Опубликовано 15 Ноября 2023
На «Транспортной неделе – 2023» состоялась пленарная дискуссия «Россия 2035: к новой экономике транспорта»
Мероприятие прошло во второй день работы XVII Международного форума и выставки «Транспорт России». В нем приняли участие Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, помощник Президента России Игорь Левитин, первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, заместители Председателя Правительства Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко, Министр транспорта Виталий Савельев, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, председатель Совета директоров Транспортной группы FESCO Андрей Северилов и Председатель Совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев.
Открывая мероприятие Михаил Мишустин подчеркнул, что несмотря на санкционные вызовы, отрасль динамично движется вперед, обеспечивая надежное снабжение промышленного сектора, бизнеса и граждан всеми необходимыми товарами и услугами. «В условиях формирования нового многополярного мира нам удалось достаточно быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на юг и восток. И важно завершить начатые системные преобразования. Для этого в течение ближайших лет на финансирование государственной программы развития транспортной системы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 трлн рублей ежегодно», – заявил он.
Также речь шла о наращивании провозной способности основных транспортно-логистических коридоров. По поручению Президента России их расширение идет в сторону Восточного, Азово-Черноморского и Каспийского направлений и далее к Персидскому заливу. Это необходимо для укрепления торговых связей с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, Содружеству Независимых Государств, а также странами Ближнего Востока, Африки, Азии.
Председатель Правительства остановился также на теме повышения доступности перевозок. «Необходимо создавать условия для конкуренции среди транспортных компаний, вводить эффективные механизмы регулирования рынка. При этом преимущества должны получать те, кто принимает меры для сокращения издержек, в том числе за счет внедрения самых последних новых технологий, – сообщил Михаил Мишустин. – Надо продолжить качественное обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта в наших регионах. Очень важно, чтобы у автопредприятий была возможность заказывать новую современную технику отечественного производства, в том числе работающую на электричестве и на недорогом и экологически чистом топливе. И такие меры сейчас принимаются. Как и в отношении снижения логистических расходов российских компаний. Стоимость доставки товаров и грузов во многом определяет развитие экономики в нашей стране».
По словам главы Правительства ключевым условием стабильного функционирования транспортного комплекса России является его независимость от иностранных производителей. При перевозке пассажиров и грузов надо опираться на собственные разработки. Использование передовых решений и сервисов повышает скорость доставки грузов, способствует бесшовной логистике, напрямую влияет на уровень комфорта пассажиров.
Михаил Мишустин отдельно остановился на вопросе подготовки квалифицированных кадров. «Сегодня профильное образование дают почти два десятка отраслевых вузов. И каждый шестой обучающийся в России выбирает профессию, которая связана со сферой транспорта. При этом молодые люди не только приобретают классические знания, но и изучают новые технологии, включая навыки управления беспилотниками», – сказал он.
В следующем году исполняется 150 лет со дня рождения академика Владимира Николаевича Образцова, который внес огромный вклад в развитие транспортной системы страны. Правительством Российской Федерации принято решение об учреждении премии в области транспортной науки и техники имени этого выдающегося ученого.
Виталий Савельев рассказал о развитии транспортного комплекса в будущем. «На мой взгляд, будущее в первую очередь заключается в обеспечении связанности наших территорий транспортом, работающим на принципиально новых технологиях и решениях. Ярким примером будет являться строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга. Для этой цели будет разработан современный подвижной состав, который технически будет превосходить существующие аналоги, – отметил он. – Не менее важной технологией, применяемой сегодня «Российскими железными дорогами», является виртуальная сцепка. Благодаря ей несколько поездов могут ехать на небольшом расстоянии друг от друга, что позволяет сокращать интервалы движения попутно следующих поездов вдвое».
Глава транспортного ведомства подчеркнул, что России с ее огромными просторами не обойтись и без развития сверхзвуковой гражданской авиации. Наша страна уже имеет опыт соответствующих разработок и эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144. Эта машина опередила свое время. Сегодня для создания такого лайнера, но на новой технологической базе, есть необходимые наработки.
«Наступает время новых технологий, искусственного интеллекта и беспилотных систем. Их внедрение меняет существующую логистику пассажиров и грузов. В этом году дан старт беспилотными грузоперевозкам. Они демонстрируют эффективность и безопасность на железнодорожном и водном транспорте. В стране появляется новая отрасль экономики, которая через 12 лет даст рынку не менее 1 млн единиц только беспилотных авиационных систем», – доложил Министр транспорта.
Андрей Белоусов затронул вопрос развития трех основных транспортных коридоров – Север-Юг, а также Азово-Черноморского и Восточного направлений. «В этом году по этим коридорам будет перевезено 500 млн тонн грузов. Это абсолютный рекорд и на 10 % больше 2021 года», – сообщил он.
Первый вице-премьер уточнил, что наиболее востребованным является Восточный коридор, по которому перевезут 300 млн тонн грузов. Вторым по значимости – Азово-Черноморский коридор с 200 млн тонн грузов, направляемых в сторону Турции и Африки, Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. Коридор Север-Юг обеспечит доставку 18 млн тонн грузов. Объемы пока небольшие, но это на треть больше, чем в 2021 году.
По словам Андрея Белоусова, к 2030 году объемы перевозок по трем транспортным коридорам должны вырасти до 700 млн тонн, увеличив грузопоток более чем на 40 % по сравнению с 2021 годом.
Он также отметил, что углубление дна Каспийского моря позволит уже со следующего года вывести на линии суда с осадкой более четырех метров. Это позволит активно развивать перевозки в этом направлении.
Марат Хуснуллин, обращаясь к присутствующим, напомнил, что согласно национальным целям, определенным Президентом России, необходимо в 2024 году в 105 агломерациях довести 85 % улично-дорожной сети до нормативного состояния. «По итогам года у нас практически большинство регионов этой цели достигли. К концу 2024 года должны 50% всей региональной сети привести в нормативное состояние. За 2023 год мы видим достижение в 52 % в целом по стране, но порядка 15-18 регионов перейдут на 2024 год. Это говорит о том, что мы цель достигаем и даже с опережением», – сказал он.
Также вице-премьер заявил, что рост жилищного строительства в России заставляет развивать общественный транспорт. «Рост жилищного строительства, безусловно, поставит перед нами новый вызов – транспортное обеспечение внутри населенных пунктов. Если мы не будем заниматься общественным транспортом, не будем его «расшивать» внутри населенных пунктов в увязке с дорогами федерального, регионального и муниципального значения, то мы к 2030 году получим сплошные пробки», – сказал Марат Хуснуллин. По его словам, необходимо выработать новую стратегию развития общественного транспорта в городах, в которой обязательно надо предусмотреть наличие парковочного пространства, развитие общественного транспорта и такси.
Игорь Левитин отметил, что несмотря на все сложности транспортный комплекс выполнил все стратегические задачи. «Благодаря транспортному комплексу и быстрой смене логистических цепочек увеличился грузопоток. Сейчас надо заниматься вопросами развития новых коридоров», – добавил он.
Дмитрий Чернышенко остановился на теме цифровой трансформации отрасли. «Президент России определил цифровую трансформацию одной из национальных целей развития, и она пронизывает все, в том числе и транспорт. Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли недавно была обновлена и дополнена новым проектом по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры, поскольку транспорт ожидаемо является объектом атак», – проинформировал он.
Ключевое внимание в новой стратегии уделяется внедрению искусственного интеллекта. С его помощью можно сформировать прозрачную, безопасную и эффективную логистику пассажиров и грузов.
Шла речь и о спутниковой системе мониторинга автомобильного транспорта ГЛОНАСС «Благодаря спутниковым системам мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС от 20% до 30% снижаются затраты, связанные с потреблением топлива. Также повышается производительность труда водителей, растет безопасность пассажиров, а решения по устранению транспортных проблем принимаются онлайн», – подчеркнул вице-премьер.
По его словам, использование систем мониторинга и управления транспортом в повседневной деятельности компаний позволяет нарастить объем предоставляемых услуг, повысить дисциплину водителей и производительность труда, а также сократить расходы на ремонт.
«Сегодня Правительство уделяет большое внимание унификации и масштабированию государственных систем на платформе «Гостех». Уже в этом году предусмотрен перевод на такую платформу сервисов выдачи разрешений и оказания услуг в сфере транспорта», – сообщил Дмитрий Чернышенко. – Речь идет о целой группе сервисов ведомств Минтранса – Росавиации, Ространснадзора, Росморречфлота, Росавтодора, Росжелдора». До конца года планируется развернуть на этой платформе витрины сведений о специальных разрешениях на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и о железнодорожном подвижном составе.