Опубликовано 21 Ноября 2024
На «Транспортной неделе» обсудили внедрение интеллектуальных транспортных систем в регионах
На семинаре, посвящённом реализации и развитию интеллектуальных транспортных систем, эксперты обсудили необходимость выработки единой системы оценки эффективности ИТС, результаты её внедрения на примере крупных агломераций. Представители Казани, Белгорода и Волгограда рассказали, как работают ИТС в субъектах России.
Открывая мероприятие, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко отметил, что внедрение интеллектуальных транспортных систем, безусловно, даёт эффекты, как технические, так и социальные. Это и автоматизация различного рода дорожных инцидентов, и оптимизация времени реагирования на ДТП, и возможность управлять транспортными потоками.
Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев рассказал, что благодаря внедрению ИТС можно сократить время реагирования на возникающие инциденты приблизительно в 4 раза. Если случается ДТП, можно распознать его тип и выбрать сценарий реагирования, уложиться в золотой час. «В 2010 году мы зафиксировали такой эффект, как остановка транспортной системы Москвы. То есть при количестве 530 тыс. автомобилей транспортная система Москвы встала, средняя скорость была ниже 7 км/час, ни до ни после такого статуса не было — Москва не останавливалась. В 2011 году вышло постановление Правительства Москвы, началось внедрение ИТС. В феврале 2018 года мы провели повторное исследование. Результат: 820 тыс. автомобилей в транспортной системе, средняя скорость движения близка к максимальной», — сообщил Султан Жанказиев.
Профессор кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТулГУ Игорь Агуреев остановился на проблеме нехватки кадров для внедрения ИТС, начиная с момента подачи конкурсной документации и заканчивая процессом реализации готовых решений. Возможно, необходим общий документ, позволяющий обучать будущих транспортников для этой сферы. «В части подготовки кадров необходимо скорейшее создание федеральных государственных образовательных стандартов для транспортных инженеров. А совершенствование накопленного положительного опыта и переход к новым требованиям позволит субъектам РФ гибко подходить к созданию собственных функциональных архитектур ИТС, основанных на реальном использовании алгоритмов искусственного интеллекта», — отметил он.
Первый заместитель Министра автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Андрей Рогов поделился опытом внедрения ИТС в регионе. Основные положительные эффекты – это снижение количества ДТП, числа пострадавших, разгрузка проблемных дорожных участков. Заместитель Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Артём Чукин рассказал об использовании ИТС в Татарстане. В 2020–2024 гг. в Казанской и Набережночелнинской агломерациях создали «Единую платформу управления транспортной системой», установили детекторы мониторинга транспортных потоков, метеостанции, видеокамеры, комплексы контроля соблюдения ПДД. Развили подсистему автоматизированного весогабаритного контроля, адаптивного светофорного наблюдения. В результате снизилась аварийность на дорогах, сократилось время в пути.
Директор Государственного казенного учреждения «Безопасный регион» Андрей Улыбин отметил этапы дорожной цифровизации на примере Волгоградской области. В 2017 году началось активное полномасштабное внедрение цифровых технологий в дорожно-транспортной сфере. Через год был создан Региональный центр управления транспортом (к Чемпионату мира по футболу). Позже благодаря ему приступили к созданию ИТС в городских агломерациях. А в 2024 году продолжилось внедрение интеллектуальных транспортных систем уже в рамках федерального проекта. В результате повысили среднюю скорость движения транспортных средств, уменьшили площадь повышенного износа дорог, сократили время задержек в пути, расход топлива и количество вредных выбросов.
Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа Денис Напольских представил основные элементы ИТС в ЯНАО. В восьми городах ведётся мониторинг транспортных потоков, установлены комплексы метеоконтроля и учета интенсивности движения, комплексы фото-видеофиксации нарушений, работают 9 пунктов автоматического весового контроля, реализуется пилотный вариант мониторинга дорожного полотна с искусственным интеллектом. 90% автобусов имеют систему видеонаблюдения в салоне, пассажиры имеют возможность отследить движение большинства автобусов в реальном времени и использовать безналичную оплату проезда. Ведётся подсчёт пассажиропотока на общественном транспорте и контроль за работоспособностью водителей.