стоит за обработкой этих сообщений, это обмен данными между государственными органами, который позволяет предоставить человеку услугу, весь этот функционал, вся эта архитектура бизнес-процессов, она созданная, она вполне может быть перенесена в эту область. И, конечно, мы не можем и не будем точно решать эти задачи вне нашего евразийского пространства, и здесь выходит следующий большой вопрос — это создание трансграничного пространства доверия. Нам удалось очень сильно по этому вопросу продвинуться. Первое решение по этому вопросу принято. По созданию так называемой доверенной третьей стороны, я считаю, что следующий год должен стать годом реализации уже соответствующих соглашений, закрепляющих юридически возможность создания таких сервисов. Это не только доверенная третья сторона, это, конечно же, правила идентификации. Мы наметили вместе с Евразийской комиссией десять ключевых регуляторных барьеров, которые нам предстоит снять. Завершу эту несколько проблемную постановку вопросов еще одной задачей. Безусловно, это выбор очень правильной архитектуры взаимодействия с бизнесом. Мало дать качественный сервис. Надо выстроить эту работу так, чтобы никто не перестраивал свои имеющиеся легаси-системы, никто не нес дополнительных затрат, или они были минимальными для того, чтобы к таким системам присоединяться, обеспечивающим бесшовное движение груза по цифровому пути, оперирование собственными данными, обмен этими данными со своими партнерами, железнодорожным автомобильным перевозчикам, экспедиторам, компаниям, предоставляющим страховой банковский сервис, сделать так, чтобы это был сервис не дискриминационный. И в этом плане у нас благодаря президенту и решениям Правительства Российской Федерации в кои-то веки присутствуют ресурсы. Мы приняли принципиальное решение, что с базовым содержанием федерального проекта в составе комплексного плана по созданию мультимодальной логистической сети будет создание такой цифровой среды. То есть мы сделаем решение, которое будет абсолютно открыто для присоединения к нему и ведомственных систем на стороне контрольных органов, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора, ГИБДД, Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, с одной стороны, а с другой стороны, будет абсолютно открыта для присоединения на недискриминационной основе всех операторов перевозочного процесса. Хотел бы завершить на том, что, коллеги, у нас очень мало времени для того, чтобы сделать эту работу. Я считаю, что у нас есть «низковисящие фрукты», я их обозначил, мы должны очень быстро дать этот сервис прежде всего российским перевозчикам и вместе с Евразийской комиссией двигаться к тому, чтобы эту правильную архитектуру, в создании которой нас в некотором смысле уже опережают наши соседи, в сотрудничестве с Евразийской комиссией очень быстро этот проект реализовать.
Юлия Прохорова:
Максим Алексеевич уже перекинул мостик к Евразийской экономической комиссии, поэтому у меня вопрос к Тиграну Суреновичу. Что страны — участницы союза вкладывают, помимо сервисной составляющей, о чем много говорил Максим Алексеевич, и помимо цифровизации в проект «Цифровые транспортные коридоры»? «Цифровые транспортные коридоры» — это уже действующие маршруты или только новые, и есть ли конкретные сроки реализации этого проекта?
Тигран Саргсян, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК):
Главы государств пяти стран определили приоритеты для работы в сферах транспорта, и на базе этих приоритетов комиссия в 2017 году приняла два документа. Это «дорожные карты» по гармонизации законодательства и формированию единого пространства для реализации наших совместных транспортных проектов. Перед нами стоит три глобальных вызова, на которые мы должны ответить. Первый заключается в том, что сегодня в мире образуются региональные экономические объединения, которые являются наиболее эффективной формой организации деятельности государств, и это мы видим прежде всего в сфере транспорта. То есть региональные экономические объединения формируют общие каноны. Общие инфраструктуры предлагают общие решения, потому что все они понимают, что это наиболее эффективный путь, которому нет альтернативы. И с этой точки зрения Евразийский экономический союз находится в конкурентной среде. Именно в сфере транспортно-логистических операций мы видим, что в мире есть серьезная конкуренция, кто перехватит эти транспортные транзитные потоки. Евразийский банк работает сегодня со странами Центральной Азии по реализации этой концепции уже семь лет, они комплексную программу реализуют с тем, чтобы перехватить вот эти транспортные потоки. Глобальный вызов для нас заключается в том, что в конечной стоимости реализации товаров, в транспортно-расходной, которая проходит через Евразийский союз, составляет порядка 30%. В Европейском союзе это 11%, в США — 9%. Это означает, что мы должны совместно принимать такие решения, которые бы позволили, во-первых, обеспечить ускорение этих потоков, они у нас двигаются очень медленно, и, во-вторых, благодаря ускорению увеличить объемы перевозимых товаров, что позволит сократить себестоимость. Второй глобальный вызов, который стоит перед нами, заключается в том, что цифровые платформы поменяли логику международного разделения труда. Это глобальный вызов, и мы видим, что цифровые платформы, во-первых, убивают ненужных посредников, во-вторых, благодаря мегабазе данных принимают оптимальные решения и предлагают услуги по быстрой доставке товаров и тем самым управляют глобальными транзитными перевозками. Я хочу отметить, что в этом году Amazon запустил первую свою логистическую программу. То есть Amazon уже сформировал свою цифровую платформу и управляет товарными потоками. Это означает, что недостаточно физическое обеспечение перевозки товаров, потому что вы можете построить замечательные мосты, вы можете построить замечательные дороги, но по вашим дорогам и мостам товары не будут пересекать эти границы, потому что цифровые транспортные решения будут предлагать другие услуги, которые будут со стороны клиентов востребованы. Более того, тот, кто будет управлять этими цифровыми платформами, тот и будет управлять всем этим потоком. Первое такое судебное разбирательство между известной французской фирмой и Amazon состоялось. Французская фирма выиграла этот суд, потому что Amazon применял неконкурентные методы для того, чтобы диктовать свои условия производителю этой продукции. Это существенный, глобальный вызов, который стоит перед нами. И третье, глобальный вызов для Евразийского союза заключается в том, что мы считаем, что наше сравнительное преимущество — это наша территория. Но если мы правильно не организуем нашу цифровую экосистему, это может превратиться в наше слабое место. Поэтому мы и разработали концепцию экосистемы цифровых коридоров. Это концепция включает в себя предоставление порядка 92 услуг на территории пяти стран, которые взаимосвязаны, интероперабельны, и это означает, что они должны быть в едином законодательном нормативном поле. Более того, мы должны сообща выразить свое отношение к транснациональным компаниям, к тем, кто обладает и управляет этими платформами. Их действия на нашей территории должны соответствовать нашим общим регуляторным нормативам с тем, чтобы мы обеспечивали бы транспарентность, обеспечивали бы интероперабельность наших систем с глобальными цифровыми платформами и, в-третьих, чтобы мы следили за тем, чтобы конкуренция была бы здесь справедливой. Концепция, разработанная комиссией, будет представлена на утверждение глав правительств. Мы это сделаем 30 января, концепция уже одобрена странами, все концептуальные подходы согласованы, и она предполагает, что цифровые решения будут на базе общих евразийских стандартов. Так что мы призываем также и третьи страны к сотрудничеству с Евразийской экономической комиссией по реализации нашей общей цифровой концепции, по формированию экосистемы транспортных коридоров Евразийского союза.
Юлия Прохорова:
Сейчас логично спросить у Олега Валентиновича в плане железнодорожных перевозок, какие вы видите возможности в контексте российского евроазиатского транзита.
Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД»:
Хочу поблагодарить за возможность выступить на этом представительном мероприятии и повестку сегодняшнюю считаю ключевой. Согласен с позицией Максима Акимова в том, что повестка актуальна, но в ряде случаев мы даже отстаем, и нам нужно реализовывать, что мы сегодня обсуждаем, максимально быстро. Мы считаем, что у нас амбициозные планы, но сроки нужно постоянно сокращать, иначе можно оказаться в цифровом хвосте. Напомню, что транспортное пространство ЕАС занимает почти 40% Евроазиатского континента, и самый короткий путь — это сухопутный путь между Азиатско-Тихоокеанскими странами, Китаем и Европой, проходящий по территории ЕАС. Соответственно, не воспользоваться такой возможностью мы не могли, и в последнее время активно, как железная дорога, совершенствуем и сервисы. В первую очередь наши традиционные вопросы, которые возникают, — это скорость доставки, но и ключевым элементом сейчас является то, как мы относимся к клиенту, что видит клиент, что хочет видеть клиент. Одна из ключевых проблем, которая уже сегодня поднималась, и мы считаем, она очень важная и может быть решена только либо на государственном, либо на межгосударственном уровне. На самом деле ЕАС предоставляет очень серьезные преференции, поскольку на железнодорожном уровне мы с моими коллегами в рамках железных дорог исторически очень близко связаны. Огромного количества вопросов, которые сейчас возникают в Европе или в других железнодорожных системах по стыковкам, у нас просто не существует, они решаются очень быстро и по технологии, и по системе принятия решений. Но нормативная база, она, к несчастью, у нас устарела. Более того, когда мы выходим за пределы наших старых пространств, возникает проблема: в одной и той же накладной заполняются разные графы с разной детализацией, а они должны быть унифицированы. И вот такие вроде бы простые вопросы до определенного промежутка времени решались в бумажном варианте, сейчас мы их стараемся решать в электронном виде, унифицировать законодательство, законодательство ЕАС внутри стран, внутри пространства, но и в том числе межпространственные юридические вопросы нам тоже необходимо решать. Считаю, что были сделаны большие шаги и, на хорошем примере, у нас есть такая компания — УТЛК — это совместная бизнес-идея между странами Казахстаном, Белоруссией и Россией, между железными дорогами. В прошлом году мы перевезли 280 тыс. контейнеров между Китаем и Европой. В этом году планируем провезти более 350 тыс. Увеличение идет десятками процентов, потому что от границы Китая до Европы мы едем, а это расстояние 4 тыс. км, за пять суток. Дальше, после пересечения границы, в европейском пространстве, контейнер движется 200 км в сутки. И пересечение границы тоже является определенной проблемой. В том числе и бумажной, и электронной. И эту задачу в ближайшее время мы планируем решать. Свои технологические возможности мы с коллегами решаем максимально быстро, при этом за последнее время мы применяем унифицированную накладную цен СНГС, в мультимодальном сообщении у нас у разных видов транспорта тоже разные. И вот эта стыковка необходима моментальная, и может быть достигнута только в рамках цифровых стыковок. Мы видим здесь огромный потенциал. Сергей Борисович сказал, что ГЛОНАСС серьезно вошел в нашу жизнь и помогает решить большое количество вопросов. В части перемещения грузов, вагонов, наличия определения места, где движется наш передвижной состав, в том числе, это даст возможность перевозить специальные грузы, находящиеся в разных режимах. Нам очень нужно, чтобы правительство дорешало вопрос по электронной пломбе, мы сможем получить дополнительный большой грузопоток высокодоходного груза. Все предпосылки у нас для этого есть. Мы разработали специальный индекс евразийских железнодорожных транзитных перевозок. Такой индекс исторически существовал по морским перевозкам, это стоимость, доставка из порта в порт. Вот кто бы ни приходил на маршрут, средняя стоимость всегда указывается в постоянном режиме, мы разработали такой сквозной железнодорожный индекс, и это сразу же дало возможность заложить этот индекс в программу принятия решения, о чем коллеги говорили. Грузоотправитель принимает решение по грузу, ехать дольше и дешевле или быстрее и чуть дороже заплатить. Вот эти индексы, применение таких систем платформенных, дает очень хорошее решение, но без нашей разработки мы бы в эту сторону не двинулись. Мы считаем, Максим Алексеевич, он у нас председатель совета директоров, и он отвечает за цифровую повестку, поэтому мы одни из первых, а может быть, и первыми в РЖД приняли стратегию на совете директоров, стратегию цифровой трансформации российских железных дорог до 2025 года. Практически все процессы технологически изучены и были описаны в рамках этой стратегии, сроки и какие действия должны предпринять. Остановлюсь на том, что мы запланировали восемь цифровых платформ. Это и перевозка грузов, пассажиров, тяг, электронная коммерция, транспортно-логистические узлы, разработали 55 крупных проектов, но ключевой вопрос в этой стратегии, что все платформы должны быть открытыми, всем должно быть удобно присоединятся к нам или использовать наш цифровой потенциал. Таким образом наша стратегия построена. В сентябре был отправлен первый контейнер из Японии с использованием такого сервиса, как «Интертран». Здесь мы работаем вместе с компанией FESCO, это морской оператор, и мы, как перевозчик, очень благодарны нашей таможне в реализации нашей совместной карты. С таможней у нас максимально быстро и эффективно происходит оформление электронных накладных. Мы на четыре дня сократили перевозку груза только за счет того, что вышли на новые цифровые сервисы. На следующий год мы запланировали не только японский маршрут, но и другие точно так же попадут в цифровизацию. Мы в ближайшее время сделаем личный кабинет, где можно будет оформить не только документы грузовой, коммерческой работы, сколько это весит, какое количество документов у нас есть, какое количество людей при деле, самое главное, мы теряем время. Время — самый дорогой ресурс, мы здесь его сжимаем. Мы предлагаем подавать претензии в электронном виде, более того, мы предлагаем выйти на смарт-контракты. Это, конечно, уникальный механизм взаимодействия, когда ни одна ни другая сторона не участвуют в виде людей. Все алгоритмы описаны, кто виноват, кто прав, кто неправ, и сама система, исследуя действия, может вынести вердикт. Мы в таком смарт-контракте прописали, планируем тиражировать. Мне кажется, что ключевой момент в рамках обсуждения — нельзя сделать цифровизацию, механизм взаимодействия, которые будут строиться на закрытых платформах. Это только открытые платформы, обсуждения, соединения, исследования, расширения. Мы остановимся на самых больших, но не в очень большом количестве, платформенных решениях, в рамках которых все будут участвовать. Мы открыты к сотрудничеству, мы будем благодарны, если большее количество грузоотправителей вместе с нами примет участие в нашей работе.
Юлия Прохорова:
Насколько я поняла, ваши основные тезисы — это открытость и сокращение сроков по реализации амбициозных проектов. Хотела бы обратиться к господину Энх-Амгалану, чтобы вы поделились вашим видением относительно роли Монголии в евразийской интеграции, это в продолжение темы транзитных перевозок.
Бямбасурэн Энх-Амгалан, министр развития дорог и транспорта Монголии:
Роль Монголии в евразийской интеграции — это очень важно, потому что, во-первых, самый короткий маршрут экономического коридора, соединяющий народы Азии и Европы, пролегает через территорию Монголии. Это обуславливает необходимость создания интегрированной транспортной системы Евразийского континента в целом. Во-вторых, территория Монголии, России и Китая занимает больше половины территории континента Евразии. Мы активно работаем над сотрудничеством с третьими странами и увеличиваем транзитные потоки груза между Азией и Европой. В-третьих, Монголия была и будет надежным, активным и инициативным партнером для всех стран региона в деле развития транспортной отрасли.
Ольга Голодец, заместитель Председателя Правительства РФ:
Если говорить о транспорте как об отрасли, которая служит перемещению россиян и въезжающих туристов, то эта отрасль наполняется особым гуманитарным смыслом. Запрос огромный на новые транспортные направления, на изменение системы обслуживания. Почти вся наша транспортная отрасль очень четко реагирует на запросы, которые ставятся туристической отраслью, и очень быстро их отрабатывает.
У нас есть документальный фильм, который собрал много премий, — о туризме в России. Он называется «Полет над Россией». Одним из главных брендов России в этом фильме является наш Транссиб. Его история показана настолько трогательно, что понимаешь — Россия без железных дорог, без самолетов, без наших пространств — не Россия. Это точка притяжения и для россиян, и для иностранцев.
Есть вещи, которые даже в рамках сегодняшних мощностей и дорог можно было бы сделать довольно быстро. Первое — это особое внимание к расписанию. Прямые договоренности по поводу расписания коренным образом меняют транспортный и туристический потоки. Мы в Пскове отремонтировали крупнейшие объекты показа. После того как поезд изменил расписание, теперь он идет ночь. Регулярные туристические маршруты стали настолько, что сегодня маршрут «суббота–воскресенье» — это обычное дело для поездок из мегаполиса. Второе — это связывание транспортной логистикой тех направлений, которые очевидны, но долгое время не было сообщения. Например, «Ласточка» в Иваново. За год она дала 1 млн пассажиров. Мы сами такого не ожидали. Вокруг этого маршрута развилась целая сеть городов, которые были городами «Золотого кольца», куда никто никогда не заезжал. Как Гаврилов Посад, например. Сегодня это важнейшие точки туризма, они устанавливаются и растут. Реальные маршруты надо закреплять теми возможностями, которые у нас есть.
Сегодня у туристов особый взгляд не только на саму поездку, но сейчас турист взыскателен и требователен. Он хочет иметь комфорт не только во время поездки, но очень важными становятся сами точки приезда и прилета, аэропорты и вокзалы. Есть ключевые точки, например вокзал Владимира, некоторые аэропорты, которые мы направляем, чтобы привезти в порядок. Сегодня особое внимание — это доступная среда, она должна быть обязательно. Среди туристических групп всегда есть люди с ограниченными возможностями. Высокий запрос от семей с маленькими детьми, коляски и так далее. Мы можем и должны сделать так, чтобы все это было удобно. Со своей стороны мы начали несколько проектов. Например, аэропорт Хабаровского края выступил с интереснейшей инициативой. Они отдают часть под оборудование экспозиции, и там будет филиал Пушкинского музея. Это первый наш такой проект, думаю, он получится. Вокзалы и аэропорты в новом прочтении точки притяжения, в том числе культуры. Постоянная связь реальных потребителей и транспортной области дает системное притяжение и новый импульс для развития.
Китак Лим, генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО):
Мы являемся специализированным агентством ООН. Мы регулируем безопасность и эффективность, защиту окружающей среды, международных морских перевозок. Наша задача — создать законодательную базу для справедливой и эффективной отрасли в организации морских перевозок. Мы создаем равные условия для всех. ММО так важна, потому что 80% мировой торговли — это морской транспорт. Морской транспорт создает надежный способ транспортировать товары с низкой стоимостью. Мы создаем регуляторную базу, которая бы работала по всему миру. Устойчивое развитие морской индустрии чрезвычайно важно для всей цепи поставок.
Когда мы говорим об изменении климата, у нас здесь очень много достижений. В прошлом году страны — члены ММО пришли к глобальному консенсусу по принятию глобальной стратегии ММО по изменениям климата, чтобы снизить выбросы парниковых газов по крайней мере на 3,5% к 2050 году, что касается отдельных судов и всей отрасли в целом. Мы хотим снизить выброс парниковых газов в этом году полностью в морской отрасли. Мы хотим использовать устойчивые возобновляемые источники энергии и создаем практические проекты для разработки новых технологий. По мере того как мы будем двигаться по этому неизбежному пути, все сообщество стран — участниц ММО будет продолжать играть важную роль. Мы хотим обеспечить устойчивое развитие и создать уровень по выбросу серы к 2020 году. Это решение важное как для защиты здоровья людей, так и для окружающей среды. Нам нужно обеспечить последовательное воплощение наших решений в жизнь. Очень много подготовительной работы было проведено. ММО и вся индустрия морских перевозок пришли к общему знаменателю. Мы достигли единого уровня понимания этой глобальной политики, которая будет применяться начиная с 1 января следующего года. Очень высокий уровень осведомленности, и мы верим, что индустрия морских перевозок готова, чтобы проводить эту политику в жизнь.
Мы имеем дело с новой эрой морских перевозок. Поэтому ММО уделяет чрезвычайное внимание цифровым технологиям, чтобы разрабатывать новые технологии. Морская торговля повышает свою важность. Наша ответственность в том, чтобы обеспечить эффективность международных морских перевозок. Должны быть максимально эффективными все процедуры — когда суда заходят в порт и выходят в море. Эти технологии уже позволяют нам добиваться больших успехов. Мы работаем над гармонизацией стандартов. Например, принцип «одного окна» в морских перевозках, чтобы сделать логистическую цепь более эффективной. Более 10 млн т груза перевозится по всему миру по морю. Поэтому наши стандарты применимы ко всем судам. Но в Арктике и Антарктике суда, естественно, подвержены большим рискам. Именно поэтому здесь так важна безопасность экипажей и окружающей среды. Мы создали Полярный кодекс, который вступил в силу в январе 2017 года. Это стало историческим моментом для индустрии. Мы создали новый слой защиты для полярного региона. Полярный кодекс делает эти воды более безопасными, позволяет защитить жизни пассажиров и экипажа и минимизирует влияние морской торговли на хрупкую окружающую среду полярного региона. Нам важно сейчас двигаться дальше — не просто подчеркивать ту хорошую работу, которую мы делаем, чтобы морские перевозки вносили свой вклад в мировую торговлю. Все сообщество мировых перевозок будет сильно и активно нас поддерживать.
Ким Ён Тэ, генеральный секретарь Международного транспортного форума (МТФ):
Мы являемся межправительственной организацией, у нас на сегодняшний день 60 стран-членов, и Россия является одним из наших самых активных членов. Мы занимаемся разными вопросами транспортных перевозок, занимаемся не только морским, но и авиационным транспортом. Мы занимаемся также вопросами интермодальных и внутримодальных перевозок, связями между различными видами транспорта. Международный транспортный форум является очень важной платформой для обмена идеями. Когда мы, например, ждем поезда на перроне, мы встречаемся с большим количеством людей, здороваемся, можем обсудить политику. Мы также утверждаем резолюции – какие-то правила, касающиеся безопасности. Но наша организация не только утверждает правила, этим обычно занимаются региональные организации. Мы стараемся проводить дискуссии по поводу дальнейшего развития транспорта. В мае каждый год в Германии мы проводим большой форум. В этом году тема форума была «Региональная интеграция», а в следующем году мы будем обсуждать вопросы инновации. Председателем будет Ирландия. Мы создали пять крупных рабочих групп, посвященных вопросам нумеризации, всеобщего доступа, полового равенства, безопасности и так далее. В каждом секторе транспортной отрасли обсуждаются те же вопросы, которые являются актуальными для всех стран. В этом контексте мы хотели бы, чтобы к нам присоединилось большее количество членов. Пока их всего 60. С этой точки зрения, присутствуя в Евразийском регионе – Казахстан, РФ из этого региона, — и участие Узбекистана, Киргизии, Монголии было бы очень важно. Тогда мы могли бы делиться информацией и наилучшими практиками с большим количеством стран. Транспортная отрасль — это не просто перемещение из точки А в точку Б, это объединение людей. Только благодаря этому мы можем содействовать экономическому развитию, культурному обмену. Каждый из нас может почерпнуть благо из этого обмена. Отрасль — это как система, которая позволяет доставить кислород к различным органам тела человека, поэтому нам необходима такая бесперебойная доставка товаров и услуг. Это достаточно сложно обеспечить, но крайне необходимо. Данные вопросы обсуждаются не только нами, но и на других площадках. В частности, в декабре будет крупный форум по транспорту, который будет проведен в Будапеште. И мы будем обсуждать вопросы транспортной доступности. Хотя мы и создаем полезную физическую инфраструктуру, ее одной недостаточно. Необходимо оптимизировать все процедуры. Это вызов для каждой страны, я полагаю, что налаживание физической инфраструктуры очень важно. Но необходимо также облегчение разных таможенных процедур и других административных процедур. Благодаря цифровизации в этом контексте Россия может возглавить это обсуждение в данном регионе.
Евгений Дитрих, министр транспорта Российской Федерации:
2019 год завершается, транспортный комплекс практически закончил инфраструктурные проекты, которые были запланированы на этот год. Ожидаем, что воздушным транспортом мы в этом году перевезем 126 млн человек, три года назад мы перевезли 100 млн человек, в 2015-м — 92 млн. С точки зрения инфраструктуры поддержка была громадная. Аэропорт в Саратове в чистом поле, с чистого листа был построен. Большое событие — Новосибирский укрупненный центр управления воздушным движением, Медведев открывал его дистанционно, этот центр оптимизирует потоки в воздушном транспорте, позволяет экономить топливо, распрямлять маршруты, авиакомпаниям и пассажирам давать новые возможности. Морские порты — 34,7 млн т производственная мощность портов дополнительная, которая была создана в 2019 году. Это вклад в то, как мы собираемся выполнять задачу по увеличению мощности портов, поставленную президентом. Перевалка в этом году увеличилась на 3% и достигла 841 млн т. Это своего рода рекорд. Северный морской путь дал нам дополнительно 7 млн т груза, 30 млн т мы достигли в этом году, еще в прошлом было 20 млн. Слова президента России: 5 км автомобильных дорог ежедневно строится, 75 ежедневно ремонтируется. В этом году на 20% больше мы выполнили дорожных работ, чем в прошлом, теперь следим за перевозками. Этот год — знаковый и для железных дорог, 75 лет БАМа мы отпраздновали.
Мы говорим о глобализации. В рамках Евразийского союза мы говорим о бесшовных путях, о цепочках поставок, которые дают возможность оптимизировать издержки, все необходимое у нас есть. У нас есть новые технологии, которые позволяют нам смотреть за тем, каким образом происходит движение пассажиров, грузов, выявлять узкие места и эти места быстро решать. Что мы можем предложить глобальному рынку, рынку ЕврАзЭС в первую очередь? Мы имеем технологию взимания платы с грузовиков, которая уже сейчас 1,24 млн транспортных средств включает, собрали огромное количество денег, отремонтировали огромное количество объектов, мостов. Система дает нам возможность управлять транспортными потоками, дает возможность бизнесу управлять себестоимостью. Она дает каждому конкретному пользователю и бизнесам возможность экономить. Около 6% сэкономили все компании при использовании системы «Платон» в России. Инфраструктура не резиновая — мы ее можем строить много, но ее все равно всегда будет не хватать. Оптимизация, повышение эффективности и использование инфраструктуры дает нам новые возможности по улучшению качества доставки — либо большую скорость, либо большую пропускную способность. Более 4 млн транспортных средств сегодня в ГЛОНАСС зарегистрировано, огромное количество вызовов было обработано. Это и возможность получить помощь на дороге, если ты оказался в сложной ситуации. Важным стимулом развития цифровых технологий на транспорте является возможность накапливать сведения. Пусть они обезличены, они дают возможность понимать, где и что нужно строить, где нужно расшивать узкие места. Стыковка этих систем с нашими евразийскими партнерами позволяет нам выстраивать глобальные цепочки поставок. Продвижение наших технологий, стыковка позволяет образовывать то самое единое пространство, которое нам так необходимо. Мы можем не только планировать массовую доставку грузов, но и индивидуальную доставку. Важно человеку дать возможность заказать и получить что-то в течение 24 часов. Она может быть обеспечена достаточно быстро. Наша задача в рамках Евразийского союза — именно на это обратить первоочередное внимание. Нам не нужно конкурировать между собой, нам нужно развиваться совместно. Именно это нам даст синергию и повышение конкурентоспособности каждой страны в составе Евразийского союза. Транспорт сегодня особенно чувствует потребность в интеграции, которая изначально лежала в основе евразийского партнерства. Сегодня у союза огромная территория на континенте, и это огромный вызов для транспорта. Мы должны обеспечить снижение времени в пути, создание системы цифровой прослеживаемости, формирование оптимальных цепочек. Все эти задачи стоят перед нами для решения через цифровые технологии. Именно поэтому мы с партнерами разрабатываем цепочки поставок. Мы сегодня подписали с Белоруссией схему автомобильных дорог Союзного государства. В начале ноября в Омске совместно с казахстанскими партнерами договорились о создании «дорожной карты» по развитию пунктов пропуска. Развиваем пограничную инфраструктуру в Верхнем Ларсе по дороге, которая связывает Россию и Армению. Через две недели откроем движение по мосту через реку Самур на российско-азербайджанской границе. Выделяются огромные средства на развитие транспортной инфраструктуры, исполняем сейчас комплексный план. Мы активно вовлечены в международную повестку и выстраивание связей. На повестке дня у нас выстраивание коридора «Россия — западный Китай», мы получили разрешение им активно заниматься. К 2024 и 2027 годам коридор поэтапно организуем. Опыт многосторонних европейских автомобильных разрешений Международного транспортного форума очень востребован и в Азии. Без сомнения, требуется координация всех этих процессов на основе взаимной выгоды всех участников. Хорошими площадками для этого являются международные организации, в частности системы ООН, Международная морская организация для нас — пример сбалансированного, эффективного и глобального сотрудничества.