Опубликовано 14 Ноября 2023
В Москве прошла конференция по международному сотрудничеству в области контрольно-надзорной деятельности
Сегодня на полях XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялась Международная конференция «Сотрудничество контрольно-надзорных органов государств Евразийского региона в реализации наилучших практик обеспечения безопасности на транспорте».
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин выступил с докладом о лучших практиках Ространснадзора при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. «Решение поставленных задач по обеспечению безопасности международных транспортных коридоров возможно только при консолидации усилий всех органов власти. Важнейшую роль при этом играет эффективность, скоординированная работа государственных органов контроля, надзора за безопасностью на транспорте», – отметил он.
Ространснадзору удалось снизить административную нагрузку на бизнес путем перехода от взаимодействия с контролируемым лицом на профилактику возможных нарушений обязательных требований безопасности. Служба с 2016 года активно участвовала в реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, были пересмотрены сотни нормативных и законодательных актов, отменены тысячи избыточных обязательных требований. «Такая работа может служить примером и быть взята за основу при обмене опытом между нашими контролирующими органами. Например, мы можем создать рабочую группу, пригласить экспертов, проработать вопрос исключения избыточных требований при международном сотрудничестве», – отметил руководитель Ространснадзора.
В течение последних лет структура Ространснадзора реформирована из 91 территориального управления в 8 межрегиональных территориальных управлений. При этом увеличилось общее количество инспекторского состава. Федеральная служба заинтересована в получении своевременной и достоверной информации о контролируемых лицах и объектах контроля, поэтому применение цифровых технологий, позволяющих использовать удаленные дистанционные непрерывные инструменты контроля, сегодня крайне востребовано.
Кроме того, были определены объекты контроля, установлены критерии отнесения объектов к категории риска, проведена большая работа по установлению индикаторов риска для осуществления мониторинга деятельности контролируемых лиц удаленно без взаимодействия с подконтрольным лицом. Важным направлением развития контрольно-надзорной деятельности является формирование условий, стимулирующих добросовестность контролируемых лиц. Также Ространснадзор внимательно относится ко всем механизмам, которые позволяют получить обратную связь от контролируемых лиц и, как следствие, улучшить работу.
Отмечено, что благодаря принятым Ространснадзором мерам за прошедшие 5 лет удалось снизить количество смертельных случаев на транспорте на 43%, случаев травматизма на 32%, транспортных происшествий – на 28%. Несмотря на закрытие воздушного пространства иностранных государств, невозможность осуществления технического обслуживания воздушных судов за рубежом, совместные действия государства и предприятий гражданской авиации позволили обеспечить требуемый уровень безопасности полетов и рост пассажиропотока в 2023 году. «Предлагаем активно развивать сотрудничество между странами по вопросам совершенствования государственного надзора и транспортной безопасности. Обмен опытом и лучшими практиками в этих вопросах будут способствовать развитию инновационных подходов к обеспечению безопасности в транспортной отрасли», – сказал Виктор Басаргин.
Важным достижением стало создание и успешная деятельность Рабочей группы по авиационной безопасности при Совете уполномоченных руководителей в области транспорта государств – членов Евразийского экономического союза. В частности, разработаны и представлены в ИКАО рабочие документы, скоординированные и согласованные данной рабочей группой, отражающие единую позицию экспертов государств ЕврАзЭС.
На внутренних водных путях эффективным нововведением стал запуск совместного с Департаментом транспорта Москвы и Центром организации дорожного движения проекта по дистанционному мониторингу состояния безопасности судоходства с использованием Комплексной информационной системы мониторинга речного транспорта. Система обладает функциями искусственного интеллекта, позволяющими следить за движением судов, определять и фиксировать факты нарушения судами общих правил плавания и стоянки на участках с интенсивным судоходством дистанционно и в режиме реального времени.
В области железнодорожного транспорта Ространснадзор применяет дистанционный мониторинг и карты рисков, разработанные совместно с Российским университетом транспорта. В рамках НИР разработаны научно обоснованные критерии и формулы расчета риска по таким объектам контроля как железнодорожные пути, вагоно- и локомотиворемонтные предприятия, а также железнодорожные станции. Карты рисков позволяют объективно оценить динамику формирования угроз безопасности, ранжировать каждый объект контроля контролируемых лиц по зонам риска.
Для определения единых норм и правил при осуществлении международных автомобильных перевозок Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении и ратифицировано около 10 многосторонних соглашений. Ведется поэтапный переход на электронные разрешительные и перевозочные документы. В 2022 году Минтрансом завершен 2-й этап по созданию государственной информационной системы электронных перевозочных документов. Использование единой системы электронных перевозочных документов позволит заказчикам и перевозчикам упростить бизнес-процессы, и как следствие снизить издержки, повысить скорость доставки товаров и грузов.
В настоящее время реализуется международный двусторонний российско-белорусский пилотный проект по использованию международных товарно-транспортных накладных (CMR), результаты которого в перспективе могут быть внедрены государствами-членами Евразийского экономического союза.
Вопрос повышения безопасности международных перевозок решается также в рамках формирования общего цифрового пространства Евразийского экономического союза, в том числе в сфере транспортного автомобильного контроля. Эта работа ведется в национальных интересах всех государств-членов ЕАЭС и способствует дальнейшему развитию интеграционных процессов.
К концу 2023 года органы транспортного контроля государств-членов Союза завершают все мероприятия по присоединению к общему процессу информационного обеспечения транспортного контроля на внешней границе Евразийского экономического союза. Это позволит поднять процесс информационного взаимодействия контрольных органов России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана на принципиально новый уровень, обеспечить максимально эффективный контроль в отношении международных перевозок и повысить их безопасность.
Одним из важных направлений сотрудничества является сфера цифровизации. Основой взаимодействия здесь должна стать реализация совместных проектов информационного взаимодействия между контрольными органами стран. «Например, в современных условиях представляется наиболее актуальным заключить общее Соглашение государств евразийского региона об информационном взаимодействии контрольно-надзорных органов на транспорте по обмену оперативной и аналитической информацией об угрозах и рисках безопасности», – сообщил Виктор Басаргин.