Опубликовано 6 Декабря 2017
6 декабря Министр транспорта РФ Максим Соколов в рамках «Транспортной недели» выступил на пленарной сессии «Транспорт России. В гармонии с природой»
В своём выступлении Министр отметил, что работа над снижением негативного воздействия транспорта на окружающую среду началась не с наступлением в 2017 году Года экологии. Этот процесс был запущен значительно раньше.
Технический прогресс принес людям комфорт и подарил время, которое они раньше теряли, добираясь до пункта назначения. Двести лет назад путь между двумя столицами России занимал неделю и назывался «путешествием». В 1851 году, после запуска регулярного железнодорожного сообщения, время сократилось до 22 часов. Сейчас добраться из Петербурга в Москву можно за два часа на самолете или 3,5 часа на поезде. Через полтора года, когда будет построена трасса М-11, на машине можно будет доехать за 6,5 часов, не нарушая при этом ПДД.
«Да, мы сократили время в пути в 25 раз, если говорить об автомобильном транспорте, -- сказал М. Соколов. -- Однако технический прогресс имеет и оборотную, не такую приятную, сторону».
Получая быстрое и комфортное перемещение из точки «А» в точку «Б» мы каждый раз оставляем за собой след. След из парниковых газов и сажи. Мы вовремя осознали ответственность, которую несем перед нашим домом и нашими потомками.
В настоящее время, основной задачей, стоящей перед транспортным сектором во всех развитых странах, в том числе и в России, стало снижение негативного воздействия на окружающую среду без потери ставших уже привычными скорости и комфорта передвижения.
Сейчас в нашей стране применяются жесткие требования к экологичности транспортных средств, принимаются меры нормативного и административного регулирования, позволяющие сократить загрязнение окружающей среды транспортом. Все проекты по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры проходят экспертизу на соответствие существующим экологическим нормативам.
Так, при проектировании Западного скоростного диаметра специально перенесены опоры одной из эстакад, так как они могли негативно сказаться на биоразнообразии акватории Невской губы, которая отнесена к водным объектам высшей рыбохозяйственной категории.
При строительстве транспортного перехода через Керченский пролив ведется постоянный мониторинг по всем звеньями экосистемы. Так, перед началом строительства Объекта выполнены мероприятия по сохранению животного и растительного мира территории, задействованной под производство работ: из зоны будущего строительства моста в аналогичную среду обитания переселены более 100 представителей фауны и 3 000 растений.
Проведена транслокация краснокнижных растений и животных на компенсационные участки, не охваченные зоной строительства. Предусмотрены компенсационные мероприятия, направленные на воспроизводство водных биологических ресурсов.
Осознав ответственность перед будущими поколениями, теперь мы уделяем внимание охране окружающей среды даже в тех случаях, когда влияние на неё транспорта не прослеживается напрямую. В качестве примера Министр назвал один из самых маленьких заповедников в мире – Галичья гора, находящийся в Липецкой области. Его площадь составляет всего 230 га. Самолёты пролетали над ним на высоте нескольких тысяч метров. Однако несмотря на это и на тот факт, что с каждым годом авиапарк становится всё совершеннее и экологичнее (снижение удельного расхода авиационного топлива в среднем на 2% в год), было принято решение о закрытии неба над этим, как его называют, «ботаническим феноменом».
«Таких примеров сейчас тысячи. Все они свидетельствуют о том, что всего за два десятилетия мы добились значительных результатов в «озеленении» транспортного комплекса», -- подчеркнул М. Соколов.
Продолжается работа над совершенствованием транспортного законодательства: в этом году введены новые дорожные знаки, ограничивающие въезд в определенные зоны транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, и, соответственно, дающие преференции для экологически чистых транспортных средств.
Конечно, какие бы меры мы не вводили внутри страны, без согласованности действий с мировым сообществом, не достигнуть успеха. Поэтому Минтранс регулярно взаимодействует с иностранными коллегами.
Например, в рамках сотрудничества в Баренцевой/ Евроарктической транспортной зоне (БЕАТА) с партнерами из транспортных ведомств Финляндии, Швеции и Норвегии продолжается работа над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, направленного на создание эффективно действующей экологически устойчивой транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения на Севере Европы, с учетом климатических и географических особенностей, потребностей населения, транспортных операторов и промышленных предприятий региона.
«Транспорт развивается, появляются новые дороги, новые маршруты, подвижность населения растет с каждым годом, пассажиропоток и объемы грузоперевозок постоянно увеличиваются, -- сказал М. Соколов. -- Следовательно, совершается больше транспортной работы и общее количество выбросов в атмосферу не сокращается, несмотря на повышение экологичности транспорта».
В этой ситуации, чтобы не вернуться со временем в «красную зону» Министр призвал уже сейчас увереннее двигаться в сторону перехода транспорта на альтернативное топливо – электричество и газ.