Опубликовано 17 Ноября 2023
Кадровое обеспечение железнодорожной отрасли стало темой обсуждения участников «Транспортной недели»
Участники тематической конференции, организованной Федеральным агентством железнодорожного транспорта, рассказали о том, как преодолевают кадровый голод и привлекают специалистов рабочих профессий на предприятия железнодорожного транспорта.
Сегодня железная дорога испытывает острую потребность в рабочих, специалистах, имеющих среднее профессиональное образование. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов подробно рассказал о том, какие меры компания принимает для привлечения и удержания кадров. Дефицит рабочих заставил крупнейшего работодателя по-другому взглянуть на кадровую политику. Изменения коснулись корпоративной культуры, обновился кодекс деловой этики. Введен электронный кадровый документооборот, сервисный портал – аналог госуслуг, где сотрудники могут оформлять все положенные льготы. Среди преимуществ – соцпакет, коллективный договор, забота о членах семьи и пенсионерах. Работает система кадровых лифтов, можно реализовать себя в спортивной, творческой жизни. Трижды в этом году проиндексирована зарплата, полностью пересмотрен механизм зональных надбавок.
На местах были созданы спецподразделения по подбору персонала. «Если раньше каждое структурное подразделение подыскивало сотрудников самостоятельно, то теперь 16 центров по подбору персонала сопровождают кандидата на всех этапах трудоустройства», – рассказал Дмитрий Шаханов. Создана отдельная цифровая площадка – карьерный портал для внешнего поля. Здесь около 300 тыс. пользователей в месяц.
Для скорейшего погружения в рабочий процесс компания обращается к вузам и колледжам с просьбой составлять индивидуальные графики обучения для студентов рабочих специальностей в рамках оплачиваемой практики. Кроме того, практика проходит в течение всего года, не только летом. Создаютсятакже студенческие отряды.
Исполнительный директор «Абсолют Банка» Денис Коркин рассказал о преференциях, которые банк готов предложить железнодорожникам. Хороший пример – сотрудничество с «РЖД», субсидирование ипотеки. Программа успешно работает. В то время как в других банках ставка может быть 17%, субсидированная ставка «РЖД» – 4%. Кроме того, банк может выдавать субсидии на обучение персонала. При этом он заинтересован в сотрудничестве не только с вузами, но и с учреждениями среднего профессионального образования.
Ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Олег Валинский считает, что перед отраслью стоит задача готовить железнодорожников-универсалов с широким спектром знаний. Для этого необходим новый подход к образовательным программам, подготовка специалистов, которые будут заниматься новыми направлениями, например, беспилотными технологиями. Требования к сотрудникам меняются. Иногда стандарты даже пятилетней давности уже не актуальны.
Олег Валинский предложил охватить вниманием и среднюю школу, создать образовательный базис для потенциального будущего работодателя. Он также отметил, что целевое обучение по программам высшего образования сегодня охватывает 35-37% студентов, в филиалах – до 20%. В начале века целевое обучение составляло 70-80%. В условиях кадрового голода это может послужить мотивирующим фактором.
Генеральный директор ООО «НВК» Вадим Михальчук рассказал, что вагоноремонтные предприятия – один из важнейших сегментов транспортной отрасли. Тем не менее, следуя рыночным трендам, предприятия вынуждены были снижать цены на свои услуги. И в какой-то момент не смогли удовлетворить запрос работников, происходило вымывание профессиональных кадров. Текучесть кадров остается достаточно высокой. Люди хотели бы более высокой оплаты труда, их останавливает сложный ручной труд, поэтому молодое поколение привлечь сложно.
Однако в течение трех лет штат компании вырос на 43%, внедрена уникальная внутренняя система KPI, где учитываются в том числе персональные показатели сотрудника, полугодовые данные, общие показатели. Уровень заработной платы вырос более чем на 70%, по рабочим специальностям средний рост составил почти 50%. В Челябинске открыт учебный центр, запущены 132 образовательные программы. В прошлом году через учебный центр прошло более 7 тыс. работников.
Вадим Михальчук предложил обратить внимание на популяризацию рабочих профессий среди женщин, отменить требования высшего образования для некоторых технических специальностей, расширить работу с учебными заведениями среднего звена в рамках целевого обучения, в том числе выплачивать дополнительные стипендии или оплачивать обучение будущего специалиста. Необходимо также субсидирование автоматизации и цифровизации вагоноремонтных компаний.
Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Артур Седов поделился опытом привлечения кадров сравнительно небольшой в масштабах государства компании, где трудится около 600 человек. Рабочие места находятся в Кингисеппском районе Ленинградской области, в 150 км от Санкт-Петербурга, поэтому приходится удерживать кадры и конкурировать в этом с Северной столицей. С другой стороны, соискатели часто не имеют должной квалификации, подготовка не соответствует современным реалиям. В компании уверены, что потенциальные сотрудники – это прежде всего местные жители. Комфортная среда формируется не только на работе (удобные душевые, спецодежда, автобусы и т.д.) для сотрудников, но и для членов их семей – там, где они живут. Это касается различных мероприятий, социальной поддержки и в том числе работы со школами, где ученики узнают о компании и ее преимуществах.
Исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов согласился с тем, что вопрос нехватки кадров – постоянный. «У нас 15 вагоностроительных заводов. Текучка кадров напрямую уменьшает производительность труда. Дефицит кадров оцениваем на уровне 12-15% от объема, который есть», – сообщил он. Это инженерно-технический состав конструкторских бюро, в основном сотрудники с высшим образованием. Здесь предприятия нашли выход, вывели конструкторские бюро в мегаполисы, где проще найти специалистов. Кроме того, нужны рабочие специальности, технологи. В компании усилили прохождение специалистами практики на предприятии, чтобы сотрудники приходили уже на знакомые места работы. На базе заводов существуют учебные центры, где они повышают квалификацию. В регионах привлекают кадры для работы вахтовым методом. Это дает результаты, но необходима также региональная поддержка, строительство жилья и развитие инфраструктуры.