Опубликовано 16 Ноября 2023
Развитие пассажирских перевозок по внутренним водным путям – в фокусе внимания участников Транспортной недели
В рамках XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» прошла отраслевая конференция «Пассажирские перевозки по речным магистралям России: новый импульс развития». В мероприятии приняли участие заместитель Министра транспорта Александр Пошивай, председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев, и.о. руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Борис Ташимов, заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов, Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов, директор по стратегическим проектам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ольга Морозова, заместитель генерального директор АО «ГТЛК» Владимир Добровольский, генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов и генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Чумарин.
Обращаясь к участникам конференции, Александр Пошивай отметил, что внутренний водный транспорт является неотъемлемой частью транспортной системы нашей страны, он определен и описан в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Общая протяженность внутренних водных путей в стране составляет 102 тыс. км. При этом водные пути, расположенные в европейской части нашей страны, образуют единую глубоководную систему, которая связывает Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Общая протяженность ЕГС составляет 6,5 тыс. км. И она является самой грузонапряженной частью системы.
За 9 месяцев 2023 года объем пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте составил 9,4 млн человек, что на 18 % больше аналогичного периода прошлого года. «Ключевым фактором развития перевозок внутреннего водного транспорта на ЕГС является устранение существующих узких мест. С этой целью Минтрансом ведется реконструкция судоходных шлюзов Городецкого гидроузла на реке Волга и строительство Багаевского гидроузла на реке Дон, – заявил заместитель Министра транспорта. – Еще одним узким местом является участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяжностью 68 км, с гарантированной глубиной судового хода 3 метра. Необходимо увеличение гарантированной глубины до 4 метров».
Кроме того, Александр Пошивай заявил, что объем перевозок по всей стране в 2022 году составил 9,1 млн человек. Из общего объема перевозок более 77 % составляют транспортные перевозки, которые относятся к социально значимым, 19 % относятся к экскурсионно-прогулочным и 4 % к туристическим. В Транспортной стратегии предусмотрен рост объема перевозок пассажиров, который составит 19 млн человек к 2030 году. Для выполнения этой задачи, исходя из запросов субъектов Российской Федерации, необходимо построить 360 единиц нового пассажирского флота.
Кроме того, замминистра затронул тему работы скоростных судов на сибирских реках. «В Сибири и на Дальнем Востоке работает в настоящее время 89 пассажирских судов на 53 маршрутах скоростного сообщения. В 2022 году по ним перевезено 393 тыс. человек. Отличительной особенностью данного региона является значительная протяженность пути следования в районах, где отсутствует развитая дорожная инфраструктура, а также наличие малых рек с небольшими углублениями. Перевозка пассажиров на сибирских реках обеспечивает транспортную доступность населения. Суда в основном работают на тех маршрутах, где нет возможности передвигаться на других видах транспорта», – отметил заместитель Министра.
Сергей Морозов напомнил, что Нижний Новгород находится на слиянии двух рек Оки и Волги, и два основных транспортных маршрута Север-Юг и Запад-Восток проходят через территорию области. Именно поэтому руководство региона активно занимается развитием скоростных речных пассажирских перевозок. В этом году скоростными судами было перевезено 81,5 тыс. пассажиров.
Фарит Ханифов рассказал о механизмах восстановления межрегиональных речных перевозок. В 2023 году по внутренним водным путям в регионе перевезено 365 тыс. человек, и к 2025 году стоит задача увеличить эту цифру до 500 тыс. В регионе приступили к работе по ремонту и реконструкции причальной инфраструктуры, обновлению скоростного флота, а также ремонту имеющихся судов.
По словам Владимира Добровольского ГТЛК является крупнейшим заказчиком, крупнейшим лизингодателем в сфере водного транспорта. «На текущий момент нами законтрактовано 286 кораблей, из них 56 – пассажирские. С начала года мы начали реализацию новой программы с использованием средств Фонда национального благосостояния, которая подразумевает строительство 260 кораблей, 73 из которых – пассажирские», – добавил он.
Про деятельность компания «ВодоходЪ» рассказал Ришат Багаутдинов.
«ВодоходЪ» – крупнейшая судоходная компания и туристический оператор России, которая с 2004 года организует круизные путешествия. В этом году компанией на круизных судах было перевезено 148 тыс. пассажиров. На прогулочно-экскурсионном флоте – 680 тыс. человек.
В свою очередь, Айрат Чумарин подчеркнул, что АО «Северречфлот» является крупнейшим оператором пассажирских социально-значимых перевозок на территории западной Сибири – Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. «Ежегодно мы совершаем до 9 тысяч рейсов и перевозим 370 тысяч пассажиров на 40 маршрутах. Протяженность маршрутной сети достигает 4 тыс. км. В навигационный период водный транспорт является практически единственным способом доставки пассажиров в этом регионе», – сказал он.
Сангаджи Тарбаев подчеркнул важность обсуждаемой темы и призвал присутствующих выработать единый механизм действий для решения проблем, стоящих перед данной отраслью. «Россия – это не только страна дорог, но и страна рек. Развитие круизного туризма позволит нам перераспределить нагрузки на южные регионы, даст россиянам возможность отдыхать не только на море, но и на реках, а также поддержит туристическую отрасль с точки зрения развития самой инфраструктуры», – заявил представитель Государственной Думы.
Завершая мероприятие Борис Ташимов отметил, что задача развития перевозок по внутренним водным путям многогранна. И только комплексный подход к этому вопросу позволит достичь ощутимых результатов. «Именно такой поход будет реализован в рамках проекта «Речные магистрали». Руководством Минтранса России создана специальная комиссии по вопросам развития скоростных пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Именно на этой площадке при взаимодействии Минэкономразвития, Минтранса, Росморречфлота, регионов и бизнес-сообщества будут целенаправленно решаться оперативные вопросы развития скоростных пассажирских перевозок. Нам нужны оперативные меры, четкие дорожные карты и достижение видимых результатов», – подчеркнул он.