Опубликовано 16 Ноября 2023
На форуме «Транспорт России» рассмотрен ход реализации проектов ИЦК «Морской и речной транспорт»
Сегодня в рамках XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла конференция «О ходе реализации проектов ИЦК «Морской и речной транспорт». В мероприятии приняли участие директор Департамента цифрового развития Минтранса России Дмитрий Скачков, председатель ИЦК «Морской и речной транспорт», генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, президент АО «Ситроникс» Николай Пожидаев, директор по развитию ООО «Интеллектика консалтинг» Юрий Оганянц.
Механизм индустриальных центров компетенций (ИЦК), созданный больше года назад по поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина, доказал свою эффективность по переходу на использование отечественного программного обеспечения для бесперебойной работы отрасли. В комитете «Транспорт» действует 4 ИЦК: «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт». Их возглавили представители крупнейших транспортных компаний: ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот», АО «Международный аэропорт Шереметьево», ФГУП «Росморпорт». Отчет о результатах работы за последний год, специфику реализуемых проектов, демонстрацию разработанных готовых решений и формирование приоритетных задач сегодня обсудили участники конференции.
Открыл дискуссию Дмитрий Скачков, рассказав о проектах, реализуемых в рамках морского и речного транспорта. Это проект перевода системы управления движением судов морского порта на отечественные решения, он реализуется на базе Сочинского порта и в дальнейшем будет масштабирован на все крупные морские гавани. Проект имеет важное значение не только в части импортозамещения, но и в части проекта-маяка «Автономное судовождение», так как реализуются технологии, которые используются и в е-Навигации, и в а-Навигации.
Второй проект – создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности. Подобное решение замещает не только то программное обеспечение, что существовало, но и опережает эти продукты. Система обладает функциональностью, которая обеспечивает эффективную проводку и швартовку судна и отображает эту информацию на планшете, что удобно для лоцмана. Здесь параллельно решена задача использования электронных документов, и также происходит синхронизация лоцманских квитанций и планов-проводок с единым электронным журналом. «Все наши проекты не о том, чтобы догнать или сделать подобное, но в первую очередь обогнать и сделать что-то прорывное, новое и использовать какие-то технологии, которые наши партнеры не реализовали», – отметил Дмитрий Скачков.
Сергей Пылин в своем выступлении рассказал об индустриальном центре и более подробно остановился на реализуемых проектах. Основной задачей ИЦК является осуществление организационной методологической информационной поддержки предприятий отрасли в области перехода с иностранного программного обеспечения на отечественное. В данный центр входит 10 организаций.
ИЦК «Морской и речной транспорт» концентрируется на условиях по замещению иностранного и созданию разработки/доработки нового отечественного индустриального ПО, в том числе, в целях последующего тиражирования как внутри России, так в дружественных странах. Приоритетом ИЦК при замещении иностранного ПО является обеспечение безопасности плавания, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры.
Руководством ИЦК совместно с представителями Росморречфлота было принято решение об одобрении пилотного проекта по доработке отечественного ПО для системы управления движением судов в морском порту Сочи. Сегодня этот проект практически завершен. Вторым особо значимым проектом, который реализуется в рамках ИЦК, является создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности. Пилотный проект реализуется в портах Санкт-Петербург, Астрахань и Оля. Создается комплексное решение для обеспечения работы лоцманских служб предприятий от формирования внутренней заявки на лоцманскую проводку до учета услуг по совершенным лоцманами операциям. Вся информация по совершенным лоцманским операциям будет доступна централизованно для дальнейшей обработки и анализа, в том числе по аварийным и другим чрезвычайным ситуациям. Решение ориентировано на повышение безопасности мореплавания при совершении лоцманских операций за счёт обеспечения лоцманов удобным средством контроля навигационной обстановки. Этот проект находится на стадии реализации и будет завершён до конца следующего года.
Николай Пожидаев рассказал о ключевых проектах АО «Ситроникс» и более подробно остановился на системе управления движением судов (СУДС).
СУДС «СиТрафик» – современная система, обеспечивающая безопасность мореплавания, эффективное управление движением судов в портах, гаванях и прибрежных зонах, а также защиту окружающей среды от возможных негативных последствий. «Систему СУДС стоит рассматривать как часть всей большой цифровой экосистемы, для того судоходства, которое будет на самом деле через пару лет. И а-Навигация, и е-Навигация абсолютно точно будут включать в себя этот сегмент. Я думаю, что через два года мы совершенно по-другому уже будем смотреть на то, как обеспечивается судоходство с точки зрения цифровых систем», – отметил спикер.
Юрий Оганянц также более подробно рассказал о системе, которую реализовывает его компания в рамках индустриального центра компетенций – создание информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (АРМ «Лоцман»). Система нацелена на обеспечение и увеличение безопасности мореплавания, так как является основным инструментом лоцманской деятельности. И здесь обозначены три основных задачи: это обеспечение эффективной помощи лоцманам морского судоходства в решении ежедневных служебных задач; цифровизация процессов сопутствующего документооборота и повышение безопасности лоцманской проводки и швартовных операций.
«Если говорить о технологической независимости, то мы хотим отметить здесь, что результатами данного проекта является появление первого российского решения для лоцманской службы, и в рамках нее планируется перевод лоцманской службы ФГУП «Росморпорт» на российское ПО и уход от иностранных навигационных приложений. Хочу отметить, что здесь не только создается сама система, мы пересматриваем некоторые очень важные компоненты. Например, в рамках проекта мы полностью ушли от использования карт иностранных производителей и используем карты УНиО Министерства обороны, которые полностью безопасны и проверены», – подчеркнул Юрий Оганянц.
Участники конференции также ответили на вопросы, рассказав с какими вызовами они столкнулись после ухода зарубежных поставщиков софта, и какие IT-решения на это нашлись, какие возможности открылись перед отечественными разработчиками с уходом иностранных игроков, какие планы у ИЦК на следующий год и какие из них будут приоритетными.